Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2014 N 09АП-15932/2014 ПО ДЕЛУ N А40-178417/13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. N 09АП-15932/2014

Дело N А40-178417/13

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей В.Я. Голобородько, Е.А. Солоповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 7 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2014 г.
по делу N А40-178417/13, вынесенное судьей Г.А. Карповой
по заявлению НО "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние"
к ИФНС России N 7 по г. Москве
о признании недействительным решения от 06.08.2013 N 629 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за 2010 год
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кондратьев В.Ю. по дов. N 64 от 17.03.2014 г., Копаница С.Н. по дов. N 294 от 29.07.2013 г., Бизяева Т.М. по дов. N 12 от 09.01.2014 г., Аванесян А.Ю. по дов. N 446 от 03.12.2013 г., Жигина А.А. по дов. N 446 от 03.12.2013 г.
от заинтересованного лица - Кротько Е.И. по дов. N 05-34/37098 от 16.09.2013 г.

установил:

Некоммерческая организация "Некоммерческий пенсионный фонд "Благосостояние" (далее - фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.08.2013 N 629 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за 2010 год в размере 3 475 723 руб.
Решением от 05.03.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 12.07.2013 фонд подал в налоговый орган заявление о возврате 3 475 273 руб. излишне уплаченного налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Решением от 06.08.2013 N 629 инспекция отказала фонду в возврате суммы налога, обосновав отказ тем, что сумма переплаты не подтверждается данными налогового обязательства.
Суд первой инстанции, рассмотрев все обстоятельства, на основании исследования представленных в материалы дела документов признал факт наличия переплаты и обязал налоговый орган возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 3 475 723 руб.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о том, что "доходы и расходы от государственных и муниципальных ценных бумаг" учитываются в специальной налоговой базе, отдельно от других доходов и расходов от деятельности фондов. Поэтому доходы, полученные негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги, не могут быть уменьшены на расходы от основной деятельности фонда, не связанные с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг.
По мнению инспекции, в декларации за 9 месяцев 2010 года заявитель отразил доход от размещения пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги (Лист 04 и Лист Об) отдельно от дохода по обычной деятельности, т.е. сам заявитель различает "специальное размещение в государственные и муниципальные ценные бумаги от общей деятельности".
Налоговый орган полагает, что в декларации за 2010 год заявитель отразил не только доход от размещения в государственные и муниципальные ценные бумаги, но и "отчисления, полученные от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества". Однако, никаких оснований для уменьшения дохода, полученного от размещения в государственные и муниципальные ценные бумаги, отраженного в декларации за 9 месяцев 2010 года, у заявителя не было.
Инспекция указывает на то, что суд первой инстанции не оценил единственный документ, представленный в подтверждение "расходов в виде отчислений", - выписку из Протокола заседания Совета НПФ N 1 от 14.03.11 г.
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, Фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Одним из основных видов деятельности Фонда является размещение пенсионных резервов (п. 2 ст. 2 Закона N 75-ФЗ).
Согласно ст. 25 Закона N 75-ФЗ фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.
В соответствии со ст. 27 Закона N 75-ФЗ доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Согласно п. 2 ст. 296 НК РФ к расходам, связанным с получением дохода от размещения средств пенсионных резервов, относятся: отчисления на формирование имущества, предназначенного в обеспечение осуществления уставной деятельности этих фондов в соответствии с законодательством РФ и - отчисления на формирование страхового резерва, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ о негосударственных пенсионных фондах.
Кроме того, Приказом ФНС России от 35.12.2010 N ММВ-7-3/730@ утвержден порядок заполнения налоговой декларации. Согласно п. 14.6 этого Приказа отчисления на формирование имущества, предназначенного в обеспечение осуществления уставной деятельности фонда в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 296 НК РФ, а также на формирование страхового резерва, осуществляемые в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 296 НК РФ, отражаются по строке 240 Листа 06 налоговой декларации по налогу на прибыль. Лист 06 декларации называется "Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионном фондом от размещения пенсионных резервов".
Таким образом, довод инспекции в апелляционной жалобе о том, что доходы от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги не могут быть уменьшены на сумму "так называемых расходов в виде отчислений", противоречит и ст. 27 Закона N 75-ФЗ, которая указывает, что такие доходы могут быть направлены на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества фонда, и п. 2 ст. 296 НК РФ, которая позволяет для целей налогообложения уменьшать такие доходы на суммы расходов в виде отчислений на формирование имущества фонда и на формирование страхового резерва, а также порядку заполнения налоговой декларации, утвержденному ФНС России.
Налоговый орган в апелляционной жалобе подтверждает, что Фонд правильно отразил суммы полученного за 9 месяцев 2010 года дохода от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги и не оспаривает факт уплаты в бюджет начисленной суммы налога на прибыль за 9 месяцев 2010 года в размере 3 475 723 руб.
Также у инспекции нет претензий к порядку отражения доходов от размещения пенсионных резервов в декларации за налоговый период 2010 год.
Налоговый орган оспаривает только правомерность отражения расходов в виде отчислений на формирование имущества и на формирование страхового резерва в Листе 06, т.е. в качестве расходов, уменьшающих доходы от размещения средств пенсионных резервов.
Однако, этот довод инспекции противоречит нормам как специального законодательства о негосударственных пенсионных фондах, так и нормам налогового законодательства, поэтому не является основанием для отмены решения суда.
То обстоятельство, что в подтверждение отчислений Фонд представил только Выписку из протокола заседания Совета фонда от 14.03.11 г., и не представил других документов, подтверждающих возникновение расходов в 2010 году, не свидетельствует о документальной неподтвержденности таких расходов.
В соответствии со ст. 20 Закона N 75-ФЗ порядок формирования страхового резерва определяется уполномоченным федеральным органом. Приказом ФСФР России от 18.03.08 г. N 08-11/пз-н утверждено Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда, согласно п. 2.2 которого часть дохода от размещения средств пенсионных резервов направляется в страховой резерв по итогам деятельности фонда за отчетный год. Отчисление части дохода от размещения средств пенсионных резервов в страховой резерв осуществляется на основании внутреннего распорядительного документа фонда путем проведения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета целевых средств и пенсионных резервов фонда по правилам ведения бухгалтерского учета.
Отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляются на основании решения Совета Фонда по окончании отчетного года.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона N 75-ФЗ такие отчисления осуществляются после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию.
Поскольку размер вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию может быть определен только по окончании отчетного года (ст. 36.23 Закона N 75-ФЗ), то очевидно, что отчисления на формирование имущества, осуществляемые после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию, могут быть отражены на пенсионных счетах и, соответственно, на счетах бухгалтерского учета за отчетный год тоже только после его окончания.
Вместе с тем, представленная в материалы дела Выписка из протокола заседания Совета Фонда от 14.03.11 г. является внутренним распорядительным документом, принятым по итогам деятельности Фонда за отчетный год, в котором отражены суммы отчислений в страховой резерв и на формирование имущества Фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела налоговые декларации за 9 месяцев 2010 года и за 2010 год, установил, что по итогам 2010 года Фонд получил не прибыль, а убыток от операций по размещению пенсионных резервов в размере 67 486 034 руб.
Соответственно, налог на прибыль по итогам налогового периода не возникает, а уплаченная платежным поручением N 4747 по итогам 9 месяцев 2010 года сумма налога (авансового платежа) в размере 3 475 723 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению (ст. 78 НК РФ).
Оценив доводы сторон и представленные по делу доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Ссылки налогового органа на решение инспекции N 16-12/8 от 14.01.2013 г. и то, что заявитель не оспаривал его, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное решение принято по результатам проверки третьей уточненной налоговой декларации, а предметом настоящего спора является решение по четвертой уточненной налоговой декларации.
Кроме того, заявитель пояснил, что в третьей уточненной налоговой декларации им действительно неправильно отражена сумма налога, подлежащего к уплате, поэтому он и не оспаривал вышеуказанное решение инспекции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2014 г. по делу N А40-178417/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Н.О.ОКУЛОВА

Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Е.А.СОЛОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)