Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10112/2015

Требование: Об отмене требования налогового органа об уплате земельного налога и пени.

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N 33-10112/2015


Судья - Тер-Мосесова А.В.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействительным требования N <...> Межрайонной ИФНС N 4 по Волгоградской области об уплате налогов, сборов, пени и штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2013 год.
по апелляционной жалобе С.
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10 июня 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления С. о признании недействительным требования N <...> Межрайонной ИФНС N 4 по Волгоградской области об уплате налогов, сборов, пени и штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2013 год - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с заявлением, указывая на то, что Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области (далее - МИФНС N 4 по Волгоградской области) в отношении нее было выставлено требование N <...> об уплате налогов, сборов, пени, штрафа и процентов, в котором предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год и пени в связи с несвоевременной уплатой. Налоговым органом земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ей участков, установленной постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области". Однако применение данного постановления являлось необоснованным, поскольку на начало налогового периода оно в законную силу не вступило, соответственно при исчислении налога должно было применяться постановление главы администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".
Сославшись на указанные обстоятельства, просила признать недействительным требование N <...> об уплате налогов, сборов, пени и штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2013 год.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, в обоснование жалобы приводит доводы, указанные в заявлении.
Выслушав заявителя С., поддержавшую доводы жалобы, представителя МИФНС N 4 по Волгоградской области Т. и представителя УФНС России по Волгоградской области Х., возражавших против ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и судом установлено, С. в 2013 году являлась собственником трех земельных участков.
24 ноября 2014 года МИФНС N 4 по Волгоградской области направила в ее адрес требование N <...> об уплате об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 ноября 2014 года, в котором заявителю указано на необходимость уплаты недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере <...>. и пени в сумме <...>. Подлежащий уплате земельный налог был исчислен исходя из кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, установленной постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Оспаривая законность указанного требования, заявитель ссылалась на то, что при исчислении земельного налога применение кадастровой стоимости, установленной постановлением от 20 ноября 2012 года N 1130, являлось необоснованным, поскольку на начало налогового периода оно в законную силу не вступило, и в соответствии с действующим законодательством для целей налогообложения применению не подлежало. В обоснование своей позиции, заявитель ссылалась на положения ст. 5 НК РФ, регламентирующей порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, и на ст. 6.1 НК РФ, устанавливающую порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что требование N <...> является законным и обоснованным, земельный налог за 2013 год налоговым органом правомерно рассчитан исходя из кадастровой стоимости, исчисленной на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов Волгоградской области".
Судебная коллегия оснований не согласиться с таким выводом суда не усматривает в связи со следующим.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог в соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
Пунктами 1, 4 и 5 ст. 1 НК РФ, предусмотрено, что в состав законодательства о налогах и сборах входят законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из ч. 5 ст. 5 НК РФ, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, органы исполнительной власти субъектов российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов Волгоградской области", в соответствии с пунктом 4 которого данное постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Пунктом 3 данного Постановления признаны утратившими силу постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" и от 16 марта 2006 года N 279 "О внесении изменений в постановление главы администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".
Постановление Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 опубликовано в газете "Волгоградская правда" 30 ноября 2012 года.
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 и 7 ст. 6.1 НК РФ, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, течение срока вступления в законную силу постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 начинается с 1 декабря 2012 года и заканчивается 30 декабря 2012 года. Соответственно, с 30 декабря 2012 года постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 утратило силу и в период 2013 год не действовало.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ч. 1 ст. 393 НК РФ), а налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, то в соответствии с изменениями, с 1 января 2013 года подлежали применению результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130.
Таким образом, требование N 740229 является законным и обоснованным, земельный налог за 2013 год налоговым органом правомерно рассчитан исходя из кадастровой стоимости, исчисленной на основании Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов Волгоградской области". В связи с этим отсутствовали законные основания для признания его незаконным, вывод суда о невозможности удовлетворения заявленных требований является правильным и обоснованным.
Доводы апеллянта о том, что датой вступления в законную силу постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 N 1130 является 9 января 2013 года, в связи с тем, что 30 и 31 декабря 2012 года являлись выходными днями, основаны на неверном толковании статей 5 и 6.1 НК РФ.
Процессуальный срок - это установленный законом период или момент времени для совершения участниками налоговых правоотношений определенных действий, реализации субъективных прав и исполнения обязанностей. Однако сроки вступления в силу нормативных актов, установленные в ст. 5 НК РФ, не являются процессуальными, так как в течение данных сроков не предполагается совершение участниками налоговых правоотношений каких-либо действий по реализации прав или исполнению обязанностей. То есть, применительно к вступлению в законную силу нормативных правовых актов не имеет значения то, что последний день срока является нерабочим днем.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для отмены решения, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)