Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя: представитель открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" - Касатов В.С. (доверенность N 1 от 10.01.2014),
от заинтересованного лица: представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - Кутузова Д.М. (доверенность N 2.2-44/00161 от 14.01.2014),
от третьего лица: представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 по делу N А65-19493/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (ОГРН 1021602862170, ИНН 1644026874), Республика Татарстан, г. Альметьевск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (ОГРН 1041608023104, ИНН 1644005835), Республика Татарстан, г. Альметьевск
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 04.06.2013 г. N 25569,
установил:
Открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - заявитель, ОАО "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ) N 25569 от 04.06.2013 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 04.06.2013 N 25569 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 136085 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (т. 1, л.д. 113 - 116).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что с оспариваемым решением налогового органа не согласен, при этом результат рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда 27.01.2014 возлагает на усмотрение суда.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 19.04.2013 N 21982.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 04.06.2013 N 25569 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 86 751 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 1 294 425 руб., пени в размере 50 216, 33 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 02.08.2013 N 2.14-0-18/016965@ об оставлении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 04.06.2013 N 25569, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно не принимает довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 12.05.2012 по делу N А65-12433/2011 удовлетворил требование об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав, что внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости наступает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд РФ в Определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012 вступило в законную силу 14.12.2013, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 14.12.2013.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:80 составила 11 285 176 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 составила 38 833 902 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:4 составила 19 788 492 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:32 составила 1 249 705 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:17 составила 7 083 162 руб.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030116:80, 16:45:050104:40, 16:45:030107:4, 16:45:030104:32, 16:45:030104:17 установлена в размере 1,5%, налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030104:32 установлена в размере 0,3%.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030116:80 должен составить 169278 руб. (11 285 176 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:40 земельный налог должен составить 582509 руб. (38 833 902 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32 должен составить 3479 руб. (1249705 x 0,3%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:17 должен составить 106247 руб. (7083162 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:4 земельный налог должен составить 296827 руб. (19788492 x 1,5%).
Соответственно, суд первой инстанции делает вывод о том, что с учетом перерасчета земельного налога по трем вышеуказанным участкам, земельный налог (по всем 5-ти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1158340 руб., а не 1728180 руб., как указано в оспариваемом решении налогового органа.
Однако, далее суд первой инстанции приходит к ошибочному выводу о том, что с учетом уплаты заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 433 755 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 136 085 руб., а не в сумме 1 294 425 руб., как указано в оспариваемом решении.
Представители сторон представили в суд апелляционной инстанции дополнительные расчеты земельного налога, подлежащего доначислению обществу за 2011 год.
Согласно расчета земельного налога, представленного налоговым органом, в решении суда неверно указана сумма земельного налога, подлежащего доначислении по земельном участку с кадастровым номером 16:45:030104:32, а именно: сумма налога указана в размере 3479 руб., следовало указать 3749 руб.
Таким образом, исходя из того, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом вышеуказанной поправки, составит 1158610 руб., а не 1158340 руб., как указано в решении суда, сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437755 руб., составит 720630 руб., а не 136085 руб., как указано в решении суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, имеется основания, предусмотренные п. п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует изменить, признав решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, в сумме превышающей 720630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу и нарушающее права и законные интересы заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 по делу N А65-19493/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 720 630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 11АП-4029/2014 ПО ДЕЛУ N А65-19493/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А65-19493/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя: представитель открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" - Касатов В.С. (доверенность N 1 от 10.01.2014),
от заинтересованного лица: представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - Кутузова Д.М. (доверенность N 2.2-44/00161 от 14.01.2014),
от третьего лица: представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 по делу N А65-19493/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (ОГРН 1021602862170, ИНН 1644026874), Республика Татарстан, г. Альметьевск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (ОГРН 1041608023104, ИНН 1644005835), Республика Татарстан, г. Альметьевск
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 04.06.2013 г. N 25569,
установил:
Открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - заявитель, ОАО "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ) N 25569 от 04.06.2013 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 04.06.2013 N 25569 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 136085 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (т. 1, л.д. 113 - 116).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что с оспариваемым решением налогового органа не согласен, при этом результат рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда 27.01.2014 возлагает на усмотрение суда.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 19.04.2013 N 21982.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 04.06.2013 N 25569 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 86 751 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 1 294 425 руб., пени в размере 50 216, 33 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 02.08.2013 N 2.14-0-18/016965@ об оставлении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 04.06.2013 N 25569, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно не принимает довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 12.05.2012 по делу N А65-12433/2011 удовлетворил требование об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав, что внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости наступает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд РФ в Определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012 вступило в законную силу 14.12.2013, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 14.12.2013.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:80 составила 11 285 176 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 составила 38 833 902 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:4 составила 19 788 492 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:32 составила 1 249 705 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:17 составила 7 083 162 руб.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030116:80, 16:45:050104:40, 16:45:030107:4, 16:45:030104:32, 16:45:030104:17 установлена в размере 1,5%, налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030104:32 установлена в размере 0,3%.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030116:80 должен составить 169278 руб. (11 285 176 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:40 земельный налог должен составить 582509 руб. (38 833 902 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32 должен составить 3479 руб. (1249705 x 0,3%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:17 должен составить 106247 руб. (7083162 x 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:4 земельный налог должен составить 296827 руб. (19788492 x 1,5%).
Соответственно, суд первой инстанции делает вывод о том, что с учетом перерасчета земельного налога по трем вышеуказанным участкам, земельный налог (по всем 5-ти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1158340 руб., а не 1728180 руб., как указано в оспариваемом решении налогового органа.
Однако, далее суд первой инстанции приходит к ошибочному выводу о том, что с учетом уплаты заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 433 755 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 136 085 руб., а не в сумме 1 294 425 руб., как указано в оспариваемом решении.
Представители сторон представили в суд апелляционной инстанции дополнительные расчеты земельного налога, подлежащего доначислению обществу за 2011 год.
Согласно расчета земельного налога, представленного налоговым органом, в решении суда неверно указана сумма земельного налога, подлежащего доначислении по земельном участку с кадастровым номером 16:45:030104:32, а именно: сумма налога указана в размере 3479 руб., следовало указать 3749 руб.
Таким образом, исходя из того, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом вышеуказанной поправки, составит 1158610 руб., а не 1158340 руб., как указано в решении суда, сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437755 руб., составит 720630 руб., а не 136085 руб., как указано в решении суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, имеется основания, предусмотренные п. п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует изменить, признав решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, в сумме превышающей 720630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу и нарушающее права и законные интересы заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 по делу N А65-19493/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 720 630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)