Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-22974/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А65-22974/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013),
ответчика - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-22974/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект", г. Казань (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект", г. Казань (далее - ООО "Татгазселькомплект", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 в части доначисления ООО "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176 982 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции не согласилась в части удовлетворения требований заявителя, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявления общества в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, поскольку применение новой кадастровой стоимости по спорному земельному участку при исчислении земельного налога должно производиться с 01.01.2013. Инспекция не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о возможности применения измененной кадастровой стоимости с даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Татгазселькомплект" 19.02.2013 представило в Межрайонную ИФНС России N 6 по РТ уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основе указанной уточненной декларации по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050211:174 составила 150 448 рублей, исходя из кадастровой стоимости 32 884 708 рублей, установленной в размере рыночной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 03.06.2013 N 2.12-0-21/2369.
Рассмотрев материалы проверки и представленные обществом возражения, налоговым органом принято решение от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814, которым ООО "Татгазселькомплект" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7964 рублей 20 копеек; обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 398 210 рублей и начислены пени в сумме 31 121 рубля 01 копейки.
Основанием принятия данного решения является вывод инспекции о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 119 925 221 рубль. Следовательно, рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 548 658 рублей.
По мнению инспекции, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 подлежала применению лишь с 01.01.2013, поскольку она установлена решением арбитражного суда в 2012 году.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 27.09.2013 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции - утверждено.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, указал, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с налогового периода 2012 года.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции, принял новый судебный акт об удовлетворении требований общества в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 22.08.2013 N 2.12-0-19/3814 в части доначисления ООО "Татгазселькомплект" земельного налога в сумме 176 982 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований апелляционным судом правомерно отказано по следующим основаниям.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-0, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 в размере рыночной - 32 884 708 рублей.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 в государственный кадастр недвижимости 13.09.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012 установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 13.09.2012 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2012 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050211:174.
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка налоговым органом в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Вывод суда первой инстанции о том, что новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 по делу N А65-15231/2012, может быть применена на весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, апелляционным судом правомерно признан ошибочным.
Расчет земельного налога за 2012 год, с учетом уплаченной обществом суммы налога, апелляционным судом произведен правильно. Исходя из данного расчета налоговым органом обществу неправомерно доначислен земельный налог в сумме 176 982 рублей.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А65-22974/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Ф.Г.ГАРИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)