Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шумковой Е.А., доверенность от 09.01.2014,
ответчика - Хакимова Э.И., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-29490/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования, г. Казань, о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее - ОАО "КОМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление), исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014, заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 11 328 355,50 руб., признано незаконным. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С налогового органа в пользу ОАО "КОМЗ" взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворенных требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, общей площадью 129 021, 15 713 кв. м, 583 400 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Липатова.
31.01.2013 в инспекцию ОАО "КОМЗ" представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налогов по вышеназванным земельным участкам соответственно в размере 315 150 000 руб., 44 710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2012 по делу N А65-7755/2012.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 24.06.2013 N 2.13-0-19/2238 и принято решение 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 22 835 593 руб. земельного налога за 2012 год, с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления от 14.11.2013 N 2.14-0-18/0257940@, решение инспекции оставлено без изменения.
Общество посчитав, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Налоговым кодексом Российской Федерации. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2012 по делу N А65-7755/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 315 150 000 руб., 44 710 000 руб., и 1 660 060 000 руб.
Данное решение суда по делу N А65-7755/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 21.06.2012.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 21.06.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Также судами учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А65-29490/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А65-29490/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А65-29490/2013
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шумковой Е.А., доверенность от 09.01.2014,
ответчика - Хакимова Э.И., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-29490/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования, г. Казань, о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее - ОАО "КОМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление), исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014, заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 11 328 355,50 руб., признано незаконным. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С налогового органа в пользу ОАО "КОМЗ" взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворенных требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, общей площадью 129 021, 15 713 кв. м, 583 400 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Липатова.
31.01.2013 в инспекцию ОАО "КОМЗ" представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налогов по вышеназванным земельным участкам соответственно в размере 315 150 000 руб., 44 710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2012 по делу N А65-7755/2012.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 24.06.2013 N 2.13-0-19/2238 и принято решение 21.08.2013 N 2.12-0-19/148 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 22 835 593 руб. земельного налога за 2012 год, с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления от 14.11.2013 N 2.14-0-18/0257940@, решение инспекции оставлено без изменения.
Общество посчитав, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Налоговым кодексом Российской Федерации. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2012 по делу N А65-7755/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 315 150 000 руб., 44 710 000 руб., и 1 660 060 000 руб.
Данное решение суда по делу N А65-7755/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 21.06.2012.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 21.06.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Также судами учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А65-29490/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)