Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2014 N 17АП-5033/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-25116/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. N 17АП-5033/2014-ГК

Дело N А50-25116/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца - Бронникова М.Ю. (паспорт, доверенность от 23.05.2014), Дерюшева О.А. (удостоверение, доверенность от 27.01.2014),
от ответчика - представитель не явился,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 марта 2014 года
по делу N А50-25116/2013,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми
к индивидуальному предпринимателю Наливко Николаю Владимировичу (ОГРНИП 304590431400041, ИНН 590400219687)
о взыскании долга, пени по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Департамент земельных отношений администрации города Перми (истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к индивидуальному предпринимателю Наливко Николаю Владимировичу (ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 383 264,42 руб., неустойки за период с 16.09.2013 по 15.11.2013 в сумме 1 417,41 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.11.2013 до момента фактического погашения долга по ставке 8,25% годовых.
Решением суда от 11.03.2014 (резолютивная часть от 28.02.2014) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы сумма долга в размере 316602 руб. 76 коп., неустойка в размере 952 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами до фактического погашения долга.
Решение суда от 11.03.2014 обжаловано истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что расчет подлежащей взысканию арендной платы должен производиться в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК) исходя из ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Истец считает необоснованным удовлетворение исковых требований только в части, просит решение суда от 11.03.2014 изменить, удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик возражений на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.06.2010 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 24.05.2010 N 880 подписан договор N 030-10С аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411058:113, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, северо-восточнее участка по Бродовскому тракту, 15б, для использования под автостоянку большегрузных машин на срок с 25.05.2010 по 24.04.2015.
Распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 29.08.2012 N 2324 в распоряжение N 880 внесены изменения, арендатору представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:01:4411058:364 площадью 11136 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, северо-восточнее участка по Бродовскому тракту, 15б.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 18.10.2012.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности внесению арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом.
Доказательств внесения арендной платы по договору N 030-10С от 04.06.2010 за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в полном объеме ответчиком не представлено.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 N 131-ПК), согласно которым размер арендной платы, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка с учетом ставки арендной платы и корректирующего коэффициента, не может превышать уровня размера арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
При определении уровня инфляции суд первой инстанции принял во внимание ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", предусматривающую, что прогнозирование социально-экономического развития Пермского края осуществляется на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития Пермского края на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период с разбивкой по годам первой половины прогнозируемого периода. Прогноз социально-экономического развития края на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно на очередной год и на плановый период путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода".
Так, согласно "Сценарным условиям формирования вариантов развития и основных показателей уточненного прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2015 года", утвержденных Губернатором Пермского края 31.10.2012, инфляция в регионе по прогнозу на 2013 год составит 108,7%. Согласно "Уточненным исходным условиям для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2016 года", утвержденных Губернатором Пермского края 18.10.2013, инфляция в регионе по оценке на 2013 год составила 107,1%.
В связи с чем, судом первой инстанции правильно указано на то, что размер арендной платы в 2013 году при условии сохранения показателей о площади земельного участка и разрешенного использования не мог превышать 107,1% уровня арендной платы 2012 года.
Определив размер арендной платы, подлежащей взысканию за заявленный период, суд первой инстанции правильно определил размер неустойки, а также произвел начисление процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы истца о том, что арендная плата за заявленный период подлежала исчислению в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в размере, равном ставке земельного налога, без каких-либо ограничений).
В части 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК установлены ставки арендной платы применительно к видам земельных участков.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК представительные органы местного самоуправления в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливают корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы, учитывающие территориальные особенности условий хозяйствования.
Корректирующие коэффициенты могут быть повышающими и понижающими ставку арендной платы.
Размер арендной платы не может превышать размеров (предельных размеров) арендной платы, установленных федеральным законодательством.
Размер арендной платы, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка с учетом ставки арендной платы и корректирующего коэффициента, не может превышать уровня размера арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
До установления представительными органами местного самоуправления корректирующих коэффициентов размер арендной платы в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливается в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления отказался от установления корректирующего коэффициента размера арендной платы с целью сохранения уровня доходов от использования земельных участков.
При этом истец полагает, что отказ от установления корректирующих коэффициентов позволяет не применять положения ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, предусматривающие, что размер арендной платы, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка с учетом ставки арендной платы и корректирующего коэффициента, не может превышать уровня размера арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции.
В силу п. 4 ст. 22 ЗК РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из содержания ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК следует, что установление соответствующих корректирующих коэффициентов является обязанностью органов местного самоуправления.
Поскольку на территории Пермского края имеются территории, для которых такие коэффициенты установлены, с учетом принципа равенства землепользователей и недопущения предпочтения одних перед другими, положения ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, предусматривающие ограничения размера арендной платы, должны применяться ко всем арендаторам независимо от наличия (отсутствия) соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего корректирующий коэффициент при расчете арендной платы.
Ссылка истца на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2013 по делу N А50-11514/2013 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку предметом рассмотрения по этому делу являлось взыскание долга по договору аренды N 030-10С от 04.06.2010 за иной период. При этом вопрос о правомерности применения положений ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК арбитражным судом не рассматривался.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 11.03.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2014 года по делу N А50-25116/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Е.О.ГЛАДКИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)