Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 - 19 сентября 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самара АЗС-99"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года, принятое по делу N А55-5289/2013, судья Селиваткин П.В.,
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Самара - АЗС - 99" (ОГРН 1026303507053, ИНН 6319062500), Самарская область, Волжский район, с. Преображенка,
о взыскании долга по арендной плате 2 137 649 руб. 51 коп. и пени за просрочку платежа 1 886 268 руб. 61 коп.,
с участием представителя истца Арутюнян Л.Б. (доверенность от 28.05.2013 г.), представителей ответчика Марголина А.В. (доверенность от 22.08.2013 г.), Галанского К.С. (доверенность от 22.08.2013 г.),
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" о взыскании долга по арендной плате 2 137 649 руб. 51 коп. (за период с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) и пени за просрочку арендных платежей в размере 1 886 268 руб. 61 коп. (за период с 11.12.2010 г. по 04.05.2012 г.).
30.09.2005 г. Комитет по управлению имуществом города Самары (арендодатель) и ООО "Самара-АЗС-99" (арендатор) заключили договор N 024353з, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 17.05.2004 г. N 1070 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:0255006:0060, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, площадью 2142,30 кв. м. Участок предоставлен для проектирования автомобильной заправочной станции.
Срок действия договора - с 17.05.2004 г. по 16.05.2007 г.
Установленная договором арендная плата определяется по формуле:
Азем = Аз. год. / 12
Аз. год. = S x Ам x К94 x К95 x К96 x К97 x К99 x К2000 x К02 x К03 x К04 x К05 / 1000 x Ка x Кв, где:
- S - площадь земельного участка (2142,30 кв. м);
- Ам - базовая ставка земельного налога за 1 кв. м по зоне градостроительной ценности (8 руб. - постановление главы администрации г. Самары от 01.03.1994 г. N 324);
- К94 - коэффициент 1994 г. (50 - постановление главы администрации г. Самары от 11.11.1994 г. N 1602);
- К95 - коэффициент 1995 г. (2 - ФЗ от 31.03.1995 г. "О федеральном бюджете на 1995 год");
- К96 - коэффициент 1996 г. (1,5 - постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 378);
- К97 - коэффициент 1997 г. (2 - ФЗ от 12.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год");
- К99 - коэффициент 1999 г. (2 - ФЗ от 22.02.1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год");
- К2000 - коэффициент 2000 г. (1,2 - ФЗ от 05.01.2000 г. "О федеральном бюджете на 2000 год");
- К02 - коэффициент 2002 г. (2 - ФЗ от 14.12.2001 г. "Об индексации ставок земельного налога");
- К03 - коэффициент 2003 г. (1,8 - ФЗ от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ);
- К04 - коэффициент 2004 г. (1,1 - ФЗ от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации");
- К05 - коэффициент 2005 г. (1,1 - ФЗ от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов");
- 1000 - величина деноминации 1998 года;
- Ка - коэффициент категории арендатора (1,1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343);
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка (1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343).
Согласованная таким образом арендная плата составила на 2004 г. - 4479,29 руб. (в месяц), на 2005, 2006 и 2007 гг. (по апрель включительно) - 4927,22 руб. (в месяц), апрель 2007 г. - 50225,87 руб. (в месяц), 2007 г. (июнь - декабрь) - 98544,43 руб. в месяц.
Арендная плата перечисляется арендатором за каждый месяц не позднее 10-го числа текущего месяца.
Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
За просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору, что подтверждено актом приема - передачи от 30.09.2005 г.
16.04.2007 г. была произведена государственная регистрация договора аренды.
30.11.2012 г. по акту приема-передачи арендатор возвратил земельный участок арендодателю, при этом стороны согласовали прекращение правоотношений по договору аренды с 04.05.2012 г.
Заявляя иск, истец, указал, что в спорном периоде (с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) арендатором должна быть уплачена арендная плата в размере 3 907 502 руб. 63 коп., при этом размер начисленной арендной платы истец определяет в соответствии с условиями, установленными постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308. При этом истец признал, что в спорном периоде ответчиком оплачены арендные платежи в размере 1 769 853 руб. 12 коп. (по 110 615 руб. 82 коп. в месяц). На сумму долга 2 137 649 руб. 51 коп. истец начислил в соответствии с условиями договора пени в размере 1 886 268 руб. 61 коп.
В отзыве на исковое заявление ответчик ООО "Самара АЗС-99" с иском не согласилось, указало, что примененная истцом в расчете размера арендной платы методика определения арендной платы, установленная в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. N 308 от 06.08.2008 г. противоречит согласованной сторонами при заключении договора методике определения размера арендной платы, ранее при рассмотрении требования министерства о взыскании долга по арендной плате за период с 01.09.2010 г. по 30.11.2010 г. решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 г. действия министерства по одностороннему изменению методики определения арендной платы были признаны неправомерными и размер арендной платы был определен судом в виде 5 911 руб. 67 коп. в месяц. В связи с этим ответчик полагает, что у него имеется переплата по арендным платежам в размере 4 141 585 руб. 10 коп. Кроме того, в спорном периоде (с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) ответчиком оплачены арендные платежи (из расчета 110615,82 руб. в месяц), что также привело к переплате в размере 1 884 674 руб.
В доказательство оплаты арендных платежей ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения от 10.12.2010 г. N 1128, от 17.01.2011 г. N 16, от 08.02.2011 г. N 79, от 11.03.2011 г. N 166, от 05.04.2011 г. N 258, от 02.06.2011 г. N 420, от 08.06.2011 г. N 445, от 08.07.2011 г. N 538, от 09.08.2011 г. N 650, от 12.10.2011 г. N 908, от 08.12.2011 г. N 1128, от 09.12.2011 г. N 1128, от 10.01.2012 г. N 5, от 07.02.2012 г. N 110, от 07.03.2012 г. N 202, от 09.04.2012 г. N 299, от 10.05.2012 г. N 395.
В соответствии с указанными платежными поручениями ответчиком оплачены арендные платежи в размере 110 615 руб. 82 коп. в месяц, при этом ответчиком допущена незначительная просрочка по оплате арендных платежей в отдельные месяцы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года иск удовлетворен. С ООО "Самара-АЗС-99" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскан долг 2 137 649 руб. 51 коп. и пени 1 886 268 руб. 61 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивают по указанным в жалобе основаниям.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражает.
В судебном заседании 12.09.2013 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 19.03.2013 г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения иска ООО "Самара-АЗС-99" к Министерству строительства Самарской области о признании зачета состоявшимся и обязательств по оплате арендной платы по договору аренды земельного участка N 024353з от 30.09.2005 г. и пени за просрочку оплаты прекратившимися.
В удовлетворении указанного ходатайства суд апелляционной инстанции полагает необходимым отказать, поскольку доказательств принятия соответствующего искового заявления к производству Арбитражного суда Самарской области ответчиком не представлено.
Ответчиком также заявлено ходатайство о проведении взаимозачета излишне уплаченной ответчиком арендной платы по данному договору за период с сентября 2008 г. по ноябрь 2010 г. и требований истца в рассматриваемом деле.
Принимая во внимание, что необходимых доказательств, подтверждающих наличие на стороне Министерства неосновательного обогащения в связи с возможной переплатой ответчиком арендных платежей за период с сентября 2008 г. по ноябрь 2010 г. ответчиком не представлено, установление наличия (либо отсутствие) неосновательного обогащения Министерства может являться предметом самостоятельного требования ответчика, заявленного вне рамок рассматриваемого дела, в удовлетворении ходатайства Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд также отказал.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены судебного решения и принятия по делу нового судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Стороны могут предусмотреть арендную плату не в твердой сумме, а путем определения механизма ее исчисления. При этом изменение арендной платы в данному случае является не изменением условий договора о размере арендной платы, а исполнением условия о размере арендной платы и порядке его изменения.
В то же время по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, арендная плата может быть изменена на основании акта органа публичной власти независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 определена правовая позиция по вопросу о механизме формирования арендной платы.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009 г.).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Поскольку приведенные нормы законов, по существу, представляют собой санкции за затягивание сроков жилищного строительства, при своевременном его осуществлении, принимая во внимание Постановление N 582 и закрепленные им принципы, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в подпунктах "г" и "д" пункта 3 постановления N 582, арендная плата, определенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не может превышать размеров, установленных в этих подпунктах, то есть превышать два процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Таким образом, размер арендной платы за пользование земельным участком должен исчисляться в соответствии с методикой определения арендной платы, установленной постановлениями Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. N 308 от 06.08.2008 г. при условии, если ставки арендной платы, установленные в соответствии с указанными постановлениями Правительства Самарской области не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 утвержденных данным постановлением Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах (2%) если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2010 г. в спорном периоде кадастровая стоимость земельного участка составляла 22797028,37 руб.
Таким образом в спорном периоде, в соответствии с положениями Постановления Правительства N 582 арендная плата составляла 455 940 руб. 57 коп. (в год) или 37 995 руб. 05 коп. (в месяц).
Всего за период за период с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г. ответчик должен был внести арендную плату в размере 650 818 руб. 44 коп., а поэтому, т.к. ответчиком в спорном периоде арендная плата внесена в большем размере, в удовлетворении иска о взыскании долга по арендной плате следует отказать.
Ввиду отсутствия задолженности по оплате арендных платежей требование истца о взыскании пени также не подлежит удовлетворению. Несмотря на то, что в отдельные месяцы ответчиком арендная плата вносилась с незначительной просрочкой платежей, с учетом того, что плата вносилась в большем размере, чем это предусмотрено условиями договора и нормативных актов, определяющих размер арендной платы, оснований для начисления пеней у истца не имелось.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года, принятое по делу N А55-5289/2013, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства строительства Самарской области - отказать.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самара - АЗС - 99" (ОГРН 1026303507053, ИНН 6319062500), Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-5289/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А55-5289/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 - 19 сентября 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самара АЗС-99"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года, принятое по делу N А55-5289/2013, судья Селиваткин П.В.,
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Самара - АЗС - 99" (ОГРН 1026303507053, ИНН 6319062500), Самарская область, Волжский район, с. Преображенка,
о взыскании долга по арендной плате 2 137 649 руб. 51 коп. и пени за просрочку платежа 1 886 268 руб. 61 коп.,
с участием представителя истца Арутюнян Л.Б. (доверенность от 28.05.2013 г.), представителей ответчика Марголина А.В. (доверенность от 22.08.2013 г.), Галанского К.С. (доверенность от 22.08.2013 г.),
установил:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" о взыскании долга по арендной плате 2 137 649 руб. 51 коп. (за период с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) и пени за просрочку арендных платежей в размере 1 886 268 руб. 61 коп. (за период с 11.12.2010 г. по 04.05.2012 г.).
30.09.2005 г. Комитет по управлению имуществом города Самары (арендодатель) и ООО "Самара-АЗС-99" (арендатор) заключили договор N 024353з, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 17.05.2004 г. N 1070 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:0255006:0060, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, площадью 2142,30 кв. м. Участок предоставлен для проектирования автомобильной заправочной станции.
Срок действия договора - с 17.05.2004 г. по 16.05.2007 г.
Установленная договором арендная плата определяется по формуле:
Азем = Аз. год. / 12
Аз. год. = S x Ам x К94 x К95 x К96 x К97 x К99 x К2000 x К02 x К03 x К04 x К05 / 1000 x Ка x Кв, где:
- S - площадь земельного участка (2142,30 кв. м);
- Ам - базовая ставка земельного налога за 1 кв. м по зоне градостроительной ценности (8 руб. - постановление главы администрации г. Самары от 01.03.1994 г. N 324);
- К94 - коэффициент 1994 г. (50 - постановление главы администрации г. Самары от 11.11.1994 г. N 1602);
- К95 - коэффициент 1995 г. (2 - ФЗ от 31.03.1995 г. "О федеральном бюджете на 1995 год");
- К96 - коэффициент 1996 г. (1,5 - постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 378);
- К97 - коэффициент 1997 г. (2 - ФЗ от 12.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год");
- К99 - коэффициент 1999 г. (2 - ФЗ от 22.02.1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год");
- К2000 - коэффициент 2000 г. (1,2 - ФЗ от 05.01.2000 г. "О федеральном бюджете на 2000 год");
- К02 - коэффициент 2002 г. (2 - ФЗ от 14.12.2001 г. "Об индексации ставок земельного налога");
- К03 - коэффициент 2003 г. (1,8 - ФЗ от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ);
- К04 - коэффициент 2004 г. (1,1 - ФЗ от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации");
- К05 - коэффициент 2005 г. (1,1 - ФЗ от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов");
- 1000 - величина деноминации 1998 года;
- Ка - коэффициент категории арендатора (1,1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343);
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка (1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343).
Согласованная таким образом арендная плата составила на 2004 г. - 4479,29 руб. (в месяц), на 2005, 2006 и 2007 гг. (по апрель включительно) - 4927,22 руб. (в месяц), апрель 2007 г. - 50225,87 руб. (в месяц), 2007 г. (июнь - декабрь) - 98544,43 руб. в месяц.
Арендная плата перечисляется арендатором за каждый месяц не позднее 10-го числа текущего месяца.
Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
За просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору, что подтверждено актом приема - передачи от 30.09.2005 г.
16.04.2007 г. была произведена государственная регистрация договора аренды.
30.11.2012 г. по акту приема-передачи арендатор возвратил земельный участок арендодателю, при этом стороны согласовали прекращение правоотношений по договору аренды с 04.05.2012 г.
Заявляя иск, истец, указал, что в спорном периоде (с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) арендатором должна быть уплачена арендная плата в размере 3 907 502 руб. 63 коп., при этом размер начисленной арендной платы истец определяет в соответствии с условиями, установленными постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308. При этом истец признал, что в спорном периоде ответчиком оплачены арендные платежи в размере 1 769 853 руб. 12 коп. (по 110 615 руб. 82 коп. в месяц). На сумму долга 2 137 649 руб. 51 коп. истец начислил в соответствии с условиями договора пени в размере 1 886 268 руб. 61 коп.
В отзыве на исковое заявление ответчик ООО "Самара АЗС-99" с иском не согласилось, указало, что примененная истцом в расчете размера арендной платы методика определения арендной платы, установленная в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. N 308 от 06.08.2008 г. противоречит согласованной сторонами при заключении договора методике определения размера арендной платы, ранее при рассмотрении требования министерства о взыскании долга по арендной плате за период с 01.09.2010 г. по 30.11.2010 г. решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 г. действия министерства по одностороннему изменению методики определения арендной платы были признаны неправомерными и размер арендной платы был определен судом в виде 5 911 руб. 67 коп. в месяц. В связи с этим ответчик полагает, что у него имеется переплата по арендным платежам в размере 4 141 585 руб. 10 коп. Кроме того, в спорном периоде (с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г.) ответчиком оплачены арендные платежи (из расчета 110615,82 руб. в месяц), что также привело к переплате в размере 1 884 674 руб.
В доказательство оплаты арендных платежей ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения от 10.12.2010 г. N 1128, от 17.01.2011 г. N 16, от 08.02.2011 г. N 79, от 11.03.2011 г. N 166, от 05.04.2011 г. N 258, от 02.06.2011 г. N 420, от 08.06.2011 г. N 445, от 08.07.2011 г. N 538, от 09.08.2011 г. N 650, от 12.10.2011 г. N 908, от 08.12.2011 г. N 1128, от 09.12.2011 г. N 1128, от 10.01.2012 г. N 5, от 07.02.2012 г. N 110, от 07.03.2012 г. N 202, от 09.04.2012 г. N 299, от 10.05.2012 г. N 395.
В соответствии с указанными платежными поручениями ответчиком оплачены арендные платежи в размере 110 615 руб. 82 коп. в месяц, при этом ответчиком допущена незначительная просрочка по оплате арендных платежей в отдельные месяцы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года иск удовлетворен. С ООО "Самара-АЗС-99" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскан долг 2 137 649 руб. 51 коп. и пени 1 886 268 руб. 61 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивают по указанным в жалобе основаниям.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражает.
В судебном заседании 12.09.2013 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 19.03.2013 г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения иска ООО "Самара-АЗС-99" к Министерству строительства Самарской области о признании зачета состоявшимся и обязательств по оплате арендной платы по договору аренды земельного участка N 024353з от 30.09.2005 г. и пени за просрочку оплаты прекратившимися.
В удовлетворении указанного ходатайства суд апелляционной инстанции полагает необходимым отказать, поскольку доказательств принятия соответствующего искового заявления к производству Арбитражного суда Самарской области ответчиком не представлено.
Ответчиком также заявлено ходатайство о проведении взаимозачета излишне уплаченной ответчиком арендной платы по данному договору за период с сентября 2008 г. по ноябрь 2010 г. и требований истца в рассматриваемом деле.
Принимая во внимание, что необходимых доказательств, подтверждающих наличие на стороне Министерства неосновательного обогащения в связи с возможной переплатой ответчиком арендных платежей за период с сентября 2008 г. по ноябрь 2010 г. ответчиком не представлено, установление наличия (либо отсутствие) неосновательного обогащения Министерства может являться предметом самостоятельного требования ответчика, заявленного вне рамок рассматриваемого дела, в удовлетворении ходатайства Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд также отказал.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены судебного решения и принятия по делу нового судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Стороны могут предусмотреть арендную плату не в твердой сумме, а путем определения механизма ее исчисления. При этом изменение арендной платы в данному случае является не изменением условий договора о размере арендной платы, а исполнением условия о размере арендной платы и порядке его изменения.
В то же время по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, арендная плата может быть изменена на основании акта органа публичной власти независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 определена правовая позиция по вопросу о механизме формирования арендной платы.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009 г.).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Поскольку приведенные нормы законов, по существу, представляют собой санкции за затягивание сроков жилищного строительства, при своевременном его осуществлении, принимая во внимание Постановление N 582 и закрепленные им принципы, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в подпунктах "г" и "д" пункта 3 постановления N 582, арендная плата, определенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не может превышать размеров, установленных в этих подпунктах, то есть превышать два процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Таким образом, размер арендной платы за пользование земельным участком должен исчисляться в соответствии с методикой определения арендной платы, установленной постановлениями Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. N 308 от 06.08.2008 г. при условии, если ставки арендной платы, установленные в соответствии с указанными постановлениями Правительства Самарской области не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 утвержденных данным постановлением Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах (2%) если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2010 г. в спорном периоде кадастровая стоимость земельного участка составляла 22797028,37 руб.
Таким образом в спорном периоде, в соответствии с положениями Постановления Правительства N 582 арендная плата составляла 455 940 руб. 57 коп. (в год) или 37 995 руб. 05 коп. (в месяц).
Всего за период за период с 01.12.2010 г. по 04.05.2012 г. ответчик должен был внести арендную плату в размере 650 818 руб. 44 коп., а поэтому, т.к. ответчиком в спорном периоде арендная плата внесена в большем размере, в удовлетворении иска о взыскании долга по арендной плате следует отказать.
Ввиду отсутствия задолженности по оплате арендных платежей требование истца о взыскании пени также не подлежит удовлетворению. Несмотря на то, что в отдельные месяцы ответчиком арендная плата вносилась с незначительной просрочкой платежей, с учетом того, что плата вносилась в большем размере, чем это предусмотрено условиями договора и нормативных актов, определяющих размер арендной платы, оснований для начисления пеней у истца не имелось.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июля 2013 года, принятое по делу N А55-5289/2013, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства строительства Самарской области - отказать.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самара - АЗС - 99" (ОГРН 1026303507053, ИНН 6319062500), Самарская область, Волжский район, с. Преображенка, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)