Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 по делу N А65-4052/2015 (судья Абдуллаев А.Г.) об оставлении без рассмотрения заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск Республики Татарстан, к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Зайлес" (ИНН 1647001525, ОГРН 1021601897965), г. Заинск Республики Татарстан, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Зайлес" (далее - ГБУ "Зайлес", учреждение) о взыскании недоимки и пени в общей сумме 23 722 руб. 39 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ГБУ "Зайлес" сменило название на государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан "Заинский лесхоз".
Определением от 04.06.2015 по делу N А65-4052/2015 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление налогового органа оставил без рассмотрения.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просил отменить определение суда первой инстанции.
ГБУ "Заинский лесхоз" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание откладывалось с 29.07.2015 на 26.08.2015.
В связи с уходом в отпуск судьи Юдкина А.А. определением от 26.08.2015 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч. 5 ст. 18 АПК РФ).
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как видно из материалов дела, за ГБУ "Зайлес" числилась задолженность по земельному налогу в сумме 8 260 руб. 73 коп., пени по земельному налогу в сумме 1 080 руб. 94 коп. и по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 380 руб. 72 коп.
Налоговый орган направил ГБУ "Зайлес" требование N 144111 по состоянию на 01.12.2014 об уплате указанной задолженности, однако учреждение его не исполнило.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
П. 1 ст. 45 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2015, внесены изменения в ст. ст. 45 и 46 НК РФ (п. 5 и пп."а" п. 6 ст. 1 Закона).
Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
Исходя из п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым п. 3.1 ст. 46 НК РФ налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством. Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку ГБУ "Зайлес" (ГБУ "Заинский лесхоз") является бюджетным учреждением, а взыскиваемая сумма не превышает 5 млн. руб., то налоговый орган до обращения в суд должен пройти досудебную процедуру взыскания задолженности посредством обращения в казначейство. Однако доказательства соблюдения налоговым органом досудебного порядка суду не представлены.
Довод налогового органа о том, что для отношений, возникших до 31.12.2014, применяются положения НК РФ, действовавшие до вступления в силу Федерального закона 04.11.2014 N 347-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку этот закон не содержит подобных положений, касающихся порядка применения внесенных им изменений. Как уже указано, п. 5 и 6 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ, внесшие изменения в ст. ст. 45 и 46 НК РФ, вступили в силу 01.01.2015 (п. 2 ст. 5 Закона).
Ссылка налогового органа на п. 3 ст. 46 НК РФ, в соответствии с которым решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, не может быть принята во внимание, так как в данном случае эта правовая норма не препятствует налоговому органу применить положения п. 3.1 ст. 46 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно оставил заявление налогового органа без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А65-6781/2015, от 06.07.2015 по делу N А65-6804/2015.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и в связи с этим не могут быть приняты во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии обжалуемого определения не допущено.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2015 года по делу N А65-4052/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2015 N 11АП-10178/2015 ПО ДЕЛУ N А65-4052/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. по делу N А65-4052/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 по делу N А65-4052/2015 (судья Абдуллаев А.Г.) об оставлении без рассмотрения заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск Республики Татарстан, к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Зайлес" (ИНН 1647001525, ОГРН 1021601897965), г. Заинск Республики Татарстан, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Зайлес" (далее - ГБУ "Зайлес", учреждение) о взыскании недоимки и пени в общей сумме 23 722 руб. 39 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ГБУ "Зайлес" сменило название на государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан "Заинский лесхоз".
Определением от 04.06.2015 по делу N А65-4052/2015 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление налогового органа оставил без рассмотрения.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просил отменить определение суда первой инстанции.
ГБУ "Заинский лесхоз" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание откладывалось с 29.07.2015 на 26.08.2015.
В связи с уходом в отпуск судьи Юдкина А.А. определением от 26.08.2015 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч. 5 ст. 18 АПК РФ).
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как видно из материалов дела, за ГБУ "Зайлес" числилась задолженность по земельному налогу в сумме 8 260 руб. 73 коп., пени по земельному налогу в сумме 1 080 руб. 94 коп. и по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 380 руб. 72 коп.
Налоговый орган направил ГБУ "Зайлес" требование N 144111 по состоянию на 01.12.2014 об уплате указанной задолженности, однако учреждение его не исполнило.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
П. 1 ст. 45 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2015, внесены изменения в ст. ст. 45 и 46 НК РФ (п. 5 и пп."а" п. 6 ст. 1 Закона).
Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
Исходя из п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым п. 3.1 ст. 46 НК РФ налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством. Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку ГБУ "Зайлес" (ГБУ "Заинский лесхоз") является бюджетным учреждением, а взыскиваемая сумма не превышает 5 млн. руб., то налоговый орган до обращения в суд должен пройти досудебную процедуру взыскания задолженности посредством обращения в казначейство. Однако доказательства соблюдения налоговым органом досудебного порядка суду не представлены.
Довод налогового органа о том, что для отношений, возникших до 31.12.2014, применяются положения НК РФ, действовавшие до вступления в силу Федерального закона 04.11.2014 N 347-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку этот закон не содержит подобных положений, касающихся порядка применения внесенных им изменений. Как уже указано, п. 5 и 6 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ, внесшие изменения в ст. ст. 45 и 46 НК РФ, вступили в силу 01.01.2015 (п. 2 ст. 5 Закона).
Ссылка налогового органа на п. 3 ст. 46 НК РФ, в соответствии с которым решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, не может быть принята во внимание, так как в данном случае эта правовая норма не препятствует налоговому органу применить положения п. 3.1 ст. 46 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно оставил заявление налогового органа без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А65-6781/2015, от 06.07.2015 по делу N А65-6804/2015.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и в связи с этим не могут быть приняты во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии обжалуемого определения не допущено.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2015 года по делу N А65-4052/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)