Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2014 N Ф09-3852/14 ПО ДЕЛУ N А60-37753/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. N Ф09-3852/14

Дело N А60-37753/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМ Компани" (ИНН: 6323030980, ОГРН: 1026301986710; далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2013 по делу N А60-37753/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Михальцова В.В. (доверенность от 07.05.2014);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН: 6685000017, ОГРН: 1126672000014; далее - налоговый орган, инспекция) - Чебаков А.В. (доверенность от 30.12.2013 N 07-02).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.07.2013 N 298.
Решением суда от 17.12.2013 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что установленная судебным решением по делу N А60-42846/2012 кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2014, поскольку суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, так как общество просило проверить законность доначисления налоговым органом земельного налога за 2012 г., а не устанавливать момент, с которого подлежит применению кадастровая стоимость, установленная решением суда.
По мнению общества, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:31, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-42846/2012 в размере 26 064 080 руб., правомерно указана им в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., что подтверждается кадастровой справкой, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Свердловской области, по состоянию на 01.01.2012.
Налогоплательщик указывает на позицию Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, обязательную для применения налоговыми органами, согласно которой кадастровая стоимость, установленная судебным решением, подлежит применению к предшествующим налоговым периодам.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2012 г. инспекцией составлен акт от 03.06.2013 N 2879 и вынесено решение от 11.07.2013 N 298 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 г. в сумме 994 867 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 02.09.2013 N 1119/13 оспариваемое решение инспекции изменено путем уменьшения доначисленной суммы земельного налога на 8423 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.
Общество, полагая, что решение налогового органа от 11.07.2013 N 298 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о неверном применении обществом при исчислении налога и подаче уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:31, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-42846/2012, в размере 26 064 080 руб.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП), в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог за 2012 г.
Вывод судов о правомерном применении инспекцией при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением N 695-ПП, основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2012 г. применялась кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 695-ПП.
При исчислении земельного налога за 2012 г. по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0603012:31 налогоплательщик в уточненной налоговой декларации определил налоговую базу в размере кадастровой стоимости данного участка, равной его рыночной стоимости и установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-42846/2012, в сумме 26 064 080 руб., исходя при этом из указания в резолютивной части решения суда на то, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:31, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-42846/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 г. (до вступления в законную силу решения суда).
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:31 до вступления в законную силу решения суда подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 695-ПП, а не решением суда по делу N А60-42846/2012.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемого решения налогового органа и неправильном применении обществом при исчислении земельного налога за 2012 г. кадастровой стоимости в размере, установленном судебным актом по делу N А60-42846/2012, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:31, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-42846/2012, подлежит применению с момента вступления в силу судебного акта, вывод суда апелляционной инстанции о применении кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, с 01.01.2014 является неправильным, однако это не привело к принятию судом неправильного решения, поскольку настоящий спор между сторонами возник по вопросу законности оспариваемого решения налогового органа о доначислении земельного налога за 2012 г.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2013 по делу N А60-37753/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМ Компани" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Г.В.АННЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)