Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2009 N 18АП-7849/2009 ПО ДЕЛУ N А07-11341/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. N 18АП-7849/2009

Дело N А07-11341/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2009 по делу N А07-11341/2009 (судья Азаматов А.Д.),

установил:

05.06.2009 открытое акционерное общество "Уралтехстрой-Туймазыхиммаш" (далее - налогоплательщик, заявитель, общество, ОАО "Уралтехстрой-Туймазыхиммаш") обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан о признании незаконными действий по отказу в выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом без указания задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 520 453,64 руб. и обязании налогового органа выдать справку с учетом этого уточнения (л.д. 3-4, 101).
В обоснование доводов общество ссылается на то, что налоговый орган неправомерно отразил в справке о состоянии расчетов с бюджетом задолженность по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 4 520 453,64 руб. без указания на то, что возможность взыскания данной задолженности налоговым органом утрачена, так как она образовалась более 3 лет назад. Отказ нарушает права плательщика - он не может получить лицензию на продажу алкогольной продукции.
Налоговый орган требования не признал, ссылаясь на то, что утрата возможности взыскания задолженности не влечет ее прекращения или списания.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2009 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворено. Инспекция обязана выдать заявителю справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 8.02.2009 с указанием сведений о невозможности взыскания задолженности 4 520 453,64 руб. в связи с пропуском срока для принудительного взыскания.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности по НДФЛ, в связи, с чем об этом должно быть указано в справке (л.д. 106-111).
27.08.2009 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы должны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа - такая справка выдана, она отражает состояние расчетов с бюджетом.
По данным налогового органа за обществом числится задолженность по НДФЛ в сумме 4 520 453,64 руб. со сроком образования более трех лет назад. На указанную задолженность инспекцией было выставлено требование и вынесено решение о ее взыскании за счет денежных средств на счетах в банках. В связи с этим у налогового органа отсутствуют основания для сторнирования указанной задолженности в лицевой карточке налогоплательщика.
Выданная обществу справка соответствует закону и требованиям приказа ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138 "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Уралтехстрой - Туймазыхиммаш" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.2002, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов (л.д. 26, 34).
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 11.02.2009. о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на текущую дату с расшифровкой просроченной задолженности. В заявлении общество указало, что данная справка необходима для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (л.д. 8).
Инспекцией в справке расчетов по налогам, сборам, взносам (форма N 39-1) N 325 отражена задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 515 947,79 руб. 79 коп. и налоговые санкции по налогу на доходы физических лиц в размере 4 505,85 руб. В сопроводительном письме от 11.02.2009 N 04-58/02592 к справке инспекцией указано, что данная задолженность со сроком возникновения более 3 лет. Информации о невозможности взыскания данной задолженности в самой справке не содержится (л.д. 9-11).
Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции общество представило необходимые документы в Управление Республике Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции, в том числе справку расчетов по налогам, сборам, взносам (форма N 39-1) N 325 (л.д. 22-25).
Управление Республике Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции уведомлением от 18.03.2009 отказало обществу в выдаче лицензии на основании непредставления обществом справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов (л.д. 12-14).
27.04.2009 общество обратилось в инспекцию с просьбой выдать справку без указания задолженности по НДФЛ (л.д. 16-17).
Инспекция в письме от 13.05.2009 N 05-15/08175 разъяснила, что истечение срока взыскания задолженности не является основанием для не указания в справке такой задолженности (л.д. 18-19).
Общество полагая, что действия инспекции, выразившиеся в не указании в справке о состоянии его расчетов с бюджетом информации о невозможности взыскания пени и штрафа, нарушают действующее законодательство, его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:
По мнению заявителя апелляционной жалобы - налогового органа у нее отсутствуют законные основания для исключения задолженности из лицевого счета, истечение 3-летнего срока основанием для этого не является.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что инспекция обязана выдать заявителю справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 8.02.2009 с указанием сведений о невозможности взыскания задолженности 4 520 453,64 руб. в связи с пропуском срока для принудительного взыскания.
Суд апелляционной инстанции не видит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Указание в справке задолженности по НДФЛ не позволяет обществу получить лицензию на продажу алкогольной продукции и тем самым препятствует осуществлению предпринимательской деятельности и нарушает права и законные интересы общества. Данное обстоятельство дает право обжаловать порядок учета платежей в лицевом счете плательщика, который является внутренним учетом налогового органа.
Из материалов дела следует, что задолженность по НДФЛ в сумме 4 515 947,79 руб. 79 коп. образовалась более трех лет назад и принята инспекцией с входящим сальдо из Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ (л.д. 9). Для проверки того, пропущены ли сроки для взыскания данной задолженности суд обязан установить каким образом она возникла (декларации плательщика (налогового агента) или решения инспекции о взыскании), было ли своевременно направлено требование об уплате, решение взыскании налога.
Согласно ст. 46 НК РФ (в редакции действовавшей в 2004 году) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Документы, подтверждающие соблюдение этих процедур, в материалах дела отсутствуют. Для проверки обоснованности начисления налога, соблюдения порядка его взыскания инспекции предлагалось представить дополнительные документы, для чего рассмотрение дела откладывалось. На дату повторного рассмотрения соответствующее обоснование не поступило.
По п. 1 ст. 65 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на налоговый орган. Инспекция не доказала возможность взыскания спорных сумм, следовательно, вывод об утрате возможности ее взыскания является правильным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, т.е. включать суммы, подлежащие уплате и взысканию.
Решение суда первой инстанции является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2009 по делу N А07-11341/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.

Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)