Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170, г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 17, лит. А)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014
по делу N А43-8552/2013,
принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 04.04 2013 N 32-13-оч-04/1175,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - Вахтиной Л.Б. по доверенности от 23.08.2013 N 2013-391;
- от общества с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" - Клименко А.С. по доверенности от 17.07.2014,
и
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, правопреемник - Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области) от 04.04 2013 N 32-13-оч-04/1175.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" (далее - ООО "МИРИАД РУС") и открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ".
Решением от 29.04.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "МИРИАД РУС" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", ОАО "Газпром" и Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" и ОАО "Газпром" в отзывах на апелляционную жалобу поддержали позицию заявителя.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.02.2009 между ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром газораспределение" возникло состояние аффилированности по признаку вхождения в одну группу лиц в результате внесения Российской Федерацией в уставный капитал ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" акций ОАО "Тувгаз", аффилированного с ОАО "Газпром газораспределение".
В соответствии с приказом от 10.01.2008 N 05 в должность генерального директора ОАО "Газпром газораспределение" вступил Густов С.В.
ОАО "Газпром газораспределение" и Густов С.В. входили в одну группу лиц по основанию пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.05.2008 N 429-р Густов С.В. был избран генеральным директором ОАО "Тувгаз".
Так, с 04.05.2008 ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "Тувгаз" по пункту 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции образовали группу лиц.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2008 N 2413-р "О решениях внеочередного общего собрания акционеров ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с 18.02.2009 в уставный капитал ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" был внесен пакет акций ОАО "Тувгаз" в размере 100% минус одна акция.
В результате указанных действий ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 18.02.2009 по основанию пункта 14 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции стало образовывать группу с ОАО "Газпром газораспределение", соответственно, указанные лица стали аффилированными друг по отношению к другу.
Поскольку Густов С.В. одновременно выполнял функции генерального директора в обеих компаниях (ОАО "Тувгаз" и ОАО "Газпром газораспределение"), он не мог не знать о том, что 18.02.2009 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" совместно владеют более 50% акций ОАО "Нижегородоблгаз" (в настоящее время - ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород").
Согласно списку аффилированных лиц заявителя по состоянию на 31.03.2009 ОАО "Газпром газораспределение" стало владеть 37,97% обыкновенных акций ОАО "Нижегородоблгаз", а ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" принадлежит 25,5% голосующих акций ОАО "Нижегородоблгаз".
По состоянию на 18.02.2009 заявитель стал совместно со своим аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" владеть пакетом акций ОАО "Нижегородоблгаз" в размере 63,47%.
Кроме того, согласно уведомлению от 10.05.2012 (вх. N 32-12-2538) о приобретении владельцем обыкновенных акций, представленному Обществом Региональному отделению, а также выписке по счету депо, представленной номинальным держателем - ОАО "Акционерный банк "РОССИЯ" за период с 02.08.2010 по 06.09.2012 по счету депо N М40ПЮ000144 (депонент - ОАО "Газпром газораспределение"), ОАО "Газпром газораспределение" в результате сделки, совершенной 24.04.2012, приобрело еще 3193164 обыкновенных акций ОАО "Нижегородоблгаз", что составило 11,495% голосующих акций эмитента - ОАО "Нижегородоблгаз", и с указанного времени получило право распоряжаться 13740700 обыкновенными акциями, что составило 49,465% голосующих акций ОАО "Нижегородоблгаз".
В результате такой сделки доля принадлежащих акций ОАО "Газпром газораспределение" совместно с его аффилированным лицом (ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ") увеличилась с 63,47% до 74,96%.
Установив в ходе осуществления деятельности по контролю и надзору в сфере финансовых рынков данные обстоятельства, Региональное отделение вынесло в отношении Общества предписание от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1175, в котором указало заявителю на необходимость в срок до 17.05.2013 осуществить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации процедуру по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Нижегородоблгаз".
Основанием для предъявления такого требования явился вывод надзорного органа о том, что обязанность по направлению обязательного предложения, предусмотренная пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) и возникшая у Общества (так же как и у его аффилированного лица - ОАО "Роснефтегаз") с 19.02.2009, на момент вынесения оспариваемого предписания не была исполненной.
Обязанность заявителя по направлению обязательного предложения Региональное отделение связало с моментом образования этими юридическими лицами 18.02.2009 группы лиц.
Посчитав оспариваемое предписание не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 на момент вынесения оспариваемого предписания уполномоченным органом являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
В пунктах 1 и 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, было установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам России (пункт 6.6 Положения).
В пункте 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ было установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Пунктом 1 Административного регламента предусмотрено, что им определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам России и территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам России и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" (пункт 5 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (пункт 8 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры являются: поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Федерального закона "Об акционерных обществах", отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры является выявление Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах". В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в установленном пунктами 33 - 44 данного Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
Из анализа указанных положений следует, что надзорный орган обладал компетенцией и всеми необходимыми полномочиями, а также основаниями для проведения проверочных мероприятий в отношении вопроса о необходимости направления Обществом обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Нижегородоблгаз", а равно и для вынесения предписания по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 этого Закона (т.е. обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 данного Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю (часть 7 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ).
Как правильно отметил суд первой инстанции, правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций. При этом из нормы пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ видно, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество и ОАО "Роснефтегаз", став после 18.02.2009 аффилированными лицами и обладателями акций ОАО "Нижегородоблгаз" в количестве, превышающем 50% общего количества голосующих акций, должны были выполнить требование пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ и направить предложение о выкупе акций ОАО "Нижегородоблгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Иное толкование приведенной нормы, как обоснованно указал суд, означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение определенной степени контроля над юридическим лицом как в том, так и в другом случае) у заинтересованного лица наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Аналогичные выводы сделаны Арбитражным судом Нижегородской области в решении от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2014.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание Регионального отделения принято в пределах его компетенции, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений процедуры осуществления государственного контроля и выдачи оспариваемого предписания со стороны надзорного органа не установлено.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме исследовал обстоятельства дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014 по делу N А43-8552/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А43-8552/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А43-8552/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170, г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 17, лит. А)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014
по делу N А43-8552/2013,
принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 04.04 2013 N 32-13-оч-04/1175,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - Вахтиной Л.Б. по доверенности от 23.08.2013 N 2013-391;
- от общества с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" - Клименко А.С. по доверенности от 17.07.2014,
и
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, правопреемник - Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области) от 04.04 2013 N 32-13-оч-04/1175.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" (далее - ООО "МИРИАД РУС") и открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ".
Решением от 29.04.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "МИРИАД РУС" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", ОАО "Газпром" и Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" и ОАО "Газпром" в отзывах на апелляционную жалобу поддержали позицию заявителя.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.02.2009 между ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром газораспределение" возникло состояние аффилированности по признаку вхождения в одну группу лиц в результате внесения Российской Федерацией в уставный капитал ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" акций ОАО "Тувгаз", аффилированного с ОАО "Газпром газораспределение".
В соответствии с приказом от 10.01.2008 N 05 в должность генерального директора ОАО "Газпром газораспределение" вступил Густов С.В.
ОАО "Газпром газораспределение" и Густов С.В. входили в одну группу лиц по основанию пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.05.2008 N 429-р Густов С.В. был избран генеральным директором ОАО "Тувгаз".
Так, с 04.05.2008 ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "Тувгаз" по пункту 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции образовали группу лиц.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2008 N 2413-р "О решениях внеочередного общего собрания акционеров ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с 18.02.2009 в уставный капитал ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" был внесен пакет акций ОАО "Тувгаз" в размере 100% минус одна акция.
В результате указанных действий ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 18.02.2009 по основанию пункта 14 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции стало образовывать группу с ОАО "Газпром газораспределение", соответственно, указанные лица стали аффилированными друг по отношению к другу.
Поскольку Густов С.В. одновременно выполнял функции генерального директора в обеих компаниях (ОАО "Тувгаз" и ОАО "Газпром газораспределение"), он не мог не знать о том, что 18.02.2009 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" совместно владеют более 50% акций ОАО "Нижегородоблгаз" (в настоящее время - ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород").
Согласно списку аффилированных лиц заявителя по состоянию на 31.03.2009 ОАО "Газпром газораспределение" стало владеть 37,97% обыкновенных акций ОАО "Нижегородоблгаз", а ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" принадлежит 25,5% голосующих акций ОАО "Нижегородоблгаз".
По состоянию на 18.02.2009 заявитель стал совместно со своим аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" владеть пакетом акций ОАО "Нижегородоблгаз" в размере 63,47%.
Кроме того, согласно уведомлению от 10.05.2012 (вх. N 32-12-2538) о приобретении владельцем обыкновенных акций, представленному Обществом Региональному отделению, а также выписке по счету депо, представленной номинальным держателем - ОАО "Акционерный банк "РОССИЯ" за период с 02.08.2010 по 06.09.2012 по счету депо N М40ПЮ000144 (депонент - ОАО "Газпром газораспределение"), ОАО "Газпром газораспределение" в результате сделки, совершенной 24.04.2012, приобрело еще 3193164 обыкновенных акций ОАО "Нижегородоблгаз", что составило 11,495% голосующих акций эмитента - ОАО "Нижегородоблгаз", и с указанного времени получило право распоряжаться 13740700 обыкновенными акциями, что составило 49,465% голосующих акций ОАО "Нижегородоблгаз".
В результате такой сделки доля принадлежащих акций ОАО "Газпром газораспределение" совместно с его аффилированным лицом (ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ") увеличилась с 63,47% до 74,96%.
Установив в ходе осуществления деятельности по контролю и надзору в сфере финансовых рынков данные обстоятельства, Региональное отделение вынесло в отношении Общества предписание от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1175, в котором указало заявителю на необходимость в срок до 17.05.2013 осуществить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации процедуру по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Нижегородоблгаз".
Основанием для предъявления такого требования явился вывод надзорного органа о том, что обязанность по направлению обязательного предложения, предусмотренная пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) и возникшая у Общества (так же как и у его аффилированного лица - ОАО "Роснефтегаз") с 19.02.2009, на момент вынесения оспариваемого предписания не была исполненной.
Обязанность заявителя по направлению обязательного предложения Региональное отделение связало с моментом образования этими юридическими лицами 18.02.2009 группы лиц.
Посчитав оспариваемое предписание не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 на момент вынесения оспариваемого предписания уполномоченным органом являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
В пунктах 1 и 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, было установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам России (пункт 6.6 Положения).
В пункте 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ было установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Пунктом 1 Административного регламента предусмотрено, что им определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам России и территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам России и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" (пункт 5 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (пункт 8 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры являются: поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Федерального закона "Об акционерных обществах", отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры является выявление Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах". В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в установленном пунктами 33 - 44 данного Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
Из анализа указанных положений следует, что надзорный орган обладал компетенцией и всеми необходимыми полномочиями, а также основаниями для проведения проверочных мероприятий в отношении вопроса о необходимости направления Обществом обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Нижегородоблгаз", а равно и для вынесения предписания по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 этого Закона (т.е. обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 данного Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю (часть 7 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ).
Как правильно отметил суд первой инстанции, правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций. При этом из нормы пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ видно, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество и ОАО "Роснефтегаз", став после 18.02.2009 аффилированными лицами и обладателями акций ОАО "Нижегородоблгаз" в количестве, превышающем 50% общего количества голосующих акций, должны были выполнить требование пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ и направить предложение о выкупе акций ОАО "Нижегородоблгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Иное толкование приведенной нормы, как обоснованно указал суд, означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение определенной степени контроля над юридическим лицом как в том, так и в другом случае) у заинтересованного лица наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Аналогичные выводы сделаны Арбитражным судом Нижегородской области в решении от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2014.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание Регионального отделения принято в пределах его компетенции, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений процедуры осуществления государственного контроля и выдачи оспариваемого предписания со стороны надзорного органа не установлено.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме исследовал обстоятельства дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2014 по делу N А43-8552/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)