Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2015 N Ф06-958/2015 ПО ДЕЛУ N А65-2814/2015

Требование: О признании незаконным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. N Ф06-958/2015

Дело N А65-2814/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.
при участии представителей:
заявителя - Халитова Р.Н., доверенность от 11.01.2013 б/н,
ответчика - Исаевой К.Ю., доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013254,
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Олехнович А.М., доверенность от 15.01.2015 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А65-2814/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Херекэт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 01.10.2014 N 5008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части начисления 271 478 рублей земельного налога за 2012 год; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 19.08.2014 N 5384 и принято решение от 01.10.2014 N 5008, которым обществу доначислено и предложено уплатить 1 628 547 рублей земельного налога, 227 704 рубля 40 копеек пени и 325 709 рублей 40 копеек штрафа.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2012 год применению подлежала кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), которые составляют 209 970 565 рублей и 117 201 240 рублей, соответственно. Как указывает налоговый орган, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 по делу N А65-20926/2012 иные кадастровые стоимости подлежат применению в следующем налогом периоде - с 01.01.2013.
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества частично, суды правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 по делу N А65-20926/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:5 в размере 25 904 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 16:50:080903:1 в размере 34 293 000 рублей. Решение суда исполнено, кадастровые стоимости в соответствии с вышеуказанным решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 внесены в кадастр 17.10.2012 и 18.10.2012. Следовательно, данные кадастровые стоимости подлежат применению при расчете земельного налога за 2012 год с 17.10.2012 и 18.10.2012 - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
Поэтому суды правильно указали, что размер земельного налога за 2012 год по земельному участку 16:50:170601:5 с 01.01.2012 до 17.10.2012 исчисляется исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а с 17.10.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда от 05.09.2012 по делу N А65-20926/2012.
В свою очередь, размер земельного налога за 2012 год по земельному участку 16:50:080903:1 с 01.01.2012 до 18.10.2012 исчисляется исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а с 18.10.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда от 05.09.2012 по делу N А65-20926/2012.
В силу вышеизложенного довод инспекции о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, судами обоснованно признан ошибочным.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 год по двум земельным участкам, составляет 1 724 270 рублей. Поэтому доначисление 271 478 рублей земельного налога судами обоснованно признано неправомерным.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А65-2814/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)