Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - представителя Ахметовой А.А. (доверенность от 09 января 2014 года),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-24971/2013 (судья Шайдуллин Ф.С), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" (ИНН 1660003225, ОГРН 1021603626846), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решений от 06 июня 2013 года N 2.13-09/2/1073 и от 01 августа 2013 года N 2.14-0-18/016806,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" (далее - заявитель, общество, ООО Агентство "Торгинвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2.13-09/2/1073 от 06 июня 2013 года, к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан) о признании недействительным решения N 2.14-0-18/0168060 от 01 августа 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 14 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.13-09/2/1073 от 06.06.2013 и решение от 01.08.2013 УФНС России по Республике Татарстан по апелляционной жалобе признаны недействительными. На Межрайонную Инспекцию ФНС России N 14 по Республике Татарстан возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений налоговых органов.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией был представлен расчет от 31 марта 2014 года земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 марта 2014 года рассмотрение дела было отложено на 02 апреля 2014 года на 14 час 30 мин по ходатайству инспекции в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013).
Общество отзыв на апелляционную жалобу, возражений на представленный инспекцией расчет от 31 марта 2014 года земельного налога за 2012 год либо собственный расчет земельного налога не представило.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:011131:30, общей площадью 1512 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Калинина, д. 48.
Заявителем 22.01.2013 в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 134 633 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (12 517 848 руб.), установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2012 делу N А65-3128/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно. Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка 16:50:011131:30 по состоянию на 01.01.2012 составила 20 895 190 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы за 2012 год на 8 377 342 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 20 895 190 руб., утвержденной постановлением кабинета министров Республике Татарстан N 1102 от 24.12.2010, а не решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 06.06.2013 вынесено решение N 2.13-09/2/1073 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 73 721 руб., пени в размере 3 018,08 руб. и штраф с учетом смягчающих обстоятельств в размере 1474,42 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением N 2.14-0-18/016806@ от 01.08.2013 оставило жалобу заявителя без удовлетворения, решение инспекции - без изменения, утвердив его.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165- О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции посчитал, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, по мнению суда первой инстанции, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого не- движимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Поскольку указанный судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из рыночной, вступил в законную силу 28.05.2012, а соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости внесены 13 июня 2012 года, то кадастровая стоимость (12 517 848 руб.) спорного земельного участка под- лежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 13 июня 2012 года - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Согласно представленному инспекцией расчету от 31.03.2014 с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из рыночной, подлежащий уплате заявителем за 2012 год земельный налог по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 составляет 140 898 руб., тогда как оспариваемым решением инспекции был начислен земельный налог за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 в сумме 183 878 руб. (из которых только 110 157 руб. уплачено налогоплательщиком, в связи с чем инспекцией доначислен к уплате земельный налог в размере 73 721 руб.). Следовательно, доначисление земельного налога в размере 42 980 руб. (183 878 - 140 898 = 42 980) по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 было незаконным.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 23 декабря 2013 года следует отменить, принять новый судебный акт, которым заявление общества удовлетворить частично. Признать недействительными оспариваемые решения инспекции и УФНС России по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 в размере 42 980 рублей, начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании под- пункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-24971/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" удовлетворить частично. Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан от 06 июня 2013 года N 2.13-09/2/1073 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01 августа 2013 года N 2.14-0-18/016806 в части доначисления земельного налога в размере 42 980 рублей, начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах.
В удовлетворении остальной части заявленных требований общества с ограничен- ной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" судебные расходы по уплате госпошлины по 1000 рублей с каждого.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2014 N 11АП-2114/2014 ПО ДЕЛУ N А65-24971/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N А65-24971/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - представителя Ахметовой А.А. (доверенность от 09 января 2014 года),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-24971/2013 (судья Шайдуллин Ф.С), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" (ИНН 1660003225, ОГРН 1021603626846), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решений от 06 июня 2013 года N 2.13-09/2/1073 и от 01 августа 2013 года N 2.14-0-18/016806,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" (далее - заявитель, общество, ООО Агентство "Торгинвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2.13-09/2/1073 от 06 июня 2013 года, к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан) о признании недействительным решения N 2.14-0-18/0168060 от 01 августа 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 14 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.13-09/2/1073 от 06.06.2013 и решение от 01.08.2013 УФНС России по Республике Татарстан по апелляционной жалобе признаны недействительными. На Межрайонную Инспекцию ФНС России N 14 по Республике Татарстан возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений налоговых органов.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией был представлен расчет от 31 марта 2014 года земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 марта 2014 года рассмотрение дела было отложено на 02 апреля 2014 года на 14 час 30 мин по ходатайству инспекции в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013).
Общество отзыв на апелляционную жалобу, возражений на представленный инспекцией расчет от 31 марта 2014 года земельного налога за 2012 год либо собственный расчет земельного налога не представило.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:011131:30, общей площадью 1512 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Калинина, д. 48.
Заявителем 22.01.2013 в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 134 633 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (12 517 848 руб.), установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.04.2012 делу N А65-3128/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно. Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка 16:50:011131:30 по состоянию на 01.01.2012 составила 20 895 190 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы за 2012 год на 8 377 342 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 20 895 190 руб., утвержденной постановлением кабинета министров Республике Татарстан N 1102 от 24.12.2010, а не решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 06.06.2013 вынесено решение N 2.13-09/2/1073 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 73 721 руб., пени в размере 3 018,08 руб. и штраф с учетом смягчающих обстоятельств в размере 1474,42 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением N 2.14-0-18/016806@ от 01.08.2013 оставило жалобу заявителя без удовлетворения, решение инспекции - без изменения, утвердив его.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165- О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции посчитал, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, по мнению суда первой инстанции, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого не- движимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Поскольку указанный судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из рыночной, вступил в законную силу 28.05.2012, а соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости внесены 13 июня 2012 года, то кадастровая стоимость (12 517 848 руб.) спорного земельного участка под- лежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 13 июня 2012 года - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Согласно представленному инспекцией расчету от 31.03.2014 с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из рыночной, подлежащий уплате заявителем за 2012 год земельный налог по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 составляет 140 898 руб., тогда как оспариваемым решением инспекции был начислен земельный налог за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 в сумме 183 878 руб. (из которых только 110 157 руб. уплачено налогоплательщиком, в связи с чем инспекцией доначислен к уплате земельный налог в размере 73 721 руб.). Следовательно, доначисление земельного налога в размере 42 980 руб. (183 878 - 140 898 = 42 980) по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 было незаконным.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 23 декабря 2013 года следует отменить, принять новый судебный акт, которым заявление общества удовлетворить частично. Признать недействительными оспариваемые решения инспекции и УФНС России по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:011131:30 в размере 42 980 рублей, начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании под- пункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-24971/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" удовлетворить частично. Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан от 06 июня 2013 года N 2.13-09/2/1073 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01 августа 2013 года N 2.14-0-18/016806 в части доначисления земельного налога в размере 42 980 рублей, начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах.
В удовлетворении остальной части заявленных требований общества с ограничен- ной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по торговле недвижимостью, средствами производства и предметами потребления "Торгинвест" судебные расходы по уплате госпошлины по 1000 рублей с каждого.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)