Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что у правительства области отсутствуют законные основания для отмены, предоставленной в период реализации инвестиционного проекта государственной поддержки в виде льготы по налогам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (ОГРН 1113256002826, ИНН 3250522220, Ленина пр-т, д. 67, г. Брянск, 241050): Панкова Е.П. - представителя, действующего по доверенности от 10.02.2015 без номера;
- от правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): Чикина Е.Н. - представителя, действующего по доверенности от 31.12.2014 N 1-9266и;
- от третьих лиц:
- Департамента экономического развития Брянской области (ОГРН 1093254006823, ИНН 3250511821, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Департамента финансов Брянской области (ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 (судьи Федин К.А., Заикина Н.В, Мордасов Е.В.) по делу N А09-966/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (далее по тексту - Общество, заявитель, ООО "Регион ТРЦ") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Правительству Брянской области (далее по тексту также - Правительство) о признании незаконными действий по отмене заявителю с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, и требованием об устранении выявленных нарушений посредством признания заключенным договора об инвестировании от 30.12.2014 в предложенной Правительству редакции.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент экономического развития Брянской области и Департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 требования ООО "Регион ТРЦ" удовлетворены. Признаны незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.2015 налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных Обществу решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области (протокол от 19.12.2013 N 13/7) и договором об инвестировании от 30.12.2012 N 45, а также признан заключенным с 30.12.2014 договор об инвестировании между Правительством Брянской области и ООО "Регион ТРЦ", в редакции, предложенной последним.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 указанное выше решение Арбитражного суда Брянской области отменено. В удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление от 14.07.2015 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и третьи лица просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, а представитель Правительства, напротив, указал на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "Регион ТРЦ" с 2012 года реализует инвестиционный проект "Строительство торгово-развлекательного центра "АЭРО-Парк" в городе Брянске.
В соответствии с решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области, оформленным Протоколом от 19.12.2013 N 13/7 и договором от 30.12.2013 N ДС-89 об инвестировании, заключенным между ООО "Регион ТРЦ" и Правительством Брянской области, Обществу в 2014 году на период реализации инвестиционного проекта предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в областной бюджет Брянской области. Указанная государственная поддержка предоставлена ООО "Регион ТРЦ" по фактически начисленным суммам налогов при реализации инвестиционного проекта "Строительство торгово-развлекательного центра "АЭРО-Парк", реализуемого в период 2012 - 2020 годов.
27.11.2014 Брянской областной Думой в региональное законодательство, а именно в Закон Брянской области от 19.08.1996 N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", Закон Брянской области от 27.11.2003 N 79-З "О налоге на имущество организаций" и Закон Брянской области от 26.11.2004 N 73-З "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" внесены изменения касающиеся предоставления налоговых льгот субъектам предпринимательской деятельности. Упомянутые изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Настоящие нормативно-правовые акты с момента их вступления в законную силу не предусматривают для такой категории налогоплательщиков, к которой относится заявитель, каких-либо форм государственной поддержки.
В связи с чем письмом от 26.12.2014 N Э-4-2826 Департамент экономического развития Брянской области сообщил ООО "Регион ТРЦ" о принятии решения об отмене с 01.01.2015 налоговых льгот.
В ответ на указанное письмо Общество направило в адрес Правительства и Департамента экономического развития Брянской области проект Договора об инвестировании от 30.12.2014, определяя срок его действия с 01.01.2015 до 31.12.2020 включительно.
Полагая, что у Правительства отсутствуют законные основания для отмены предоставленной в 2014 году заявителю на период реализации им инвестиционного проекта государственной поддержки в виде льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, и данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, последний обратился в порядке главы 24 АПК РФ в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что редакции законов Брянской области ухудшают с 01.01.2015 условия инвестирования в части отмены льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков, в связи с чем признал незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.2015 г. налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных ООО "Регион ТРЦ" решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области (протокол от 19.12.2013 N 13/7) и договором об инвестировании от 30.12.2012 N 45, обязав Правительство заключить договор об инвестировании с ООО "Регион РТЦ" с 2015 г. по 2020 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким решением и отказал в удовлетворении заявления, указав на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку данные правоотношения относятся к сфере гражданско-правового регулирования.
Между тем, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что правоотношения между Правительством, с одной стороны, и Обществом с другой стороны, являются публично-правовыми.
В данном случае правоотношения, по которым возник спор, связаны с отменой ранее представленной заявителю налоговой льготы, основаны эти правоотношения на властных, дискреционных полномочиях Правительства, поэтому не входят в сферу гражданско-правового регулирования. При этом апелляционному суду следовало учесть, что заключение инвестиционного договора обусловлено наличием решения о предоставлении мер государственной поддержки в виде налоговых льгот.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 3 Закона Брянской области от 19.08.1996 N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области" в редакции, действовавшей на момент предоставления заявителю мер государственной поддержки, объектами инвестиционной деятельности на территории области являлись вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, направленные на развитие производства во всех отраслях и сферах экономики области, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона, взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, возникающие в связи с реализацией инвестиционных проектов под гарантии органов исполнительной власти и (или) предоставлением льгот по платежам в областной бюджет, регулируются законодательством Российской Федерации, а также договором об инвестировании, который заключается Правительством Брянской области с инвестором на основании решения инвестиционного совета при Правительстве Брянской области не позднее 31 декабря текущего года.
Как усматривается из статей 7 и 8 упомянутого Закона инвесторам, действующим на территории Брянской области, предоставляется государственная поддержка. При этом основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Принимая во внимание положения настоящего закона, а также Законов Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций и от 26.11.2004 г. N 73-З "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", в редакциях, действовавших на момент предоставления государственной поддержки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в установленном законом порядке Общество реализовало право на получение льгот по налогообложению и на основании поименованных законов ему в 2014 году была предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области, оформленным протоколом от 19.12.2013 N 13/7, и договором от 30.12.2013 N ДС-89 об инвестировании, заключенным на основании Закона Брянской области от 19 августа 1996 г. N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области".
В то же время принятые Законы Брянской области от 27.11.2014 NN 70-З - 72-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", "О внесении изменения в Закон Брянской области "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", "О внесении изменений в Закон Брянской области "О налоге на имущество организаций", с 01.01.2015 не предусматривают с указанной даты распространение льготы и понижение налоговой ставки по отдельным налогам на категорию налогоплательщиков, к которой относится ООО "Регион ТРЦ".
Учитывая, что указанные изменения действуют с 01.01.2015, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 57 Конституции Российской Федерации суд области указал на недопустимость придания обратной силы правовой норме, ухудшающей положение налогоплательщика.
При этом суд исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 04.12.2003 N 445-О, из которой следует, что новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Помимо указанного суд отметил, что использование заявителем одной из форм государственной поддержки на период реализации инвестиционного проекта относится к длящимся налоговым правоотношениям, в период действия которых не может применяться новый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Правительства об исключении Общества из категории налогоплательщиков, которым предусматривались льготы и понижение налоговой ставки по отдельным видам налогам, не могут ухудшать положение заявителя, которое в данном случае выражается в применении нового регулирования к длящимся правоотношениям по осуществлению инвестиционного проекта.
Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
С учетом приведенных норм, в данном конкретном случае, суд правильно заключил, что решения Правительства не могут ухудшать положение инвесторов и заявитель имеет право пользоваться предоставленными ему мерами государственной поддержки, при условии соблюдения условий договора об инвестировании, в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
Доказательств, подтверждающих правомерность действий по отмене ООО "Регион ТРЦ" с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в бюджет Брянской области, материалы дела не содержат.
Поскольку решение суда первой инстанции в указанной части вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, не было правовых оснований для его отмены и для отказа удовлетворения этих требований.
Восстановление прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом споре возможно было путем сохранения права на льготу по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в бюджет Брянской при условии соблюдения условий договора об инвестировании, а не способом, указанным арбитражным судом области.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А09-966/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" о признании незаконными действий Правительства Брянской области по отмене обществу с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль.
Оставить в силе в указанной части решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 по настоящему делу.
В остальной части постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2015 N Ф10-3381/2015 ПО ДЕЛУ N А09-966/2015
Требование: О признании незаконными действий по отмене налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в областной бюджет, обязании устранить нарушения путем признания заключенным договора об инвестировании.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что у правительства области отсутствуют законные основания для отмены, предоставленной в период реализации инвестиционного проекта государственной поддержки в виде льготы по налогам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N Ф10-3381/2015
Дело N А09-966/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (ОГРН 1113256002826, ИНН 3250522220, Ленина пр-т, д. 67, г. Брянск, 241050): Панкова Е.П. - представителя, действующего по доверенности от 10.02.2015 без номера;
- от правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): Чикина Е.Н. - представителя, действующего по доверенности от 31.12.2014 N 1-9266и;
- от третьих лиц:
- Департамента экономического развития Брянской области (ОГРН 1093254006823, ИНН 3250511821, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Департамента финансов Брянской области (ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 (судьи Федин К.А., Заикина Н.В, Мордасов Е.В.) по делу N А09-966/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (далее по тексту - Общество, заявитель, ООО "Регион ТРЦ") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Правительству Брянской области (далее по тексту также - Правительство) о признании незаконными действий по отмене заявителю с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, и требованием об устранении выявленных нарушений посредством признания заключенным договора об инвестировании от 30.12.2014 в предложенной Правительству редакции.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент экономического развития Брянской области и Департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 требования ООО "Регион ТРЦ" удовлетворены. Признаны незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.2015 налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных Обществу решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области (протокол от 19.12.2013 N 13/7) и договором об инвестировании от 30.12.2012 N 45, а также признан заключенным с 30.12.2014 договор об инвестировании между Правительством Брянской области и ООО "Регион ТРЦ", в редакции, предложенной последним.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 указанное выше решение Арбитражного суда Брянской области отменено. В удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление от 14.07.2015 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и третьи лица просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, а представитель Правительства, напротив, указал на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "Регион ТРЦ" с 2012 года реализует инвестиционный проект "Строительство торгово-развлекательного центра "АЭРО-Парк" в городе Брянске.
В соответствии с решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области, оформленным Протоколом от 19.12.2013 N 13/7 и договором от 30.12.2013 N ДС-89 об инвестировании, заключенным между ООО "Регион ТРЦ" и Правительством Брянской области, Обществу в 2014 году на период реализации инвестиционного проекта предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в областной бюджет Брянской области. Указанная государственная поддержка предоставлена ООО "Регион ТРЦ" по фактически начисленным суммам налогов при реализации инвестиционного проекта "Строительство торгово-развлекательного центра "АЭРО-Парк", реализуемого в период 2012 - 2020 годов.
27.11.2014 Брянской областной Думой в региональное законодательство, а именно в Закон Брянской области от 19.08.1996 N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", Закон Брянской области от 27.11.2003 N 79-З "О налоге на имущество организаций" и Закон Брянской области от 26.11.2004 N 73-З "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" внесены изменения касающиеся предоставления налоговых льгот субъектам предпринимательской деятельности. Упомянутые изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Настоящие нормативно-правовые акты с момента их вступления в законную силу не предусматривают для такой категории налогоплательщиков, к которой относится заявитель, каких-либо форм государственной поддержки.
В связи с чем письмом от 26.12.2014 N Э-4-2826 Департамент экономического развития Брянской области сообщил ООО "Регион ТРЦ" о принятии решения об отмене с 01.01.2015 налоговых льгот.
В ответ на указанное письмо Общество направило в адрес Правительства и Департамента экономического развития Брянской области проект Договора об инвестировании от 30.12.2014, определяя срок его действия с 01.01.2015 до 31.12.2020 включительно.
Полагая, что у Правительства отсутствуют законные основания для отмены предоставленной в 2014 году заявителю на период реализации им инвестиционного проекта государственной поддержки в виде льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, и данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, последний обратился в порядке главы 24 АПК РФ в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что редакции законов Брянской области ухудшают с 01.01.2015 условия инвестирования в части отмены льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков, в связи с чем признал незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.2015 г. налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных ООО "Регион ТРЦ" решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области (протокол от 19.12.2013 N 13/7) и договором об инвестировании от 30.12.2012 N 45, обязав Правительство заключить договор об инвестировании с ООО "Регион РТЦ" с 2015 г. по 2020 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким решением и отказал в удовлетворении заявления, указав на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку данные правоотношения относятся к сфере гражданско-правового регулирования.
Между тем, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что правоотношения между Правительством, с одной стороны, и Обществом с другой стороны, являются публично-правовыми.
В данном случае правоотношения, по которым возник спор, связаны с отменой ранее представленной заявителю налоговой льготы, основаны эти правоотношения на властных, дискреционных полномочиях Правительства, поэтому не входят в сферу гражданско-правового регулирования. При этом апелляционному суду следовало учесть, что заключение инвестиционного договора обусловлено наличием решения о предоставлении мер государственной поддержки в виде налоговых льгот.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 3 Закона Брянской области от 19.08.1996 N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области" в редакции, действовавшей на момент предоставления заявителю мер государственной поддержки, объектами инвестиционной деятельности на территории области являлись вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, направленные на развитие производства во всех отраслях и сферах экономики области, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона, взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, возникающие в связи с реализацией инвестиционных проектов под гарантии органов исполнительной власти и (или) предоставлением льгот по платежам в областной бюджет, регулируются законодательством Российской Федерации, а также договором об инвестировании, который заключается Правительством Брянской области с инвестором на основании решения инвестиционного совета при Правительстве Брянской области не позднее 31 декабря текущего года.
Как усматривается из статей 7 и 8 упомянутого Закона инвесторам, действующим на территории Брянской области, предоставляется государственная поддержка. При этом основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Принимая во внимание положения настоящего закона, а также Законов Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций и от 26.11.2004 г. N 73-З "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", в редакциях, действовавших на момент предоставления государственной поддержки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в установленном законом порядке Общество реализовало право на получение льгот по налогообложению и на основании поименованных законов ему в 2014 году была предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области, оформленным протоколом от 19.12.2013 N 13/7, и договором от 30.12.2013 N ДС-89 об инвестировании, заключенным на основании Закона Брянской области от 19 августа 1996 г. N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области".
В то же время принятые Законы Брянской области от 27.11.2014 NN 70-З - 72-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", "О внесении изменения в Закон Брянской области "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", "О внесении изменений в Закон Брянской области "О налоге на имущество организаций", с 01.01.2015 не предусматривают с указанной даты распространение льготы и понижение налоговой ставки по отдельным налогам на категорию налогоплательщиков, к которой относится ООО "Регион ТРЦ".
Учитывая, что указанные изменения действуют с 01.01.2015, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 57 Конституции Российской Федерации суд области указал на недопустимость придания обратной силы правовой норме, ухудшающей положение налогоплательщика.
При этом суд исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 04.12.2003 N 445-О, из которой следует, что новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Помимо указанного суд отметил, что использование заявителем одной из форм государственной поддержки на период реализации инвестиционного проекта относится к длящимся налоговым правоотношениям, в период действия которых не может применяться новый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Правительства об исключении Общества из категории налогоплательщиков, которым предусматривались льготы и понижение налоговой ставки по отдельным видам налогам, не могут ухудшать положение заявителя, которое в данном случае выражается в применении нового регулирования к длящимся правоотношениям по осуществлению инвестиционного проекта.
Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
С учетом приведенных норм, в данном конкретном случае, суд правильно заключил, что решения Правительства не могут ухудшать положение инвесторов и заявитель имеет право пользоваться предоставленными ему мерами государственной поддержки, при условии соблюдения условий договора об инвестировании, в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
Доказательств, подтверждающих правомерность действий по отмене ООО "Регион ТРЦ" с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в бюджет Брянской области, материалы дела не содержат.
Поскольку решение суда первой инстанции в указанной части вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, не было правовых оснований для его отмены и для отказа удовлетворения этих требований.
Восстановление прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом споре возможно было путем сохранения права на льготу по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в бюджет Брянской при условии соблюдения условий договора об инвестировании, а не способом, указанным арбитражным судом области.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А09-966/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" о признании незаконными действий Правительства Брянской области по отмене обществу с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль.
Оставить в силе в указанной части решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 по настоящему делу.
В остальной части постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)