Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 N 17АП-3865/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-22143/2013

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. N 17АП-3865/2014-АК

Дело N А50-22143/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя Негосударственного общеобразовательного учреждения "Школа-интернат N 12 среднего (полного) общего образования ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1045901170149, ИНН 5907024549) - Александрова Е.А., удостоверение, доверенность от 16.09.2013;
- от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми (ОГРН 1025901508027, ИНН 5907020826) - Андреева Я.А., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
- от третьего лица ОАО "РЖД" - не явились. извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Негосударственного общеобразовательного учреждения "Школа-интернат N 12 среднего (полного) общего образования ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2014 года
по делу N А50-22143/2013,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению Негосударственного общеобразовательного учреждения "Школа-интернат N 12 среднего (полного) общего образования ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми
третьи лица: ОАО "РЖД
о признании решения недействительным,

установил:

Негосударственное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат N 12 среднего (полного) общего образования ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление, страховщик) о признании недействительным и отмене решения от 07.10.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.10.2013 N 069/005/41-2013, вынесенное Управлением в отношении учреждения, признано недействительным в части штрафа за неуплату сумм страховых взносов, превышающего 10 000 рублей, по эпизоду, связанному с применением пониженного тарифа; штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений, превышающего 10 000 рублей, по эпизоду, связанному с применением пониженного тарифа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в удовлетворенной части заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении полностью заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на соблюдение учреждением условий ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Управление и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. представитель Управления просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в отношении страхователя проведена плановая выездная проверка за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По итогам проверки 30.08.2013 составлен Акт выездной проверки N 069/005/41-2013 и принято решение от 07.10.2013 N 069/005/41-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением страхователю доначислены страховые взносы в общей сумме 1 067 775,22 руб., пени в размере 231 837,28 руб., страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в общей сумме 213 555,05 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и применена финансовая санкция на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в размере 346 497,79 руб.
Основанием для начисления указанных взносов, пени и штрафа явились, в том числе, выводы Управления о необоснованном применении страхователем пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением в части применения пониженного тарифа страховых взносов, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил, в том числе из того, что право на применение пониженного тарифа учреждение не имеет. В части штрафных санкций судом первой инстанции применены положения ст. 44 Закона N 212-ФЗ и санкции снижены до суммы, не превышающей 10 000 руб. за неуплату сумм страховых взносов и за представление неполных и (или) недостоверных сведений соответственно.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного в обжалуемой части правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
В соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 58 Закона 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере. Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в указанный перечень включена деятельность в сфере образования.
Для указанных плательщиков в 2011 году применялись следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 18 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) данная форма была дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из анализа указанных норм права следует, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; долю доходов от реализации образовательных услуг не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 названного Кодекса.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Управлением в ходе проведенной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за 2011 г., выявлено невыполнение страхователем условий, указанных в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ - необоснованное применение страхователем пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователь является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой - негосударственное общеобразовательное учреждение, и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
Суд первой инстанции, проверив правильность заполнения раздела 4.4 расчетной ведомости за 2011 г. по форме РСВ-1 ПФР, с учетом представленных в материалы дела данных бухгалтерского учета учреждения, книги учета доходов и расходов за 2011 год, расчета начисленных сумм страховых взносов за 2011 года, доходов учреждения, определенных по ст. 346.15 НК РФ, установил, что льготный тариф применен учреждением в отношении всех выплат, произведенных в пользу физических лиц.
В то время как диспозиция ст. 58 Закона N 212-ФЗ корреспондируется с диспозицией ст. 346.15 НК РФ, из чего следует, что льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Закона N 212-ФЗ, применялся в 2011 г. только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
В 2011 году доход от целевого финансирования составил 23 286 700,00 руб., а родительская плата - 2 603 268,84 руб. (т. 1, л.д. 74). Всего доход составил 25 889 968,84 руб. Доля доходов от образовательной деятельности в общем объеме доходов составляет 10,05%, тогда как это соотношение должно быть не меньше 70%.
Из материалов дела следует, что в 4 разделе расчета по форме РСВ-1 ПФР за 2011 год страхователем в строке 437 "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ" доля доходов указана в размере 95%, тогда как фактически эта цифра менее 70%.
Соответственно, сумма, отражающая весь фонд оплаты труда учреждения за отчетный период (на который начислены страховые взносы по льготной ставке), составляет величину, в несколько раз превышающую сумму налогооблагаемых доходов.
Иного учреждением в рамках рассматриваемого дела не доказано.
Таким образом, учитывая, что основным видом деятельности страхователя является осуществление образовательной деятельности, а расчет учреждения не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то учреждение не имеет права на применение рассматриваемой льготы.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности вынесенного Управлением решения и требований о взыскании заявленных сумм.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене, жалоба учреждения - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы в сумме 1000 руб.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 19.02.2014 N 67 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2014 года по делу N А50-22143/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Негосударственному общеобразовательному учреждению "Школа-интернат N 12 среднего (полного) общего образования ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1045901170149, ИНН 5907024549) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2014 N 67.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)