Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N А60-12756/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N А60-12756/2014


Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Красовской рассмотрел в судебном заседании дело N А60-12756/2014
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (ИНН 6617002802, ОГРН 1046610970010)
к Обществу с ограниченной ответственностью "СтройБАЗ" (ИНН 6617007198, ОГРН 1026601183620)
о взыскании 7380869 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Акулова О.Н., представитель по доверенности от 22.04.2014;
- от заинтересованного лица - Романова В.В., представитель по доверенности от 15.11.2013.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 09.06.2014 объявлен перерыв до 16.06.2014 до 13 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "СтройБАЗ" НДФЛ в размере 7380869 руб. 00 коп.
Заинтересованное лицо отзыв с возражениями по заявленным требованиям не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (далее - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "СтройБАЗ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на доходы с физических лиц - за период с 01.12.2008 по 31.10.2011.
По результатам проверки составлен акт N 37 от 07.09.2012.
Проверкой полноты и своевременности представления сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за 2008 - 2010 гг. установлено: что сведения в проверяемый период предоставлялись своевременно и в полном объеме за 2008 г. на 1655 человек; за 2009 г. на 987 человек; за 2010 г. на 778 человек.
По состоянию на 16.11.2011 (начало проверки) установлена задолженность по налогу на доходы физических лиц, удержанного с выплаченных физическим лицам доходов в сумме 7380869 руб. 00 коп.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 4 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять налоги своевременно и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Нарушения сроков перечисления налога на доходы физических лиц подтверждаются представленными в налоговый орган сведениями о полученных доходах и удержанном налоге на доходы физических лиц по ф. 2НДФЛ, выписками по операциям на счетах организации за проверяемый период, главной книгой по счетам N 68, 70, сводами по зарплате, лицевыми счетами (расчетными листками) работников, журналами проводок по счетам N 70 / 50, N 70 / 51 и др.
Заработная плата работникам ООО "СтройБАЗ" за проверяемый период с декабря 2008 г. по октябрь 2011 г. выплачена полностью по май 2011 г. и частично за июнь 2011 г. Выплата заработной платы производилась без учета сумм удержанного налога на доходы физических лиц. Таким образом, налог на доходы физических лиц из выплаченной заработной платы работников предприятия удержан в полном объеме, что подтверждается сводами по зарплате, лицевыми счетами работников, главной книгой за проверяемый период с декабря 2008 г. по октябрь 2011 г. и должен быть перечислен в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ.
При проведении анализа по направлению денежных средств установлено, что за проверяемый период у налогового агента имелись действующие банковские расчетные счета и была возможность для своевременного перечисления налога в бюджет.
Таким образом, задолженность по налогу на доходы физических лиц в течение проверяемого периода постоянно увеличивалась и по состоянию на 01.01.2011 г. составила 8059244 руб. 00 коп. В течение 2011 года задолженность несколько сократилась в связи с перечислением налога на доходы физических лиц в феврале и марте 2011 года. С марта 2011 г. налог на доходы физических лиц налоговым агентом ООО "СтройБАЗ" не перечисляется. Задолженность в связи с этим увеличивалась и на конец проверяемого периода (31.10.2011) составила 7380869 руб. 00 коп.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки начальником инспекции вынесено решение о привлечении Общества к налоговой ответственности от 16.10.20.12 года N 37. В решении предложено уплатить задолженность по налогу на доходы с физических лиц в сумме 7 380 869 рублей.
В установленный срок указанные суммы не были перечислены в бюджет, в связи с чем Обществу направлено Требование N 118 от 29.01.2013 об уплате налогов и соответствующих сумм пени, в том числе задолженность по налогу на доходы с физических лиц в сумме 7381087 руб. 00 коп. (в том числе 7380869 руб. 00 коп. задолженности по НДФЛ). Требование инспекции в добровольном порядке обществом не исполнено.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании налога на доходы с физических лиц в сумме 7381087 руб. 00 коп. налоговым органом в установленный срок, в период с 18.02.2013 до 18.04.2013 не принято.
28.11.2012 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
22.04.2013 Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-43288/2012 принято решение о признании общества с ограниченной ответственностью "СтройБАЗ" несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
В арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по НДФЛ Инспекция обратилась 01.04.2014.
Как пояснил представитель Инспекции срок обращения в суд налоговым органом пропущен, в связи с чем Инспекция ходатайствует о восстановлении данного срока.
Причиной своевременного неприменения Инспекцией мер по осуществлению взыскания НДФЛ с Общества, как поясняет налоговый орган, привела неопределенность порядка осуществления указанного взыскания при проведении в отношении должника процедур банкротства. С одной стороны невозможность включения задолженности по НДФЛ в рамках дела о банкротстве, с другой стороны требования закона о приостановлении мер принудительного взыскания.
Инспекция, в частности, указывает следующее.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
В связи с этим задолженность по НДФЛ не может быть отнесена к категории задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов, или к категории задолженности по текущим налоговым платежам применительно к п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве.
В Постановлении ВАС РФ от 05.11.2013 N 5438/13 даны разъяснении порядка взыскания НДФЛ в отношении должников находящихся в процедуре банкротства, о том, в случае введения в отношении должника процедуры наблюдения запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом.
В силу изложенного налоговый орган вправе осуществлять принудительное взыскание с должника удержанных им сумм налогов за счет денежных средств должника независимо от того, когда имел место факт выплаты соответствующего дохода, с которого был удержан налог, - до или после возбуждения дела о банкротстве.
В настоящем деле право инспекции на взыскание налогов не было реализовано ею во внесудебном порядке, обращение с заявлением в суд последовало с нарушением установленного срока.
Рассмотрев ходатайство налогового органа, суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по НДФЛ в размере 7380869 рублей. Так, срок исполнения требования об уплате задолженности истек 18.02.2013, в течение 6 месяцев Инспекция в суд не обратилась ни в рамках дела о банкротстве, ни в общем порядке.
Неопределенность судебной практики по взысканию НДФЛ с предприятия-банкрота, на которую ссылается заявитель, не препятствовала в любом из возможных порядков для обращения в суд с соответствующим заявлением. Однако в суд заявитель обратился по прошествии более года после наступления начала течения 6-месячного срока. Ссылка заявителя на Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.2013 N 5438/13 не может являться основанием для восстановления пропущенного срока, поскольку никаких мер по реализации полномочий по взысканию недоимки в судебном порядке Инспекцией не принималось; Постановление не устанавливает новых правовых норм, а лишь разъясняет порядок их применения, поэтому считать началом течения срока для обращения в суд именно 05.11.2013 у суда оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, с учетом пропуска заявителем срока для обращения в суд в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.В.КОЛОСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)