Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания": Хрусталева Ю.А. по доверенности б/н от 09.04.15;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области: Агашков А.Ю. по доверенности N 04-11/00006 от 12.01.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-22578/14, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области о признании недействительным решения,
установил:
Публичное акционерное общество (ПАО) "Национальная Девелоперская Компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по городу Сергиеву Посаду Московской области о (с учетом уточнений, поданных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) признании недействительным решения N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 82 289 рублей 80 копеек, а также о снижении штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 000 рублей (т. 1, л.д. 3 - 8, т. 2, л.д. 82).
Заявление подано в соответствии со статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2014 года заявленные требования были удовлетворены: решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копейки, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 82 289 рублей 80 копеек, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 60 717 рублей 35 копеек (т. 2, л.д. 86 - 89).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2015 года решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2014 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2, л.д. 167 - 169).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года заявление было удовлетворено частично: признано недействительным решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 60 717 рублей 35 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т. 3, л.д. 51 - 53).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Национальная девелоперская компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 3, л.д. 56 - 59).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ПАО "Национальная девелоперская компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ПАО "Национальная девелоперская компания" по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт N 2081 от 26.07.13 и вынесено решение N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 7 082 581 рублей, пени в сумме 547 059 рублей 97 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 416 516 рублей 20 копеек. Также общество привлечено к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 025 245 рублей 80 копеек за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по земельному налогу (т. 1, л.д. 11 - 23, 31 - 60).
Решением Управления ФНС по Московской области N 07-12/02351 от 20.01.14 решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области было отменено в части доначисления земельного налога в размере 6 671 132 рублей, пени в размере 528 543 рублей 04 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 334 226 рублей 40 копеек, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 963 528 рублей 45 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения (т. 1, л.д. 70 - 74).
Полагая доначисление земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа незаконными, ПАО "Национальная девелоперская компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал на невозможность применения обществом льготной ставки налога.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ПАО "Национальная девелоперская компания" указало, что ему неправомерно был доначислен земельный налог за принадлежащие обществу земельные участки.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из решения ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 следует, что основанием для его вынесения послужили следующие обстоятельства.
В 2012 году ПАО "Национальная девелоперская компания" являлось собственником 1 061 земельного участка на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области категорией земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1, л.д. 31 - 51, 54).
При расчете земельного налога за 2012 год ПАО "Национальная девелоперская компания" была применена льготная ставка земельного налога в размере 0,3%, что по мнению налогового органа неправомерно.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Как указывалось выше, земельные участки ПАО "Национальная девелоперская компания" расположены на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области, имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1, л.д. 31 - 51, 54).
В соответствии с пунктом 6 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области N 3/34-НПА от 25.05.12 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Шеметовское" налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в том числе отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статье 1 названного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
В соответствии с Уставом ПАО "Национальная девелоперская компания" к видам его деятельности, в числе прочего, относятся:
- - покупка и продажа земельных участков;
- - строительство зданий;
- - производство прочих строительных работ;
- - организация перевозки грузов;
- - аренда транспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин;
- - оптовая торговля и т.д. (т. 1, л.д. 80 - 92).
Таким образом, в силу специфики своей уставной деятельности, ПАО "Национальная девелоперская компания" не может использовать спорные земельные участки по целевому назначению, в связи с чем применение налоговой льготы при исчислении земельного налога не допустимо.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.15 по делу N 305-КГ14-9101, А41-63325/13.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков в 2012 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области правомерно установила факт неполной уплаты заявителем земельного налога за 2012 год.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлении от 05 февраля 2015 года по делу N А41-295/14, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-22578/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2015 N 10АП-7701/2015 ПО ДЕЛУ N А41-22578/14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу N А41-22578/14
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания": Хрусталева Ю.А. по доверенности б/н от 09.04.15;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области: Агашков А.Ю. по доверенности N 04-11/00006 от 12.01.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-22578/14, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению публичного акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области о признании недействительным решения,
установил:
Публичное акционерное общество (ПАО) "Национальная Девелоперская Компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по городу Сергиеву Посаду Московской области о (с учетом уточнений, поданных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) признании недействительным решения N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 82 289 рублей 80 копеек, а также о снижении штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 000 рублей (т. 1, л.д. 3 - 8, т. 2, л.д. 82).
Заявление подано в соответствии со статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2014 года заявленные требования были удовлетворены: решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копейки, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 82 289 рублей 80 копеек, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 60 717 рублей 35 копеек (т. 2, л.д. 86 - 89).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2015 года решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2014 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2, л.д. 167 - 169).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года заявление было удовлетворено частично: признано недействительным решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 60 717 рублей 35 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т. 3, л.д. 51 - 53).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Национальная девелоперская компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 3, л.д. 56 - 59).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ПАО "Национальная девелоперская компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ПАО "Национальная девелоперская компания" по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт N 2081 от 26.07.13 и вынесено решение N 6857 от 18.11.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 7 082 581 рублей, пени в сумме 547 059 рублей 97 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 416 516 рублей 20 копеек. Также общество привлечено к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 025 245 рублей 80 копеек за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по земельному налогу (т. 1, л.д. 11 - 23, 31 - 60).
Решением Управления ФНС по Московской области N 07-12/02351 от 20.01.14 решение ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области было отменено в части доначисления земельного налога в размере 6 671 132 рублей, пени в размере 528 543 рублей 04 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 334 226 рублей 40 копеек, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 963 528 рублей 45 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения (т. 1, л.д. 70 - 74).
Полагая доначисление земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа незаконными, ПАО "Национальная девелоперская компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал на невозможность применения обществом льготной ставки налога.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ПАО "Национальная девелоперская компания" указало, что ему неправомерно был доначислен земельный налог за принадлежащие обществу земельные участки.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из решения ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области N 6857 от 18.11.13 следует, что основанием для его вынесения послужили следующие обстоятельства.
В 2012 году ПАО "Национальная девелоперская компания" являлось собственником 1 061 земельного участка на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области категорией земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1, л.д. 31 - 51, 54).
При расчете земельного налога за 2012 год ПАО "Национальная девелоперская компания" была применена льготная ставка земельного налога в размере 0,3%, что по мнению налогового органа неправомерно.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Как указывалось выше, земельные участки ПАО "Национальная девелоперская компания" расположены на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области, имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1, л.д. 31 - 51, 54).
В соответствии с пунктом 6 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области N 3/34-НПА от 25.05.12 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Шеметовское" налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в том числе отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статье 1 названного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
В соответствии с Уставом ПАО "Национальная девелоперская компания" к видам его деятельности, в числе прочего, относятся:
- - покупка и продажа земельных участков;
- - строительство зданий;
- - производство прочих строительных работ;
- - организация перевозки грузов;
- - аренда транспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин;
- - оптовая торговля и т.д. (т. 1, л.д. 80 - 92).
Таким образом, в силу специфики своей уставной деятельности, ПАО "Национальная девелоперская компания" не может использовать спорные земельные участки по целевому назначению, в связи с чем применение налоговой льготы при исчислении земельного налога не допустимо.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.15 по делу N 305-КГ14-9101, А41-63325/13.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков в 2012 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области правомерно установила факт неполной уплаты заявителем земельного налога за 2012 год.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлении от 05 февраля 2015 года по делу N А41-295/14, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-22578/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)