Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2008 N 18АП-4468/2007 ПО ДЕЛУ N А76-3159/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2008 г. N 18АП-4468/2007

Дело N А76-3159/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Бояршиновой Е.В., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области и заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области о признании недействительным решения от 31.01.2007 N 168 и незаконными действий должностного лица налогового органа, при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" - Людиновских Н.В. (доверенность от 22.05.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Горбунова С.В. (доверенность от 09.01.2008 N 2),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Бизнес Геймс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - Межрайонная инспекция) и к заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Шатровой Л.А. (далее - должностное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 31.01.2007 N 168 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Также налогоплательщиком было заявлено о взыскании с налогового органа 15.000 рублей судебных расходов, связанных с оплатой оказанных юридических услуг.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2007 года решение арбитражного суда первой инстанции отменено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение заявления налогоплательщика назначено по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Налогоплательщик в связи с этим, уточнил требования, предъявленные к заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Шатровой Л.А. (т.д.1, л.д. 115), заявив о признании незаконными действий должностного лица налогового органа, выразившихся в вынесении решения от 31.01.2007 N 168.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2008 года N Ф09-11464/07-С3 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 по делу N А76-3159/07 Арбитражного суда Челябинской области оставлено без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года по делу N А76-3159/2007, ссылаясь на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 7838/08.
Арбитражным судом апелляционной инстанции заявление налогоплательщика было удовлетворено, в связи с чем, вынесено постановление об отмене судебного акта Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-3159/2007. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Шатрова Л.А. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом; от должностного лица налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения представителей ООО "Бизнес Геймс" и Межрайонной инспекции, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление налогоплательщика рассматривается в отсутствие участника процесса.
В судебном заседании 09.09.2008 представитель ООО "Бизнес Геймс", в пределах предоставленных ему в соответствии с доверенностью от 22.05.2008, полномочий, заявил отказ от требований, предъявленных к заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Шатровой Л.А., поскольку оспариваемое ООО "Бизнес Геймс" решение налогового органа от 31.01.2007 N 168, вынесено заместителем начальника Межрайонной инспекции, в пределах предоставленных ему полномочий.
Отказ от заявленных требований в данной части принят арбитражным апелляционным судом, в отсутствие возражений представителя Межрайонной инспекции, поскольку частичный отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя и иных лиц. Производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Также представителем ООО "Бизнес Геймс" снято с рассмотрения ходатайство об отнесении судебных расходов на Межрайонную инспекцию, поскольку о взыскании с налогового органа судебных расходов ООО "Бизнес Геймс" намерено заявить в самостоятельном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований о признании незаконным решения от 31.01.2007 N 168.
ООО "Бизнес Геймс" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска 27.05.2004, основной государственный регистрационный номер 1047421510190 (т. д. 1, л.д. 8).
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области была проведена камеральная налоговая проверка, налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за август 2006 г., представленной ООО "Бизнес Геймс" в налоговую инспекцию 18.09.2006 (т. д. 1, л.д. 53-58). В ходе проверки было установлено нарушение при исчислении налога, обществом применена налоговая ставка, действующая до 01.01.2006 в размере 2.150 руб. за один игровой автомат, к тому как, ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляет 7.500 руб. Неправильное применение по сроку уплаты 20.09.2006, ставки, привело к неполной уплате суммы налога на игорный бизнес и возникновению у налогоплательщика задолженности перед бюджетом в сумме 85.600 руб.
По результатам проведенной в отношении ООО "Бизнес Геймс" камеральной налоговой проверки было вынесено решение от 31.01.2007 N 168, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 34.240 руб. 00 коп., с применением положений о повторности совершения налогового правонарушения (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Также ООО "Бизнес Геймс" предложено уплатить доначисленный налог на игорный бизнес в сумме 85.600 руб. 00 коп. и начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени, составившие 1.040 руб. 08 коп. (т. д. 1, л.д. 9-10).
Мотивацией вынесения налоговым органом данного решения послужило вмененное налогоплательщику нарушение требований п. 1 ст. 370 НК РФ, ст. 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ФЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области" (в редакции Федерального закона от 27.10.2005 N 407-ЗО), выразившееся, по мнению налогового органа, в неправомерном неприменении обществом установленной ставки налога на игорный бизнес в размере 7.500 рублей за один игровой автомат.
В силу п. 1, 2 ст. 366 НК РФ объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются игровые автоматы, которые подлежат регистрации в налоговом органе по месту установки этих объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес, согласно ст. 369 НК РФ, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой автомат - от 1.500 до 7.500 руб.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 27.112003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области" (с изменениями и дополнениями) ставка налога за один игровой автомат установлена в размере 7.500 руб.
В силу п. 1 ст. 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Письмом от 20 октября 2005 г. N 03-06-05-07/35 департамент налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ разъяснил, что организатор игорного заведения становится плательщиком налога на игорный бизнес с того момента, когда он начал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса и получать экономическую выгоду в виде дохода, при этом наличие зарегистрированных, но не используемых в целях получения дохода объектов налогообложения не приводит к возникновению дохода и, следовательно, не влечет обязанности по уплате налога на игорный бизнес.
Из материалов дела усматривается, что деятельность в сфере игорного бизнеса общество начало осуществлять не ранее 27.05.2004, т.е. с момента регистрации. Согласно свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес N 9 (т. д. 1, л.д. 59), налогоплательщиком 20.06.2006 на налоговый учет поставлено шестнадцать игровых автоматов, которые облагались налогоплательщиком по налоговой ставке 2.150 руб.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указано, что ст. 9 Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Отмена названной нормы не повлияла на право общества использовать предусмотренные ею гарантии в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановление от 19.06.2003 N 11-П).
Поскольку ставка налога согласно ст. 17 НК РФ является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Указанная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом в постановлении от 15.04.2008 по делу N 17177/07.
При обжаловании в апелляционном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта (п. 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17).
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица (27.05.2004) действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 2.150 руб. за каждый игровой автомат, установленная Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области".
Обществом за август 2006 г., налог исчислен и уплачен по указанной выше налоговой ставке (2.150 руб. за один игровой автомат) всего в сумме 34.400 руб. за шестнадцать игровых автоматов (т. д. 1, л.д. 10-12).
Поскольку ответственность в порядке ст. 122 НК РФ наступает за неуплату или неполную уплату налога, а недоимки по налогу в данном случае нет, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу об отсутствии события правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, что в силу ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, заявленные налогоплательщиком требования подлежат удовлетворению.
Рассмотрев заявление налогоплательщика по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, исходя из сложившейся на момент принятия постановления, судебной практики, приходит к выводу о том, что на общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
В силу условий части 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2.000 рублей, понесенные ООО "Бизнес Геймс" при подаче заявления в суд первой инстанции (т.д.1, л.д. 5), подлежат взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области. Государственная пошлина в сумме 1.000 рублей (т.д.1, л.д. 6) в силу того, что в принятии обеспечительной меры налогоплательщику было отказано (т. д. 1, л.д. 34-35), относится на ООО "Бизнес Геймс". Поскольку уточнив требования, предъявленные к заместителю начальника налогового органа, ООО "Бизнес Геймс" не производило уплату государственной пошлин, соответственно отсутствуют основания для возврата государственной пошлины из федерального бюджета. Вопрос о государственной пошлине, взысканной с ООО "Бизнес Геймс" постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 может быть разрешен в порядке ст. 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии доказательств фактического исполнения налогоплательщиком судебного акта, в самостоятельном порядке.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, частью 1 статьи 110, статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

прекратить производство по делу в части требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" к заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Шатровой Л.А.
требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (г. Челябинск, ул. Сормовская, 32, офис 301), зарегистрированным в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Челябинска 27.05.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047421510190, удовлетворить.
Признать незаконным решение от 31.01.2007 N 168 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 8), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс", как несоответствующее требованиям ст. 75, п. 1 ст. 122, пп. 2 п. 1 ст. 369 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2.000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
О.Б.ТИМОХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)