Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" - представителя Елеськиной Н.А., доверенность от 29.12.2012 года N 172/2012-39,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска - представителя Макарова Д.П., доверенность от 10.01.2014 года N 05.15/00026,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года N А72-1132/2014 (судья Пиотровская Ю.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск (ОГРН 1027301486343, ИНН 7300000029),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1047301336004 ИНН 7327033286),
о признании решения незаконным,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее - ответчик) N 5558 от 10.10.2013 г..
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судом сделан неправильный вывод о применении с 01.01.2012 г. измененной кадастровой стоимости земельных участков в целях исчисления земельного налога, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение каких-либо сведений в государственный кадастр недвижимости на прошедшую дату. В декларации налогоплательщик уменьшил налоговые обязательства за 2012 год по земельному налогу по 135 земельным участкам. В уточненной декларации заявлен к уплате налог в размере 28 602 311 руб., по первоначальной налоговой декларации налог уплачен в размере 39 160 252 руб. В свою очередь, налоговым органом сумма земельного налога, подлежащего уплате ОАО "УАЗ" за 2012 г. определена в размере 49 238 246 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 07.07.2014 на 30.07.2014.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 30.07.2014 представители сторон поддержали ранее изложенные доводы.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Заявителем в адрес ответчика представлена уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2012 год.
В декларации налогоплательщик уменьшил налоговые обязательства за 2012 год по земельному налогу по 135 земельным участкам. В уточненной декларации заявлен к уплате налог в размере 28 602 311 руб., по первоначальной налоговой декларации налог уплачен в размере 39 160 252 руб.
Определяя подлежащий уплате земельный налог в сумме 28 602 311 руб., заявитель исходил из определенной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 кадастровой стоимости 135 земельных участков, принадлежащих обществу, которая определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011. В связи с уменьшением кадастровой стоимости 135 земельных участков, заявителем и подана уточненная декларация.
По результатам проверки уточненной декларации ответчиком составлен акт от 15.08.2013 N 30149 и вынесено решение от 10.10.2013 N 5558 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен в КРСБ заявителя земельный налог в сумме 20 636 935 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении к налоговому периоду - 2012 год кадастровой стоимости, определенной в размере рыночной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012.
Ответчик считает, что в спорном периоде налогоплательщик должен применять кадастровую стоимость, определенную Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008.
Управление ФНС России по Ульяновской области решением N 16-07-11/13626 от 11.12.2013 оставило решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска без изменения, жалобу общества без удовлетворения
Заявитель, полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование сослался на правомерное применение им при расчете подлежащего уплате земельного налога кадастровой стоимости, определенной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Суд указал, что поскольку Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ", определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011 г., согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление Комиссией рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд признал необоснованной позицию налогового органа о необходимости применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости только с 01.01.2013 года, указав также на неправомерное доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" в размере 20 636 935 руб.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012. вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ", определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011 г.
Во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости 15.10.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, что, как указал суд первой инстанции, дает заявителю возможность применить новую кадастровую стоимость с налогового периода 2012 г.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет, в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших, в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления уполномоченным органом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. установлена кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ" в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 16.10.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о недействительности решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 г. в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб. являются верными, поскольку с 16.10.2012 г. при расчете земельного налога за 2012 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г.
Согласно представленному ответчиком расчету (т. 7, л.д. 70-74) подлежащий уплате земельный налог, с учетом новой кадастровой стоимости за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года и кадастровой стоимости за январь - сентябрь 2012 года, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г. составляет 44 079 039 руб. В оспариваемом решении ответчик, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г., исчислил земельный налог за 2012 год в сумме 49 238 246 руб., в КРСБ заявителя доначислен земельный налог в сумме 20 636 935 руб. Таким образом, подлежащая доначислению в КРСБ сумма земельного налога подлежит уменьшению на 5 159 207 руб. (49 238 246 руб. - 44 079 039 руб.))
В остальной части оспариваемое решение налогового органа является законным, в удовлетворении требований заявителя в указанной части следует отказать
Поскольку выводы суда первой инстанции в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом допущено неправильное применение норм материального права, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда на основании п. п. 3 ч. 1.,п.п.3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ, признает незаконным решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 года в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказывает.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года N А72-1132/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 года в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2014 ПО ДЕЛУ N А72-1132/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N А72-1132/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" - представителя Елеськиной Н.А., доверенность от 29.12.2012 года N 172/2012-39,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска - представителя Макарова Д.П., доверенность от 10.01.2014 года N 05.15/00026,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года N А72-1132/2014 (судья Пиотровская Ю.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск (ОГРН 1027301486343, ИНН 7300000029),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1047301336004 ИНН 7327033286),
о признании решения незаконным,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее - ответчик) N 5558 от 10.10.2013 г..
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судом сделан неправильный вывод о применении с 01.01.2012 г. измененной кадастровой стоимости земельных участков в целях исчисления земельного налога, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение каких-либо сведений в государственный кадастр недвижимости на прошедшую дату. В декларации налогоплательщик уменьшил налоговые обязательства за 2012 год по земельному налогу по 135 земельным участкам. В уточненной декларации заявлен к уплате налог в размере 28 602 311 руб., по первоначальной налоговой декларации налог уплачен в размере 39 160 252 руб. В свою очередь, налоговым органом сумма земельного налога, подлежащего уплате ОАО "УАЗ" за 2012 г. определена в размере 49 238 246 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 07.07.2014 на 30.07.2014.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 30.07.2014 представители сторон поддержали ранее изложенные доводы.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Заявителем в адрес ответчика представлена уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2012 год.
В декларации налогоплательщик уменьшил налоговые обязательства за 2012 год по земельному налогу по 135 земельным участкам. В уточненной декларации заявлен к уплате налог в размере 28 602 311 руб., по первоначальной налоговой декларации налог уплачен в размере 39 160 252 руб.
Определяя подлежащий уплате земельный налог в сумме 28 602 311 руб., заявитель исходил из определенной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 кадастровой стоимости 135 земельных участков, принадлежащих обществу, которая определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011. В связи с уменьшением кадастровой стоимости 135 земельных участков, заявителем и подана уточненная декларация.
По результатам проверки уточненной декларации ответчиком составлен акт от 15.08.2013 N 30149 и вынесено решение от 10.10.2013 N 5558 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен в КРСБ заявителя земельный налог в сумме 20 636 935 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении к налоговому периоду - 2012 год кадастровой стоимости, определенной в размере рыночной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012.
Ответчик считает, что в спорном периоде налогоплательщик должен применять кадастровую стоимость, определенную Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008.
Управление ФНС России по Ульяновской области решением N 16-07-11/13626 от 11.12.2013 оставило решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска без изменения, жалобу общества без удовлетворения
Заявитель, полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование сослался на правомерное применение им при расчете подлежащего уплате земельного налога кадастровой стоимости, определенной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Суд указал, что поскольку Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ", определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011 г., согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление Комиссией рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд признал необоснованной позицию налогового органа о необходимости применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости только с 01.01.2013 года, указав также на неправомерное доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" в размере 20 636 935 руб.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012. вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ", определена в размере рыночной стоимости земельных участков, установленной в Отчете об оценке СРО "Национальная коллегия специалистов оценщиков" от 25.06.2012 N 578/06-2012-350 по состоянию на 01.01.2011 г.
Во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости 15.10.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, что, как указал суд первой инстанции, дает заявителю возможность применить новую кадастровую стоимость с налогового периода 2012 г.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет, в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших, в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления уполномоченным органом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г. установлена кадастровая стоимость 135 земельных участков, принадлежащих ОАО "УАЗ" в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 16.10.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о недействительности решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 г. в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб. являются верными, поскольку с 16.10.2012 г. при расчете земельного налога за 2012 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 19.09.2012 г.
Согласно представленному ответчиком расчету (т. 7, л.д. 70-74) подлежащий уплате земельный налог, с учетом новой кадастровой стоимости за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года и кадастровой стоимости за январь - сентябрь 2012 года, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г. составляет 44 079 039 руб. В оспариваемом решении ответчик, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11.12.2008 г., исчислил земельный налог за 2012 год в сумме 49 238 246 руб., в КРСБ заявителя доначислен земельный налог в сумме 20 636 935 руб. Таким образом, подлежащая доначислению в КРСБ сумма земельного налога подлежит уменьшению на 5 159 207 руб. (49 238 246 руб. - 44 079 039 руб.))
В остальной части оспариваемое решение налогового органа является законным, в удовлетворении требований заявителя в указанной части следует отказать
Поскольку выводы суда первой инстанции в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом допущено неправильное применение норм материального права, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда на основании п. п. 3 ч. 1.,п.п.3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ, признает незаконным решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 года в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказывает.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 мая 2014 года N А72-1132/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска N 5558 от 10.10.2013 года в части доначисления в КРСБ открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" земельного налога в сумме 5 159 207 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)