Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Едемского В.В., доверенность от 02.04.2014,
ответчика - Шигабиева Р.Р., доверенность от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-19925/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань (ОГРН 5077746957426, ИНН 7716580524) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 отменено, принят новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение инспекции от 21.06.2013 N 564 в части доначисления обществу земельного налога за 2012 год в сумме 144 944 руб. 80 коп., соответствующих сумм пени.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", также не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120602:3, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги Казань - Набережные Челны.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" 29.01.2013 представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основании указанной декларации составила 466 438 руб.
По представленной декларации была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 14.05.2013 N 564 и принято решение от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 248 477 руб. и начислены пени в сумме 283 руб. 17 коп.
Основанием принятия оспариваемого решения, является вывод налоговой инспекции о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3 по данным регистрирующего органа составляет 30 385 571 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 05.08.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение инспекции от 21.06.2013 N 564 нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно признал данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 2 149 580 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 в государственный кадастр недвижимости 12.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществлялся, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 12.06.2012.
До указанной даты, в силу 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции указал, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
кадастровая стоимость земельного участка 30 385 571 руб. * налоговая ставка 0,88% / 12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 111 413,70 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 2 149 580 руб. * налоговая ставка 0,88% / 12 мес. * 7 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 11 034,50 руб.
Таким образом, сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом, составляет - 122 448,20 руб. (111 413,70 руб. + 11 034,50 руб.).
Поскольку обществом уплачен налог на основании декларации в размере 18 916 руб. апелляционным судом сделан правильный вывод, что обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 103 532,20 руб. (122 448,20 руб. - 18 916 руб.).
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что инспекцией неправомерно доначислен обществу земельный налог в сумме 144 944,80 руб. (248 477 руб. - 103 532,20 руб.) и принял новый судебный акт о признании недействительным решения инспекции от 21.06.2013 N 564 в данной части, соответствующих сумм пени, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Судом апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А65-19925/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19925/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N А65-19925/2013
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Едемского В.В., доверенность от 02.04.2014,
ответчика - Шигабиева Р.Р., доверенность от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-19925/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань (ОГРН 5077746957426, ИНН 7716580524) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 отменено, принят новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение инспекции от 21.06.2013 N 564 в части доначисления обществу земельного налога за 2012 год в сумме 144 944 руб. 80 коп., соответствующих сумм пени.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", также не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120602:3, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги Казань - Набережные Челны.
ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" 29.01.2013 представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основании указанной декларации составила 466 438 руб.
По представленной декларации была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 14.05.2013 N 564 и принято решение от 21.06.2013 N 564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 248 477 руб. и начислены пени в сумме 283 руб. 17 коп.
Основанием принятия оспариваемого решения, является вывод налоговой инспекции о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3 по данным регистрирующего органа составляет 30 385 571 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 05.08.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение инспекции от 21.06.2013 N 564 нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно признал данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 2 149 580 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 по делу N А65-29625/2011 в государственный кадастр недвижимости 12.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществлялся, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:3, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 12.06.2012.
До указанной даты, в силу 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции указал, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
кадастровая стоимость земельного участка 30 385 571 руб. * налоговая ставка 0,88% / 12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 111 413,70 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 2 149 580 руб. * налоговая ставка 0,88% / 12 мес. * 7 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 11 034,50 руб.
Таким образом, сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом, составляет - 122 448,20 руб. (111 413,70 руб. + 11 034,50 руб.).
Поскольку обществом уплачен налог на основании декларации в размере 18 916 руб. апелляционным судом сделан правильный вывод, что обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 103 532,20 руб. (122 448,20 руб. - 18 916 руб.).
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что инспекцией неправомерно доначислен обществу земельный налог в сумме 144 944,80 руб. (248 477 руб. - 103 532,20 руб.) и принял новый судебный акт о признании недействительным решения инспекции от 21.06.2013 N 564 в данной части, соответствующих сумм пени, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Судом апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А65-19925/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)