Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Пахниной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Бриз" (ИНН 6606026760)
к Межрайонная ИФНС России N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя - Радченко Е.Ф., представитель по доверенности N 010 от 29.12.2012 г., паспорт; Кульба Г.Ю., представитель по доверенности N 011 от 23.09.2013 г., удостоверение,
от заинтересованного лица - Якупов А.А., представитель по доверенности N 13 от 25.10.2013 г., удостоверение УР N 765399.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "Бриз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области о признании недействительными решений N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, 7288 от 29.05.2013.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем неверно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки налоговых декларации по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, за 2 квартал 2010 года, за 3 квартал 2010 года, за 2010 год, за 2011 год, за 2012 год, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Бриз".
По результатам проведения проверок вынесены решения:
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7223 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 198336 рублей за 1 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7269 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 345239 рублей за 2 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7277 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 418709 рублей за 3 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7280 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 620793 рублей за 2010 год;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7282 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2653618 рублей за 2011 год;
- - решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7288 от 29.05.2013, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 193738 рублей, а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2653891 рублей и пени в размере 27438,17 рублей.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 837/13, 837/13/2 от 27.06.2013 решения N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, от 29.05.2013 оставлены без изменения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013 решение N 7288 изменено путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций с 25.12.2012.
Не согласившись с решениями N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, 7288 от 29.05.2013, общество с ограниченной ответственностью "Бриз" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
ООО "Бриз" с 2010 года по настоящее время является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18.
Оспаривая решения инспекции, общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2012 года по делу N А60-37740/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости в размере 203154753 руб. 50 коп. и подлежит применению с 2010 по 2012 г.г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18 определена Постановлением N 695-ПП в размере 542190667 рублей, на 2012 года в размере 527161871 руб.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:01040087:18, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Завокзальная, 5.
При исчислении земельного налога за период с 2010 по 2012 года по указанному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012 в размере 203154753 руб. (исходя при этом из того, что в резолютивной части решения суда указано, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010).
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012 в размере 203154753 руб. не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 2010 года по ноябрь 2012 года.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2010 год, 2011 год, за 2012 год (до ноября) в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 695-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года, 2010 год, 2011 год, 2012 год.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 140377 (с учетом решения УФНС России по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013) рублей является незаконным.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа, о том, что обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка.
Однако суд не усматривает оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в подп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
Таким образом, право установления и оценки обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства.
Занижение налоговой базы, указанной декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" произошло в связи с неправильным пониманием заявителем решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012, ошибочным толкованием действующего законодательства, нестабильной судебной практикой.
Суд считает, что такие обстоятельства как противоречивость судебной практики, наличие решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N 37740/2012, следует признать исключающими вину налогоплательщика. Иного налоговой инспекцией не доказано.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7288 от 29.05.2013 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 140377 (с учетом решения УФНС России по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013) рублей подлежит признанию недействительным.
Заявитель также считает, что в соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ у налоговой инспекции не имелось оснований для начисления пеней.
Суд рассмотрел данный довод и отклонил его по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно подп. 3 пункта 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Таким образом, пункт 8 ст. 75 НК РФ применяются в отношении письменных разъяснений, которые адресованы налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц, исходят от финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица) в пределах его компетенции, основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком, относятся по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка.
Из представленных суду писем Министерства финансов Российской Федерации (от 30.08.2012, 30.10.2012, 13.09.2012, 01.11.2012) невозможно установить конкретную ситуацию, по которой давались разъяснения, причины изменения кадастровой стоимости земли. Министерство финансов Российской Федерации в данных письмах указывает, что Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не рассматривает обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Ответ, изложенный в письме от 28.08.2012, дан конкретному налогоплательщику. Ответ, изложенный в письме от 10.03.2011, касается отмены кадастровой стоимости земли.
При таких обстоятельствах суд считает, что налоговой инспекцией обоснованно доначислены пени, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7288 от 29.05.2013 в части привлечения ООО "Бриз" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 140377 рублей, как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 24 по Свердловской области в пользу ООО "Бриз" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N А60-36978/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N А60-36978/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Пахниной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Бриз" (ИНН 6606026760)
к Межрайонная ИФНС России N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя - Радченко Е.Ф., представитель по доверенности N 010 от 29.12.2012 г., паспорт; Кульба Г.Ю., представитель по доверенности N 011 от 23.09.2013 г., удостоверение,
от заинтересованного лица - Якупов А.А., представитель по доверенности N 13 от 25.10.2013 г., удостоверение УР N 765399.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "Бриз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области о признании недействительными решений N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, 7288 от 29.05.2013.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем неверно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки налоговых декларации по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, за 2 квартал 2010 года, за 3 квартал 2010 года, за 2010 год, за 2011 год, за 2012 год, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Бриз".
По результатам проведения проверок вынесены решения:
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7223 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 198336 рублей за 1 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7269 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 345239 рублей за 2 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7277 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 418709 рублей за 3 квартал 2010 года;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7280 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 620793 рублей за 2010 год;
- - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7282 от 29.05.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2653618 рублей за 2011 год;
- - решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7288 от 29.05.2013, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 193738 рублей, а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2653891 рублей и пени в размере 27438,17 рублей.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 837/13, 837/13/2 от 27.06.2013 решения N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, от 29.05.2013 оставлены без изменения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013 решение N 7288 изменено путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций с 25.12.2012.
Не согласившись с решениями N 7223, 7269, 7277, 7280, 7282, 7288 от 29.05.2013, общество с ограниченной ответственностью "Бриз" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
ООО "Бриз" с 2010 года по настоящее время является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18.
Оспаривая решения инспекции, общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2012 года по делу N А60-37740/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости в размере 203154753 руб. 50 коп. и подлежит применению с 2010 по 2012 г.г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18 определена Постановлением N 695-ПП в размере 542190667 рублей, на 2012 года в размере 527161871 руб.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:01040087:18, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Завокзальная, 5.
При исчислении земельного налога за период с 2010 по 2012 года по указанному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012 в размере 203154753 руб. (исходя при этом из того, что в резолютивной части решения суда указано, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010).
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:01040087:18, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012 в размере 203154753 руб. не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 2010 года по ноябрь 2012 года.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2010 год, 2011 год, за 2012 год (до ноября) в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 695-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года, 2010 год, 2011 год, 2012 год.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 140377 (с учетом решения УФНС России по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013) рублей является незаконным.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа, о том, что обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка.
Однако суд не усматривает оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в подп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
Таким образом, право установления и оценки обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства.
Занижение налоговой базы, указанной декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" произошло в связи с неправильным пониманием заявителем решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-37740/2012, ошибочным толкованием действующего законодательства, нестабильной судебной практикой.
Суд считает, что такие обстоятельства как противоречивость судебной практики, наличие решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N 37740/2012, следует признать исключающими вину налогоплательщика. Иного налоговой инспекцией не доказано.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7288 от 29.05.2013 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 140377 (с учетом решения УФНС России по Свердловской области N 837/13/3 от 27.06.2013) рублей подлежит признанию недействительным.
Заявитель также считает, что в соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ у налоговой инспекции не имелось оснований для начисления пеней.
Суд рассмотрел данный довод и отклонил его по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно подп. 3 пункта 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Таким образом, пункт 8 ст. 75 НК РФ применяются в отношении письменных разъяснений, которые адресованы налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц, исходят от финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица) в пределах его компетенции, основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком, относятся по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка.
Из представленных суду писем Министерства финансов Российской Федерации (от 30.08.2012, 30.10.2012, 13.09.2012, 01.11.2012) невозможно установить конкретную ситуацию, по которой давались разъяснения, причины изменения кадастровой стоимости земли. Министерство финансов Российской Федерации в данных письмах указывает, что Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не рассматривает обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Ответ, изложенный в письме от 28.08.2012, дан конкретному налогоплательщику. Ответ, изложенный в письме от 10.03.2011, касается отмены кадастровой стоимости земли.
При таких обстоятельствах суд считает, что налоговой инспекцией обоснованно доначислены пени, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7288 от 29.05.2013 в части привлечения ООО "Бриз" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 140377 рублей, как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 24 по Свердловской области в пользу ООО "Бриз" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)