Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Приватизация земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуровой И.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань ОГРН 1041621008824, ИНН 1655063821) в лице Рязанского, ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 по делу N А54-3510/2014 (судья Шишков Ю.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Рязанской области, заинтересованное лицо) в котором просит:
- 1. Признать незаконным пункт 2 распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский район) в части определения цены выкупа подлежащего приватизации земельного участка в размере, превышающем 114 458 рублей 65 копеек;
- 2. Обязать Управление устранить нарушение прав и законных интересов общества, допущенные пунктом 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р, путем подготовки и направления в месячный срок в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровыми номерами 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в соответствии с расчетом в размере 114 458 рублей 65 копеек. (С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 исковые требования удовлетворены: 1) признан незаконным пункт 2 распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, проверенный на соответствие Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в части определения цены выкупа подлежащего приватизации земельного участка в размере, превышающем 114458 рублей 65 копеек, 2) территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ", вызванные пунктом 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р, путем подготовки и направления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в размере 114458 рублей 65 копеек.
Также решением с ответчика в пользу истца взыскано 2000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Арбитражным судом Рязанской области сделан неверный вывод о том, что выкупную цену следует определять по состоянию на момент подачи ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" заявки на приватизацию, то есть в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.07.2012, поскольку распоряжение N 145-р от 23.07.2014 было издано во исполнение решения Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012.
Таким образом полагает, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть определена на дату вынесения вышеуказанного решения Арбитражного суда Рязанской области.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в отзыве возражало против доводов апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 09.11.2011 обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, площадью 29929 кв. м свидетельство о государственной регистрации права 62-МД N 091566.
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу (здание - мазутное хозяйство, сооружение 2 - резервуар N 1, сооружение N 3 - резервуар N 2, сооружение 4 - резервуар N 3, сооружение 42 - конденсатный бак, сооружение 43 - конденсатный бак) на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 62-МГ 732459, 732460, 732461,732462,732463, 732464 от 23.12.08.
ТУ Росимущества в Рязанской области не было принято распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка: не подготовлен договор купли-продажи. Полагая, что управлением нарушены положения статей 29, 36 Земельного кодекса РФ, а также исключительное право ООО "Ново-Рязанской ТЭЦ" на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 бездействие ТУ Росимущества в Рязанской области, выразившееся в не рассмотрении заявки о приватизации земельного участка, не составлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, не направлении договора купли-продажи в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" признано незаконным. Также суд обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов общества, подготовив и направив в месячный срок в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 решение суда первой инстанции по делу N А54-7817/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2014 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по делу N А54-7817/2012 оставлены без изменения.
Во исполнение решения суда по делу N А54-7817/2012 управлением 23.06.2014 издано распоряжение N 145-р, согласно которому Обществу представлен в собственность путем выкупа по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:29, площадью 29929 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания сооружений мазутного хозяйства, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский район) (пункт 1). Пунктом 2 указанного распоряжения определена выкупная цена подлежащего приватизации участка в размере 78281095 рублей 24 копеек.
Ссылаясь на незаконность распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 19.10.2012 в части определения цены выкупа подлежащих приватизации земельных участков, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пунктов 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 указанной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р ответчик предложил истцу выкупить земельные участки по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков.
Выкупная цена земельных участков установлена ответчиком на момент принятия распоряжения от 19.10.2012 N 333-р на основании пункта 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, а также из решения суда от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявкой о приватизации земельного участка 09.11.2011.
При обращении в уполномоченный орган общество представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельных участков.
Вместе с тем, заявка истца о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотрена не была и решение по ней не принято.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось с заявкой о приватизации земельных участков до 01.07.2012; срок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, для принятия решения ТУ Росимущества в Рязанской области и направления договора истек также до 01.07.2012. Таким образом, спорные по настоящему заявлению правоотношения, а также соответствующие права и обязанности сторон возникли до 01.07.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно учел преюдициальное значение судебных актов, принятых по делу N А62-7817/2012, в рамках которого по заявлению установлен факт непринятия в установленный законодательством срок (09.12.2011) аргументированного решения относительно заявления ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" о приватизации земельного участка.
С учетом изложенного, на момент подачи ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" заявки на приватизацию выкупная цена земельных участков должна была определяться в соответствии с положениями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими до 01.07.2012.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
То есть в данном случае цена выкупа спорных земельных участков должна была быть установлена исходя из минимального размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно расчету, представленному заявителем в материалы дела (л.д. 92), с учетом решения Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-364/2011, которым земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:291 площадью 29929 кв. м был отнесен к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов - л.д. 94-100), стоимость земельных участков должна быть произведена в следующем порядке:
29929 кв. м х 588,36 руб. /кв. м = 17 609 026,44 рублей, где 29929 кв. м - это площадь земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291; 588,36 руб. /кв. м - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе групп видов разрешенного использования для 10-й группы видов разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале 62:29:0130002, утвержденное постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области".
Таким образом, при установлении цены спорного земельного участка ТУ Росимущества в Рязанской области обязано было исходить из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 17 609 026 рублей 44 копейки.
Расчет выкупной стоимости спорного земельного участка должен был быть произведен согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следующим образом:
17 609 026 рублей 44 копейки (кадастровая стоимость участка) х 0,13% (минимальная ставка земельного налога в городе Рязани) х 5 (пятикратный размер ставки земельного налога) = 114 458 рублей 67 копеек.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 2 распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р является незаконным.
Также суд правомерно возложил на ответчика обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца, допущенные пунктом 2 распоряжения N 145-р от 23.06.2014, путем подготовки и направления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в размере 114 458 рублей 65 копеек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Рязанской области - без удовлетворения.
Изучив доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный су
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 по делу N А54-3510/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2015 N 20АП-7452/2014 ПО ДЕЛУ N А54-3510/2014
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Приватизация земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N А54-3510/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуровой И.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань ОГРН 1041621008824, ИНН 1655063821) в лице Рязанского, ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 по делу N А54-3510/2014 (судья Шишков Ю.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Рязанской области, заинтересованное лицо) в котором просит:
- 1. Признать незаконным пункт 2 распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский район) в части определения цены выкупа подлежащего приватизации земельного участка в размере, превышающем 114 458 рублей 65 копеек;
- 2. Обязать Управление устранить нарушение прав и законных интересов общества, допущенные пунктом 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р, путем подготовки и направления в месячный срок в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровыми номерами 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в соответствии с расчетом в размере 114 458 рублей 65 копеек. (С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 исковые требования удовлетворены: 1) признан незаконным пункт 2 распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, проверенный на соответствие Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в части определения цены выкупа подлежащего приватизации земельного участка в размере, превышающем 114458 рублей 65 копеек, 2) территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ", вызванные пунктом 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р, путем подготовки и направления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в размере 114458 рублей 65 копеек.
Также решением с ответчика в пользу истца взыскано 2000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Арбитражным судом Рязанской области сделан неверный вывод о том, что выкупную цену следует определять по состоянию на момент подачи ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" заявки на приватизацию, то есть в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.07.2012, поскольку распоряжение N 145-р от 23.07.2014 было издано во исполнение решения Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012.
Таким образом полагает, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть определена на дату вынесения вышеуказанного решения Арбитражного суда Рязанской области.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в отзыве возражало против доводов апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 09.11.2011 обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, площадью 29929 кв. м свидетельство о государственной регистрации права 62-МД N 091566.
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу (здание - мазутное хозяйство, сооружение 2 - резервуар N 1, сооружение N 3 - резервуар N 2, сооружение 4 - резервуар N 3, сооружение 42 - конденсатный бак, сооружение 43 - конденсатный бак) на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 62-МГ 732459, 732460, 732461,732462,732463, 732464 от 23.12.08.
ТУ Росимущества в Рязанской области не было принято распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка: не подготовлен договор купли-продажи. Полагая, что управлением нарушены положения статей 29, 36 Земельного кодекса РФ, а также исключительное право ООО "Ново-Рязанской ТЭЦ" на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 бездействие ТУ Росимущества в Рязанской области, выразившееся в не рассмотрении заявки о приватизации земельного участка, не составлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, не направлении договора купли-продажи в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" признано незаконным. Также суд обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов общества, подготовив и направив в месячный срок в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 решение суда первой инстанции по делу N А54-7817/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2014 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по делу N А54-7817/2012 оставлены без изменения.
Во исполнение решения суда по делу N А54-7817/2012 управлением 23.06.2014 издано распоряжение N 145-р, согласно которому Обществу представлен в собственность путем выкупа по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:29, площадью 29929 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания сооружений мазутного хозяйства, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский район) (пункт 1). Пунктом 2 указанного распоряжения определена выкупная цена подлежащего приватизации участка в размере 78281095 рублей 24 копеек.
Ссылаясь на незаконность распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 19.10.2012 в части определения цены выкупа подлежащих приватизации земельных участков, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пунктов 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 указанной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 2 распоряжения от 23.06.2014 N 145-р ответчик предложил истцу выкупить земельные участки по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков.
Выкупная цена земельных участков установлена ответчиком на момент принятия распоряжения от 19.10.2012 N 333-р на основании пункта 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, а также из решения суда от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявкой о приватизации земельного участка 09.11.2011.
При обращении в уполномоченный орган общество представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельных участков.
Вместе с тем, заявка истца о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотрена не была и решение по ней не принято.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось с заявкой о приватизации земельных участков до 01.07.2012; срок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, для принятия решения ТУ Росимущества в Рязанской области и направления договора истек также до 01.07.2012. Таким образом, спорные по настоящему заявлению правоотношения, а также соответствующие права и обязанности сторон возникли до 01.07.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно учел преюдициальное значение судебных актов, принятых по делу N А62-7817/2012, в рамках которого по заявлению установлен факт непринятия в установленный законодательством срок (09.12.2011) аргументированного решения относительно заявления ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" о приватизации земельного участка.
С учетом изложенного, на момент подачи ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" заявки на приватизацию выкупная цена земельных участков должна была определяться в соответствии с положениями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими до 01.07.2012.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
То есть в данном случае цена выкупа спорных земельных участков должна была быть установлена исходя из минимального размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно расчету, представленному заявителем в материалы дела (л.д. 92), с учетом решения Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-364/2011, которым земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:291 площадью 29929 кв. м был отнесен к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов - л.д. 94-100), стоимость земельных участков должна быть произведена в следующем порядке:
29929 кв. м х 588,36 руб. /кв. м = 17 609 026,44 рублей, где 29929 кв. м - это площадь земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291; 588,36 руб. /кв. м - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе групп видов разрешенного использования для 10-й группы видов разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале 62:29:0130002, утвержденное постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области".
Таким образом, при установлении цены спорного земельного участка ТУ Росимущества в Рязанской области обязано было исходить из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 17 609 026 рублей 44 копейки.
Расчет выкупной стоимости спорного земельного участка должен был быть произведен согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следующим образом:
17 609 026 рублей 44 копейки (кадастровая стоимость участка) х 0,13% (минимальная ставка земельного налога в городе Рязани) х 5 (пятикратный размер ставки земельного налога) = 114 458 рублей 67 копеек.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 2 распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 23.06.2014 N 145-р является незаконным.
Также суд правомерно возложил на ответчика обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца, допущенные пунктом 2 распоряжения N 145-р от 23.06.2014, путем подготовки и направления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 и договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с указанием выкупной цены в размере 114 458 рублей 65 копеек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Рязанской области - без удовлетворения.
Изучив доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный су
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2014 по делу N А54-3510/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)