Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-16898/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А60-16898/2014


Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "УДМ-КАПИТАЛ" (ИНН 6606016120)
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
с участием третьего лица: Управления ФНС России по Свердловской области (ИНН 6671159287)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: М.С. Соловьев, представитель по доверенности от 04.04.2014,
С.И. Соболев, представитель по доверенности от 04.04.2014,
от заинтересованного лица: Е.А. Чирик, представитель по доверенности N 34 от 03.10.2013,
от третьего лица: А.И. Эйдлин, представитель по доверенности N 09-22/04 от 09.01.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ООО "Уралдрагмет-капитал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Управлению ФНС России по Свердловской области о признании недействительными решения N 61036 от 28.01.2014, N 323/14 от 07.04.2014.
В судебном заседании ООО "Уралдрагмет-капитал" в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 61036 от 28.01.2014, утвержденное Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области N 323/14 от 07.04.2014.
Уточнения судом приняты.
В связи с уточнением заявленных требований суд с согласия сторон исключил Управление ФНС России по Свердловской области из числа заинтересованных лиц и привлек Управление к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год составлен акт от 05.12.2013 N 82154 и вынесено Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга решение N 61036 от 28.01.2014, которым доначислен земельный налог в сумме 95318 руб., пени в сумме 9095,72 руб. 98 коп., общество привлечено к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 19063,60 руб.
Основанием для доначисления налога, пеней, штрафа послужил вывод налогового органа о необходимости применения при исчислении земельного налога ставки 0,85 процент от кадастровой стоимости, установленной п. 10 решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 07.04.2014 N 323/14 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "Уралдрагмет-капитал" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
ООО "Уралдрагмет-капитал" в проверяемый период являлось плательщиком земельного налога.
По результатам проверки налоговой инспекцией установлено, что обществом занижена сумма земельного налога за 2012 год за земельный участок с кадастровым номером 66:41:0306007:9 в результате неправильного применения кадастровой стоимости, установленной для данного земельного участка, и налоговых ставок.
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.
Пунктами 1, 3 ст. 391 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2 ст. 65 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Пунктами 2, 4, 9 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Результаты кадастровой стоимости на 2012 год утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
В соответствии с данным Постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306007:9 по состоянию на 01.01.2012 составляет 116 524 916 рублей, земельный участок отнесен к 5 группе (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Ставки земельного налога указаны в приложении N 1 к названному решению. Согласно п. 10 приложения N 1 ставка 0,85 процентов установлена на земельные участка под объектами торговли (при этом имеется сноска N 3: к объектам торговли относятся магазины, торговые комплексы, торгово-развлекательные центры, автоцентры, ярмарки, рынки открытые и закрытые, выставки товаров, художественные салоны, магазины оптовой и мелкооптовой торговли).
Пунктом 14 приложения N 1 установлена ставка 0,75 процент в отношении земельных участков под гостиницами, гостевыми домами, прочими местами для временного проживания (отели, мотели), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения соответствующих компетентных органов или в порядке принятия решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
В силу ст. 396 Кодекса кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года, следовательно, налоговая база определяется на конкретную дату - 1 января календарного года.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 390 Кодекса).
Судом установлено, что ООО "Уралдрагмет-капитал" является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306007:9. Вид разрешенного использования земельного участка - земли общественно-деловой застройки, общественно-деловых целей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306007:9 по состоянию на 01.01.2012 составляет 116 524 916 рублей, земельный участок отнесен к 5 группе (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В связи с тем, что на спорном земельном участке находятся два объекта недвижимости, в отношении которых решением представительного органа муниципального образования предусмотрены разные налоговые ставки (на земельном участке находится здание кафе - налоговая ставка 0,85, здание гостиницы - налоговая ставка - 0,75), общество рассчитало кадастровую стоимость каждой части данного земельного участка пропорционально площади, занимаемой зданием гостиницы и зданием кафе (в размере 95317381 руб. и в размере 21207535 руб. соответственно), и применило к полученной кадастровой стоимости соответствующую налоговую ставку.
Однако доказательств того, что вид разрешенного использования земельного участка изменен в установленном порядке, налогоплательщиком не представлено.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, установленная налоговая ставка может применяться в отношении конкретного участка в целом. Применение различных ставок к частям земельного участка земельным законодательством не предусмотрено, равно как и не предусмотрено определение кадастровой стоимости частей земельного участка путем деления законно установленной кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 02.05.2007 N 9370, далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 - 2.6 Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
При исчислении земельного налога основанием являются сведения о кадастровом учете земельного участка (правоустанавливающие документы - свидетельство на право собственности на земельный участок, кадастровый паспорт и др.).
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 N ГКПИ09-588, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 N 15АП-12422/13.
Учитывая изложенное налоговой инспекцией правомерно исчислен налог по ставке 0,85 процентов от кадастровой стоимости, установленной п. 10 решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".
Довод общества о том, что фактически на спорном земельном участке располагается два объекта - кафе и гостиница, поэтому в отношении спорного участка применяются две ставки в зависимости от назначении объекта, судом рассмотрен и отклонен, поскольку ставки земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" установлены в зависимости от разрешенного вида использования земельного участка и категории земель, а не от категории объекта, расположенного на этом земельном участке. Обстоятельство, на которое ссылается налогоплательщик, является основанием для изменения вида использования земельного участка, его назначения в установленном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)