Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентябрь 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Сидорович Е.Л.
судей: Бац З.Д., Солохиной Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Симперович О.В. по доверенности от 09.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 14.01.2012, паспорт <...>, выдан 08.07.2003.
от ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области
на решение от 07.07.2009 г.
судьи Кучеренко С.О.
по делу N А59-772/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области
о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 223 734 рублей.
Решением арбитражного суда от 07 июля 2009 года заявленные требования общества были удовлетворены. Суд обязал инспекцию произвести возврат обществу налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, в размере 223 734 руб., а также взыскал в пользу общества государственную пошлину в размере 7 974 рублей 68 копеек.
Инспекцией на данное решение суда подана апелляционная жалоба, оформленная двумя отдельными документами в части обжалования выводов первой инстанции по существу заявленных требований и по вопросу возмещения судебных расходов. Учитывая, что жалобы поданы одной стороной по делу и на один судебный акт, суд рассматривает их как одну жалобу в одном апелляционном производстве.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требования. В жалобе инспекция ссылается на то, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, вывод суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Налоговый орган считает неверным вывод суда о том, что по месту учета общества по месту осуществления деятельности через обособленное подразделения ОЛТЦ-62, общество имеет право на возврат излишне уплаченного налога в период осуществления деятельности общества в данном субъекте по месту осуществления деятельности другого обособленного подразделения ТУ-6, которое в настоящее время ликвидировано. Ликвидация одного обособленного подразделение и создание нового в этом же субъекте не свидетельствует о правопреемстве прав и обязанностей ликвидированного обособленного подразделения. По мнению инспекции, обществом неправомерно представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 год за обособленное подразделение ОЛТЦ-62, которое было создано 13.09.2007 году. Уточненная декларация по ликвидированному обособленному подразделению должна подаваться по основному месту учета налогоплательщика и как следствие, возврат излишне уплаченного налога по месту ликвидированного обособленного подразделения должен осуществляться также по месту учета самого юридического лица налоговым органом, производившим камеральную проверку налоговой декларации.
Кроме того, Инспекция, ссылаясь на пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, обжалует решение суда в части взыскания с нее государственной пошлины.
Представитель общества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям и указал, что доводы инспекции не основаны на налоговом законодательстве, противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судами двух инстанций, и опровергаются материалами дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Налогоплательщик - ОАО "Ростелеком" зарегистрирован Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по г. Москве 24.08.1998 г. и поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (по месту нахождения состоит на учете в МИ ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу). До 2007 года общество имело Дальневосточный филиал - Территориальное управление N 6, расположенное в Сахалинской области, г. Углегорске. Таким образом, Общество с 22.10.1993 г. состояло на налоговом учете в ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области по месту нахождения обособленного подразделения ТУ N 6 и являлось плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, переплата налога на прибыль за 2006 год, включая сумму, о возврате которой просит налогоплательщик, образовалась в связи с представлением обществом в 2008 году уточненной налоговой декларации в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7. Факт излишней уплаты налога на прибыль в сумме 223 734 руб. в 2006 году по месту осуществления структурного подразделения в г. Углегорске Сахалинской области подтверждается материалами дела и инспекцией не оспаривается.
Но при этом, апелляционный суд признает обоснованным довод налогового органа, что обществом неправомерно в представленной уточненной декларации данная сумма отражена по структурному подразделению Центр технической эксплуатации в составе Территориального управления N 2 (ТУ-2) (г. Хабаровск, Хабаровский край), так как общество в 2006 году осуществляло деятельность на территории Сахалинской области через иное обособленное подразделение.
ТУ N 6, по месту нахождения которого общество уплачивало в 2006 году налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Сахалинской области, приказом ОАО "Ростелеком" от 06.07.2007 г. N 283 ликвидировано и на его базе создано новое обособленное подразделение Центр технической эксплуатации в составе Территориального управления N 2 (ТУ-2) (г. Хабаровск, Хабаровский край).
Из указанного Приказа общества не следует, что вновь созданное структурное подразделение было наделено правом исполнять обязанности общества по налоговым обязательства по закрытому структурному подразделению.
Более того, пунктом 5.2 Приказа N 283 главному бухгалтеру Дальневосточного филиала указано обеспечить сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по состоянию на дату закрытия ТУ-6, обеспечить закрытие лицевых счетов по расчетом с бюджетом и внебюджетными фондами.
В соответствии с Методическими указаниями по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное структурное подразделение, утв. Приказом ФНС России от 06.11.2007 г. N ММ-4-09/30, инспекцией пакет документов, в том числе и налоговые декларации (расчеты) по обособленному подразделению "ТУ-6" по месту нахождения юридического лица (ОАО "Ростелеком") в Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу. В материалах дела имеется письмо МРИ N 9 от 14.04.2009 N 08-04/07632, подтверждающее прием документов по обособленному подразделению "Территориальное управление N 6 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком", ИНН 7707049388.
По месту деятельности нового обособленного подразделения ОЛТЦ-62 общество встало на учет в ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области 25 сентября 2007 года согласно имеющемуся в деле Уведомления о постановке на учет N 139477. Также с указанного момента ОАО "Ростелеком" уплачивает налог на прибыль в бюджет Сахалинской области по месту деятельности данного структурного подразделения.
Коллегия считает ошибочным вывод суда, что нахождение общества на налоговом учете в ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области по месту осуществления деятельности структурного подразделения ОЛТЦ-62 может являться основанием для обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль по ликвидированному обособленному подразделению (ТУ-6), хотя и находившемуся в этом же субъекте.
Из анализа норм налогового законодательства следует, что порядок возврата налога связан с порядком представления налоговых деклараций.
Порядок представления налоговой декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. ст. 286 и 288 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Структурные подразделения, в том числе ликвидированные, не являются самостоятельными налогоплательщиками, а под налогоплательщиком понимается именно юридическое лицо в целом; требование о подаче отдельного заявления о возврате в отношении ликвидированных структурных подразделений в ст. 78 НК РФ не содержится. Разбивка начислений по подразделениям содержится в налоговой декларации, для чего в ее форме предусмотрено приложение 5а, при этом сумма налога на прибыль определяется в целом по организации-налогоплательщику, отдельное исчисление налога именно по ликвидированным обособленным подразделениям не предусмотрено. То есть обязанности по уплате налога по ликвидированному структурному подразделению отражаются в декларации как обязанности в целом по организации по месту основного учета налогоплательщика (головной организации).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что после снятия организации с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения уточненные налоговые декларации и декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды по этому обособленному подразделению представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной организации).
Вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, должен рассматриваться налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
Решение о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога в порядке ст. 78 НК РФ должно приниматься налоговым органом, производившим камеральную проверку налоговых деклараций по месту учета налогоплательщика.
Данный вывод следует из толкования статей 50, 52 - 55, 78, 137, 138, 286, 287 Налогового кодекса РФ, и в частности данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N ВАС-16682/08.
Учитывая, что в представленной ОАО "Ростелеком" уточненной декларации по налогу на прибыль за 2006 год отражена излишняя уплата налога на прибыль в бюджет Сахалинской области по структурному подразделению ОЛТЦ-62, в то время как обязанности по уплате налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, по указанному структурному подразделению возникли у общества только с 25 сентября 2007 года, апелляционный суд пришел к выводу, что ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области правомерно отказало обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права.
При подаче уточненной декларации по налогу на прибыль, в котором надлежащим образом будут отражены сведения об излишней уплате налога по ликвидированному структурному подразделению, решение о возврате (зачете) должно осуществляться налоговым органом по месту учета головной организации ОАО "Ростелеком" - Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, куда должна быть подана уточненная декларация с отражением по головной организации корректировки сумм налога на прибыль по ликвидированному обособленному подразделению.
Вывод первой инстанции со ссылкой на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.10.2008 г. по делу N А59-1977/08-19, что Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу не обладает информацией и документами о наличии у общества по обособленному подразделению ТУ N 6 Дальневосточного филиала переплаты по налогу на прибыль и права на возврат переплаты за 2004-2006 года, не является препятствием для проведения обществом сверки расчетов с МИ ФНС N 9 и с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 сведений, отраженных в представленной уточненной декларации и данных переданных ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области по обособленному подразделению "ТУ N 6", получение которых подтверждается письмом МРИ N 9 от 14.04.2009 N 08-04/07632. Причем, при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, все сведения, касающиеся уплаты налога на прибыль по головной организации, в том числе и по ликвидированным структурным подразделениям, в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденных приказом ФНС России от 27.09.2007 г. N ММ-3-09-553@, должны были быть переданы Межрайонной инспекция ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Коллегия также принимает во внимание, что положения, предусмотренные в Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденном Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н, не ставят возврат излишне уплаченного налога в зависимость от налогового органа, принявшего решение о возврате, а согласно Письму Минфина России от 21.03.2007 г. N 03-02-07/2-54 именно налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения, принимают решение о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют с 1 января 2008 г. все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
При этом, коллегия отклоняет довод налогового органа, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ с него не должна взыскиваться государственная пошлина, в том числе в составе судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. К названным в этой норме государственным органам относятся и налоговые инспекции (статья 30 НК РФ).
Однако, в данном случае, с инспекции суд взыскал не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а судебные расходы в пользу общества. Освобождение налогового органа от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных издержек на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 07 июля 2009 года по делу N А59-772/2009 отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным решения ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 223 734 рублей Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2009 N 05АП-3986/09 ПО ДЕЛУ N А59-772/2009
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2009 г. N 05АП-3986/09
Дело N А59-772/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентябрь 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Сидорович Е.Л.
судей: Бац З.Д., Солохиной Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Симперович О.В. по доверенности от 09.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 14.01.2012, паспорт <...>, выдан 08.07.2003.
от ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области
на решение от 07.07.2009 г.
судьи Кучеренко С.О.
по делу N А59-772/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области
о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 223 734 рублей.
Решением арбитражного суда от 07 июля 2009 года заявленные требования общества были удовлетворены. Суд обязал инспекцию произвести возврат обществу налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, в размере 223 734 руб., а также взыскал в пользу общества государственную пошлину в размере 7 974 рублей 68 копеек.
Инспекцией на данное решение суда подана апелляционная жалоба, оформленная двумя отдельными документами в части обжалования выводов первой инстанции по существу заявленных требований и по вопросу возмещения судебных расходов. Учитывая, что жалобы поданы одной стороной по делу и на один судебный акт, суд рассматривает их как одну жалобу в одном апелляционном производстве.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требования. В жалобе инспекция ссылается на то, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, вывод суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Налоговый орган считает неверным вывод суда о том, что по месту учета общества по месту осуществления деятельности через обособленное подразделения ОЛТЦ-62, общество имеет право на возврат излишне уплаченного налога в период осуществления деятельности общества в данном субъекте по месту осуществления деятельности другого обособленного подразделения ТУ-6, которое в настоящее время ликвидировано. Ликвидация одного обособленного подразделение и создание нового в этом же субъекте не свидетельствует о правопреемстве прав и обязанностей ликвидированного обособленного подразделения. По мнению инспекции, обществом неправомерно представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 год за обособленное подразделение ОЛТЦ-62, которое было создано 13.09.2007 году. Уточненная декларация по ликвидированному обособленному подразделению должна подаваться по основному месту учета налогоплательщика и как следствие, возврат излишне уплаченного налога по месту ликвидированного обособленного подразделения должен осуществляться также по месту учета самого юридического лица налоговым органом, производившим камеральную проверку налоговой декларации.
Кроме того, Инспекция, ссылаясь на пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, обжалует решение суда в части взыскания с нее государственной пошлины.
Представитель общества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям и указал, что доводы инспекции не основаны на налоговом законодательстве, противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судами двух инстанций, и опровергаются материалами дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Налогоплательщик - ОАО "Ростелеком" зарегистрирован Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по г. Москве 24.08.1998 г. и поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (по месту нахождения состоит на учете в МИ ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу). До 2007 года общество имело Дальневосточный филиал - Территориальное управление N 6, расположенное в Сахалинской области, г. Углегорске. Таким образом, Общество с 22.10.1993 г. состояло на налоговом учете в ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области по месту нахождения обособленного подразделения ТУ N 6 и являлось плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, переплата налога на прибыль за 2006 год, включая сумму, о возврате которой просит налогоплательщик, образовалась в связи с представлением обществом в 2008 году уточненной налоговой декларации в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7. Факт излишней уплаты налога на прибыль в сумме 223 734 руб. в 2006 году по месту осуществления структурного подразделения в г. Углегорске Сахалинской области подтверждается материалами дела и инспекцией не оспаривается.
Но при этом, апелляционный суд признает обоснованным довод налогового органа, что обществом неправомерно в представленной уточненной декларации данная сумма отражена по структурному подразделению Центр технической эксплуатации в составе Территориального управления N 2 (ТУ-2) (г. Хабаровск, Хабаровский край), так как общество в 2006 году осуществляло деятельность на территории Сахалинской области через иное обособленное подразделение.
ТУ N 6, по месту нахождения которого общество уплачивало в 2006 году налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Сахалинской области, приказом ОАО "Ростелеком" от 06.07.2007 г. N 283 ликвидировано и на его базе создано новое обособленное подразделение Центр технической эксплуатации в составе Территориального управления N 2 (ТУ-2) (г. Хабаровск, Хабаровский край).
Из указанного Приказа общества не следует, что вновь созданное структурное подразделение было наделено правом исполнять обязанности общества по налоговым обязательства по закрытому структурному подразделению.
Более того, пунктом 5.2 Приказа N 283 главному бухгалтеру Дальневосточного филиала указано обеспечить сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по состоянию на дату закрытия ТУ-6, обеспечить закрытие лицевых счетов по расчетом с бюджетом и внебюджетными фондами.
В соответствии с Методическими указаниями по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное структурное подразделение, утв. Приказом ФНС России от 06.11.2007 г. N ММ-4-09/30, инспекцией пакет документов, в том числе и налоговые декларации (расчеты) по обособленному подразделению "ТУ-6" по месту нахождения юридического лица (ОАО "Ростелеком") в Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу. В материалах дела имеется письмо МРИ N 9 от 14.04.2009 N 08-04/07632, подтверждающее прием документов по обособленному подразделению "Территориальное управление N 6 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком", ИНН 7707049388.
По месту деятельности нового обособленного подразделения ОЛТЦ-62 общество встало на учет в ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области 25 сентября 2007 года согласно имеющемуся в деле Уведомления о постановке на учет N 139477. Также с указанного момента ОАО "Ростелеком" уплачивает налог на прибыль в бюджет Сахалинской области по месту деятельности данного структурного подразделения.
Коллегия считает ошибочным вывод суда, что нахождение общества на налоговом учете в ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области по месту осуществления деятельности структурного подразделения ОЛТЦ-62 может являться основанием для обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль по ликвидированному обособленному подразделению (ТУ-6), хотя и находившемуся в этом же субъекте.
Из анализа норм налогового законодательства следует, что порядок возврата налога связан с порядком представления налоговых деклараций.
Порядок представления налоговой декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. ст. 286 и 288 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Структурные подразделения, в том числе ликвидированные, не являются самостоятельными налогоплательщиками, а под налогоплательщиком понимается именно юридическое лицо в целом; требование о подаче отдельного заявления о возврате в отношении ликвидированных структурных подразделений в ст. 78 НК РФ не содержится. Разбивка начислений по подразделениям содержится в налоговой декларации, для чего в ее форме предусмотрено приложение 5а, при этом сумма налога на прибыль определяется в целом по организации-налогоплательщику, отдельное исчисление налога именно по ликвидированным обособленным подразделениям не предусмотрено. То есть обязанности по уплате налога по ликвидированному структурному подразделению отражаются в декларации как обязанности в целом по организации по месту основного учета налогоплательщика (головной организации).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что после снятия организации с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения уточненные налоговые декларации и декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды по этому обособленному подразделению представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной организации).
Вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, должен рассматриваться налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
Решение о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога в порядке ст. 78 НК РФ должно приниматься налоговым органом, производившим камеральную проверку налоговых деклараций по месту учета налогоплательщика.
Данный вывод следует из толкования статей 50, 52 - 55, 78, 137, 138, 286, 287 Налогового кодекса РФ, и в частности данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N ВАС-16682/08.
Учитывая, что в представленной ОАО "Ростелеком" уточненной декларации по налогу на прибыль за 2006 год отражена излишняя уплата налога на прибыль в бюджет Сахалинской области по структурному подразделению ОЛТЦ-62, в то время как обязанности по уплате налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, по указанному структурному подразделению возникли у общества только с 25 сентября 2007 года, апелляционный суд пришел к выводу, что ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области правомерно отказало обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права.
При подаче уточненной декларации по налогу на прибыль, в котором надлежащим образом будут отражены сведения об излишней уплате налога по ликвидированному структурному подразделению, решение о возврате (зачете) должно осуществляться налоговым органом по месту учета головной организации ОАО "Ростелеком" - Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, куда должна быть подана уточненная декларация с отражением по головной организации корректировки сумм налога на прибыль по ликвидированному обособленному подразделению.
Вывод первой инстанции со ссылкой на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.10.2008 г. по делу N А59-1977/08-19, что Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу не обладает информацией и документами о наличии у общества по обособленному подразделению ТУ N 6 Дальневосточного филиала переплаты по налогу на прибыль и права на возврат переплаты за 2004-2006 года, не является препятствием для проведения обществом сверки расчетов с МИ ФНС N 9 и с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 сведений, отраженных в представленной уточненной декларации и данных переданных ИФНС по Углегорскому району Сахалинской области по обособленному подразделению "ТУ N 6", получение которых подтверждается письмом МРИ N 9 от 14.04.2009 N 08-04/07632. Причем, при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, все сведения, касающиеся уплаты налога на прибыль по головной организации, в том числе и по ликвидированным структурным подразделениям, в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденных приказом ФНС России от 27.09.2007 г. N ММ-3-09-553@, должны были быть переданы Межрайонной инспекция ФНС России N 9 по г. Санкт-Петербургу по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Коллегия также принимает во внимание, что положения, предусмотренные в Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденном Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н, не ставят возврат излишне уплаченного налога в зависимость от налогового органа, принявшего решение о возврате, а согласно Письму Минфина России от 21.03.2007 г. N 03-02-07/2-54 именно налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения, принимают решение о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют с 1 января 2008 г. все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
При этом, коллегия отклоняет довод налогового органа, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ с него не должна взыскиваться государственная пошлина, в том числе в составе судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. К названным в этой норме государственным органам относятся и налоговые инспекции (статья 30 НК РФ).
Однако, в данном случае, с инспекции суд взыскал не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а судебные расходы в пользу общества. Освобождение налогового органа от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных издержек на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 07 июля 2009 года по делу N А59-772/2009 отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным решения ИФНС России по Углегорскому району Сахалинской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 223 734 рублей, выраженного в письме от 12.01.2009 г. N 03-04-20/55, и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 223 734 рублей Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)