Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8443/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N А65-8443/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Халиуллина Р.Н. (доверенность от 06.05.2013 б/н, ордер от 13.01.2014),
ответчика - Батыршиной Л.М. (доверенность от 05.08.2013 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Захарова Е.И.)
по делу N А65-8443/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ОГРН 1021602825980, ИНН 1653006793) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065) от 14.03.2013 N 2192, с привлечением третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан, налоговый орган, инспекция) от 14.03.2013 N 2192 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления земельного налога за 2011 год в сумме 254 612 рублей, начисления пени в сумме 35 435 рублей 45 копеек, предложения перечислить суммы пени и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет и отчетность; и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан от 14.03.2013 N 2192 с изменениями, внесенными решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Управление ФНС России по Республике Татарстан) от 10.04.2013 N 2.14-0-18/007873@, в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме 254 612 рублей, пени в сумме 35 435 рублей 45 копеек, предложения уплатить пени и внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, и обязал налоговый орган устранить нарушение прав заявителя.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 не содержит дату, по состоянию на которую должны быть внесены изменения в государственный кадастр недвижимости о стоимости земельного участка, таким образом, вышеуказанное решение не может являться основанием для изменения суммы земельного налога, подлежащей уплате за 2011 год.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель возражает против ее доводов и просит обжалованные судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.01.2012 заявителем в Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан была предоставлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой налоговая база в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12 составила 45 983 776 рублей, а подлежащая уплате сумма налога - 368 870 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12 общей площадью 3354 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Солнечная, д. 1А, равная рыночной стоимости в размере 14 157 234 рублей. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Изменения внесены 03.08.2012.
ОАО "Комбытсервис" 15.10.2012 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости, что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 254 612 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 04.02.2013 N 3128. По итогам рассмотрения акта проверки и представленных обществом возражений инспекцией принято решение от 14.03.2013 N 2192 о привлечении ОАО "Комбытсервис" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 254 612 рублей, пени в размере 35 435 рублей 45 копеек, а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13 574 рублей.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что общество вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости. В данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан от 14.03.2013 N 2192 ОАО "Комбытсервис" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 10.04.2013 N 2.14-0-18/007873@ жалоба общества удовлетворена в части применения ответственности, штраф исключен, в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Считая, что решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан от 14.03.2013 N 2192 с изменениями, внесенными Управлением ФНС России по Республике Татарстан, нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ОАО "Комбытсервис" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Коллегия считает, что судами предыдущих инстанций не полно исследованы обстоятельства дела ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправильно.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочным исчисление обществом земельного налога за 2011 год в соответствии с кадастровой стоимостью спорного земельного участка, равной рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как указано выше, ОАО "Комбытсервис" с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 уменьшило сумму земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 254 612 рублей.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Так как датой внесения в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 является 03.08.2012, вывод судебных инстанций о возможности применения новой кадастровой стоимости для исчисления земельного налога за 2011 год в силу вышеуказанных норм основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и, принимая во внимание все обстоятельства дела, в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А65-8443/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)