Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 27.03.2014 N ВАС-2793/14 ПО ДЕЛУ N А32-12177/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. N ВАС-2793/14

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (г. Геленджик) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 по делу N А32-12177/2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2013 по тому же делу по заявлению Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (г. Геленджик) о признании недействительным решения от 11.03.2012 N 8.
Суд

установил:

Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 11.03.2012 N 8 в части предложения уплатить 81 239 891 рубль налога на добавленную стоимость и единого социального налога, начисленных пеней, 14 149 886 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату названных налогов, 806 864 рублей 48 копеек штрафа по статье 123 Кодекса за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, требования организации удовлетворены частично: решение инспекции с учетом смягчающих ответственность обстоятельств признано недействительным в части штрафа по статье 123 Кодекса в сумме 929 047 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 21.11.2013 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов организация просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Основания, по которым судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора, предусмотрены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы организации, коллегия судей таких оснований не установила.
Организация зарегистрирована как общественная организация инвалидов, среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Основными целями деятельности организации являются: защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, интеграция инвалидов в общество. При этом уставом организации предусмотрено право осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на обеспечение уставных задач и программ Всероссийского общества инвалидов.
Основанием для принятия инспекцией по результатам выездной налоговой проверки оспариваемого решения явился вывод о неправомерном применении организацией налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что в 2008 - 2010 годах организация осуществляла предпринимательскую деятельность по производству и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий через созданное ей хозрасчетное структурное подразделение "Хлеб-Сервис" (далее - подразделение).
Для ведения указанной предпринимательской деятельности привлекались физические лица, не являющиеся членами организации, с которыми заключались трудовые договоры.
Суды установили, что подразделение является отдельным и самостоятельным, имеет угловой штамп, печать, собственный баланс, расчетный счет, в гражданско-правовых отношениях выступает от своего имени, не отвечает по обязательствам организации, а она по обязательствам подразделения, в связи с чем сделали вывод о том, что подразделение имеет признаки самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Учитывая правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды признали доказанным направленность действий организации на получение необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых льгот, предоставленных общественным организациям инвалидов. При этом исходили из того, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды.
Отказывая организации в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о том, что основной целью деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.
Поскольку общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности не вправе применять налоговые льготы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса, суды признали выводы инспекции о неправомерном применении организацией данных льгот обоснованными.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 1814/10.
Доводы организации не опровергают выводы судов, они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку, основанную на исследовании и оценке фактических обстоятельств дела. Переоценка установленных судами обстоятельств в силу статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Нарушения единообразия судебно-арбитражной практики не установлено, поскольку выводы судов по указанным в заявлении иным арбитражным делам сделаны исходя из конкретных обстоятельств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А32-12177/2012 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2013 отказать.

Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА

Судья
М.Г.ЗОРИНА

Судья
В.М.ТУМАРКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)