Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г., (единолично)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Квант-Н"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-66431/14, принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи 92-560)
по заявлению ОАО "Квант-Н" (129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., дом 16)
к Региональной энергетической комиссии города Москвы
об оспаривании постановления от 23.04.2014 N 12/2014
при участии:
- от заявителя: Мягкова А.В. по доверенности N 135/7 от 18.02.2014;
- от ответчика: Ткачук Т.С. по доверенности от 20.05.2014;
- установил:
ОАО "Квант-Н" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 23.04.2014 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 15.07.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела заместителем председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы на основании протокола об административном правонарушении от 11.02.2014 N 12 вынесено постановление от 23.04.2014 по делу об административном правонарушении N 12/2014, в соответствии с которым ОАО "Квант-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Положения ст. ст. 4.5, 28.2, 25.1 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не, установлено.
Постановлением РЭК Москвы от 23.04.2014 N 12/2014 о назначении административного наказания (далее - Постановление N 12/2014) Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Письмом РЭК Москвы от 11.07.2013 N в62-02-3571/13 в адрес Заявителя был направлен запрос о представлении информации, а именно, приведенной в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета Общества.
Письмом от 06.09.2013 N 683/5 Заявитель представил учетную политику организации с содержащимся в ней планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Общества.
После анализа представленных Обществом материалов, в связи с невыполнением Заявителем требований по ведению раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности, в адрес ОАО "Квант-Н" было направлено уведомление от 26.12.2013 N РЭК/ПБ-7976/13 о составлении протокола об административном правонарушении, получено 09.01.2014.
Протоколом от 11.02.2014 N 12 об административном правонарушении (далее - Протокол) зафиксировано правонарушение ОАО "Квант-Н", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законный представитель Общества на составление Протокола не явился, направил представителя по доверенности.
ОАО "Квант-Н" является регулируемой организацией в сфере теплоснабжения и осуществляет производство, сбыт и передачу тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 06.03.2013 N 124-ПП, Комиссия является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2012 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования N 1075) указано, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России, Служба) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 6 Приложения 1 к приказу ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (далее - Приказ ФСТ России N 91) регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии);
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Пунктом 4 Приложения 1 к Приказу ФСТ России N 91 предусмотрено, что ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Согласно данному Приказу, субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Таким образом, утвержденный порядок ведения раздельного учета регулируемыми организациями объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов по видам деятельности предусматривает ведение учета только на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Письмом ФСТ России от 14.06.2013 N СЗ-5844/4 сообщалось, что учетная политика и план счетов бухгалтерского учета должны быть приведены в соответствие с законодательством, в том числе и с Приказом ФСТ России N 91, и представлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) до установления соответствующих цен (тарифов) на 2014 год.
Указанное письмо ФСТ России содержится в приложении к письму РЭК Москвы от 11.07.2013 N в62-02-3571/13.
Представленные ОАО "Квант-Н" в ответ на запрос РЭК Москвы, а также во исполнение Приказа ФСТ России N 91, учетная политика и план счетов не приведены Обществом в соответствие с требованиями по ведению раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Обществом не были закреплены субсчета по регулируемым видам деятельности.
Так, на счете 90.01 "Выручка" предусмотрены субсчета 90.01.1 "Выручка (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)", 90.01.2 "Выручка (по деятельности, облагаемой ЕНВД)".
На счете 90.2 "Себестоимость продаж" предусмотрены субсчета 90.02.1 "Себестоимость продаж (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)", 90.02.2 "Себестоимость продаж (по деятельности, облагаемой ЕНВД)".
В заявлении от 24.04.2014 N 320/3 поданном ОАО "Квант-Н" в первую инстанцию Общество указало на ведение им раздельного учета в разрезе видов номенклатуры в соответствии с Приказом ФСТ России N 91, однако необходимо отметить, что указанное обстоятельство не соответствует действительности, так как Заявителем неверно понимаются положения Приказа ФСТ России N 91.
По степени детализации в бухгалтерском учете существует разделение счетов на 3 уровня:
- 1. Синтетические счета;
- 2. Субсчета;
- 3. Аналитические счета (номенклатурные группы и т.п.).
Согласно п. 4 Приложения 1 к Приказу ФСТ России N 91 раздельный учет ведется именно на счетах и субсчетах Плана счетов, который в свою очередь утверждается в соответствии с учетной политикой. Таким образом, ведение раздельного учета на счетах 3-го уровня (аналитических) в разрезе видов номенклатур не соответствует порядку предусмотренному Приказом ФСТ России N 91. Следовательно, учетная политика Общества должна предусматривать ведение раздельного учета именно на счетах и субсчетах.
В Приказе ФСТ России N 91 не содержится указания на возможность ведения раздельного учета по видам деятельности в разрезе видов номенклатур.
Таким образом, ведение учета во внутренней аналитике субсчета, как это называет Заявитель, не отвечает требованиям законодательства.
При отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов на субсчетах снижается степень достоверности информации, представляемой в целях регулирования и в рамках проведения контрольных мероприятий, так как счета 3-го уровня (аналитика в субсчетах) не отражаются в Плане счетов. Именно на счетах и субсчетах должна содержаться исчерпывающая информация для расчета экономически обоснованного тарифа.
Ведение раздельного учета таким образом также препятствует исполнению органом регулирования п. 50 Основ ценообразования N 1075, согласно которому по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Не ведение раздельного учета является нарушением Основ ценообразования N 1075, так как положениями данного нормативного правового акта установлена обязательность ведения такого учета.
Следовательно, ОАО "Квант-Н" совершено правонарушение в области установленного порядка ценообразования, которое выразилось в неведении раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 как иное нарушение порядка ценообразования.
Дополнительно необходимо отметить, что данное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий подтверждается самим фактом совершения действий или бездействия.
Письмом от 10.02.2014 N 093/5 Заявителем были представлены письменные объяснения, в которых Общество сообщило, что не согласно с вменяемым правонарушением, так как раздельный учет, по его мнению, ведется в надлежащем порядке.
Комиссией в адрес Заявителя письмом от 03.04.2014 N РЭК/ПБ-1538/14 было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 12/2014 об административном правонарушении, получено 08.04.2014 (вх. N 276). Указанным определением рассмотрение дела было назначено на 23.04.2013.
Законный представитель - генеральный директор ОАО "Квант-Н" Шаров Р.В. на рассмотрение административного дела не явился, направил представителя по доверенности Евдокимова Д.В.
Комиссией 23.04.2014 вынесено Постановление N 12/2014 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление N 12/2014 было получено на руки представителем Общества по доверенности.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-66431/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 09АП-35898/2014 ПО ДЕЛУ N А40-66431/14
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 09АП-35898/2014
Дело N А40-66431/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г., (единолично)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Квант-Н"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-66431/14, принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи 92-560)
по заявлению ОАО "Квант-Н" (129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., дом 16)
к Региональной энергетической комиссии города Москвы
об оспаривании постановления от 23.04.2014 N 12/2014
при участии:
- от заявителя: Мягкова А.В. по доверенности N 135/7 от 18.02.2014;
- от ответчика: Ткачук Т.С. по доверенности от 20.05.2014;
- установил:
ОАО "Квант-Н" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 23.04.2014 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 15.07.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела заместителем председателя Региональной энергетической комиссии города Москвы на основании протокола об административном правонарушении от 11.02.2014 N 12 вынесено постановление от 23.04.2014 по делу об административном правонарушении N 12/2014, в соответствии с которым ОАО "Квант-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Положения ст. ст. 4.5, 28.2, 25.1 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не, установлено.
Постановлением РЭК Москвы от 23.04.2014 N 12/2014 о назначении административного наказания (далее - Постановление N 12/2014) Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Письмом РЭК Москвы от 11.07.2013 N в62-02-3571/13 в адрес Заявителя был направлен запрос о представлении информации, а именно, приведенной в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета Общества.
Письмом от 06.09.2013 N 683/5 Заявитель представил учетную политику организации с содержащимся в ней планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Общества.
После анализа представленных Обществом материалов, в связи с невыполнением Заявителем требований по ведению раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности, в адрес ОАО "Квант-Н" было направлено уведомление от 26.12.2013 N РЭК/ПБ-7976/13 о составлении протокола об административном правонарушении, получено 09.01.2014.
Протоколом от 11.02.2014 N 12 об административном правонарушении (далее - Протокол) зафиксировано правонарушение ОАО "Квант-Н", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законный представитель Общества на составление Протокола не явился, направил представителя по доверенности.
ОАО "Квант-Н" является регулируемой организацией в сфере теплоснабжения и осуществляет производство, сбыт и передачу тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 06.03.2013 N 124-ПП, Комиссия является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2012 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования N 1075) указано, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России, Служба) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 6 Приложения 1 к приказу ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (далее - Приказ ФСТ России N 91) регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии);
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Пунктом 4 Приложения 1 к Приказу ФСТ России N 91 предусмотрено, что ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Согласно данному Приказу, субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Таким образом, утвержденный порядок ведения раздельного учета регулируемыми организациями объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов по видам деятельности предусматривает ведение учета только на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Письмом ФСТ России от 14.06.2013 N СЗ-5844/4 сообщалось, что учетная политика и план счетов бухгалтерского учета должны быть приведены в соответствие с законодательством, в том числе и с Приказом ФСТ России N 91, и представлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) до установления соответствующих цен (тарифов) на 2014 год.
Указанное письмо ФСТ России содержится в приложении к письму РЭК Москвы от 11.07.2013 N в62-02-3571/13.
Представленные ОАО "Квант-Н" в ответ на запрос РЭК Москвы, а также во исполнение Приказа ФСТ России N 91, учетная политика и план счетов не приведены Обществом в соответствие с требованиями по ведению раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Обществом не были закреплены субсчета по регулируемым видам деятельности.
Так, на счете 90.01 "Выручка" предусмотрены субсчета 90.01.1 "Выручка (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)", 90.01.2 "Выручка (по деятельности, облагаемой ЕНВД)".
На счете 90.2 "Себестоимость продаж" предусмотрены субсчета 90.02.1 "Себестоимость продаж (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)", 90.02.2 "Себестоимость продаж (по деятельности, облагаемой ЕНВД)".
В заявлении от 24.04.2014 N 320/3 поданном ОАО "Квант-Н" в первую инстанцию Общество указало на ведение им раздельного учета в разрезе видов номенклатуры в соответствии с Приказом ФСТ России N 91, однако необходимо отметить, что указанное обстоятельство не соответствует действительности, так как Заявителем неверно понимаются положения Приказа ФСТ России N 91.
По степени детализации в бухгалтерском учете существует разделение счетов на 3 уровня:
- 1. Синтетические счета;
- 2. Субсчета;
- 3. Аналитические счета (номенклатурные группы и т.п.).
Согласно п. 4 Приложения 1 к Приказу ФСТ России N 91 раздельный учет ведется именно на счетах и субсчетах Плана счетов, который в свою очередь утверждается в соответствии с учетной политикой. Таким образом, ведение раздельного учета на счетах 3-го уровня (аналитических) в разрезе видов номенклатур не соответствует порядку предусмотренному Приказом ФСТ России N 91. Следовательно, учетная политика Общества должна предусматривать ведение раздельного учета именно на счетах и субсчетах.
В Приказе ФСТ России N 91 не содержится указания на возможность ведения раздельного учета по видам деятельности в разрезе видов номенклатур.
Таким образом, ведение учета во внутренней аналитике субсчета, как это называет Заявитель, не отвечает требованиям законодательства.
При отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов на субсчетах снижается степень достоверности информации, представляемой в целях регулирования и в рамках проведения контрольных мероприятий, так как счета 3-го уровня (аналитика в субсчетах) не отражаются в Плане счетов. Именно на счетах и субсчетах должна содержаться исчерпывающая информация для расчета экономически обоснованного тарифа.
Ведение раздельного учета таким образом также препятствует исполнению органом регулирования п. 50 Основ ценообразования N 1075, согласно которому по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Не ведение раздельного учета является нарушением Основ ценообразования N 1075, так как положениями данного нормативного правового акта установлена обязательность ведения такого учета.
Следовательно, ОАО "Квант-Н" совершено правонарушение в области установленного порядка ценообразования, которое выразилось в неведении раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 как иное нарушение порядка ценообразования.
Дополнительно необходимо отметить, что данное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий подтверждается самим фактом совершения действий или бездействия.
Письмом от 10.02.2014 N 093/5 Заявителем были представлены письменные объяснения, в которых Общество сообщило, что не согласно с вменяемым правонарушением, так как раздельный учет, по его мнению, ведется в надлежащем порядке.
Комиссией в адрес Заявителя письмом от 03.04.2014 N РЭК/ПБ-1538/14 было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 12/2014 об административном правонарушении, получено 08.04.2014 (вх. N 276). Указанным определением рассмотрение дела было назначено на 23.04.2013.
Законный представитель - генеральный директор ОАО "Квант-Н" Шаров Р.В. на рассмотрение административного дела не явился, направил представителя по доверенности Евдокимова Д.В.
Комиссией 23.04.2014 вынесено Постановление N 12/2014 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление N 12/2014 было получено на руки представителем Общества по доверенности.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-66431/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)