Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель полагает, что результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка значительно завышены, чем нарушаются его права как арендатора спорного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 г., которым частично удовлетворено заявление Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мордовии А.Н. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под объектом торговли, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 1 января 2014 г.
Решением Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 г., заявление Мордовина А.Н. удовлетворено частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под объектом торговли, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г.
В удовлетворении заявления Мордовина А.Н. к ФГБУ ФКП "Росреестра", администрации Тамбовской области о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 30 октября 2013 г. N <...> заключенному между Муниципальным казенным учреждением "ГЕО" и Мордовиным А.Н. за пользование земельным участком с кадастровым номером <...>, с 01 января 2014 года отказано.
В апелляционной жалобе администрация Тамбовской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, счел установленным, что рыночная стоимость объекта недвижимости, о котором возник спор, определена с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями абзаца второго статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Как следует из положений статьи 17 Закона об оценочной деятельности, датой внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости является дата государственного кадастрового учета (постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, кадастровый учет изменений объекта недвижимости).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что государственная кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 01 января 2013 г. и составляет <...> рублей.
По заданию Мордовина А.Н. ООО "Со-Эксперт" подготовлен отчет от 18 августа 2014 г. N 318/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно которому рыночная стоимость упомянутого объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 г. составляет <...> рублей.
Дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости установлена - 10 июля 2013 г.
Поскольку в отчете оценщика рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2013 г., то есть не на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то данный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости указанного земельного участка.
При таком положении решение суда в части удовлетворения требований Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 6 <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г. является неправильным и подлежит отмене, в связи с неправильной оценкой судом представленного отчета о размере рыночной стоимости земельного участка, которая определена с нарушением предписаний статей 24.18 и 24.19 Закона об оценочной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 года в части удовлетворения требований Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в указанной части заявление Мордовина А.Н. оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2015 N 13-АПГ15-2
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель полагает, что результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка значительно завышены, чем нарушаются его права как арендатора спорного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 13-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 г., которым частично удовлетворено заявление Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мордовии А.Н. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под объектом торговли, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 1 января 2014 г.
Решением Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 г., заявление Мордовина А.Н. удовлетворено частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под объектом торговли, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г.
В удовлетворении заявления Мордовина А.Н. к ФГБУ ФКП "Росреестра", администрации Тамбовской области о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 30 октября 2013 г. N <...> заключенному между Муниципальным казенным учреждением "ГЕО" и Мордовиным А.Н. за пользование земельным участком с кадастровым номером <...>, с 01 января 2014 года отказано.
В апелляционной жалобе администрация Тамбовской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, счел установленным, что рыночная стоимость объекта недвижимости, о котором возник спор, определена с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями абзаца второго статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Как следует из положений статьи 17 Закона об оценочной деятельности, датой внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости является дата государственного кадастрового учета (постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, кадастровый учет изменений объекта недвижимости).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что государственная кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 01 января 2013 г. и составляет <...> рублей.
По заданию Мордовина А.Н. ООО "Со-Эксперт" подготовлен отчет от 18 августа 2014 г. N 318/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно которому рыночная стоимость упомянутого объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 г. составляет <...> рублей.
Дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости установлена - 10 июля 2013 г.
Поскольку в отчете оценщика рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2013 г., то есть не на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то данный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости указанного земельного участка.
При таком положении решение суда в части удовлетворения требований Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 6 <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г. является неправильным и подлежит отмене, в связи с неправильной оценкой судом представленного отчета о размере рыночной стоимости земельного участка, которая определена с нарушением предписаний статей 24.18 и 24.19 Закона об оценочной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 года в части удовлетворения требований Мордовина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...> ул. <...> в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей, по состоянию на 01 января 2014 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в указанной части заявление Мордовина А.Н. оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Тамбовского областного суда от 25 ноября 2014 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)