Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-795/14

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N 33-795/14


Судья: ФИО11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Пономаревой Л.Х.
судей Гадиева И.С. Галиева В.А.
с участием прокурора Сафина А.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Бакалинского района РБ на решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Бакалинского района в интересах муниципального образования к Совету сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ об обязании устранения нарушения законодательства о муниципальной службе в РФ отказать.
Заслушав доклад судьи Гадиева И.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Бакалинского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Совету сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Бакалинского района РБ проведена проверка соблюдения главой администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан Д. ограничений, запретов и исполнения обязанностей, которые установлены федеральным законодательством. Проведенной проверкой установлено, что решением Совета сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район N ... от дата Д. назначен главой администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ. Однако, в нарушение требований закона, согласно информации начальника межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по РБ и выписки из единого государственного реестра юридических лиц муниципальный служащий Д. является учредителем коммерческого предприятия - ...", расположенного по адресу: РБ, адрес. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Также указывается, что в нарушение Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" главой администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ Д. предоставлены заведомо недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно представлена справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 г., в которой в подразделе 4.1. "акции и иное участие в коммерческих организациях" не отражены сведения о том, что он является учредителем ..." с количеством акций ... стоимостью ... руб. каждая. Прокурор считает, что глава администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский раойн РБ Д. подлежит увольнению в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так как указанные нарушения носят коррупционный характер.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Бакалинского района РБ Гайнуллин Э.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В качестве доводов указывается, что судом не приняты во внимание противоречия в показаниях Д., который ссылался на отсутствие у него акций и в тоже время показал, что несуществующие акции были им переданы в доверительное управление родственнику - отцу ФИО5 Также указывается, что судом не в полной мере исследованы материалы дела, а именно тот факт, что по официальным данным из МРИ ФНС России N ... по Республике Башкортостан Д. является учредителем ..." и собственником акций, кроме того, при проведении проверки прокуратурой района Д. дал соответствующие объяснения о наличии у него акций и о том, что он является учредителем ...". Указывается, что принятый в качестве доказательства по делу "договор на передачу управляющему ФИО5 акций ..." от дата не вызвал сомнений у суда, что противоречит части 6 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", ФИО5 по вопросу передачи акций в доверительное управление не опрошен.
В возражении на апелляционное представление Д. не согласился с доводами истца, указывая, что в подтверждение своих доводов прокурором не указано каким требованиям, предъявляемым законом, не соответствует договор доверительного управления. Ссылка истца на показания Д. о наличии у него акций, данных в прокуратуре района, несостоятельна, поскольку указанные показания неконкретные, даны без участия защитника. Указывается, что договор на передачу управляющему ФИО5 акций ..." от дата в ходе судебного разбирательства сомнений не вызывал, соответствующие ходатайства о допросе ФИО5 представителем истца не заявлялись. Считает, что апелляционное представление не содержит ссылок на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, и не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Сафина А.А., поддержавшего апелляционное представление, представителя ответчика Совета сельского поселения Старокуручевский сельсовет МР Бакалинский район РБ Н., третьего лица Д. и его представителя Ш., считающих решение суда законным, судебная коллегия находит апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, а решение суда - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ N ... от дата г. Д., депутат от избирательного округа N ..., избран главой сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ (л.д. 9).
Прокуратурой Бакалинского района РБ проведена проверка соблюдения главой администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ Д. ограничений, запретов и исполнения обязанностей, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно представленной справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего администрации сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ Д. предоставил указанные сведения за период с дата по дата, при этом в разделе 4 "Сведения о ценных бумагах", подразделе 4.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях" им указано "нет" (л.д. 23-29).
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли-продажи акций ..." от дата Д. приобрел у ..." в лице внешнего управляющего ФИО8, действующей на основании определения арбитражного суда РБ от дата г., акции обыкновенные ..." номинальной стоимостью ... руб., цена акций составляет ... руб., сумма сделки - ... руб. (л.д. 20).
дата между Д. и ФИО5 заключен договор доверительного управления пакетом акций ...", согласно которому Д. передал ФИО5 на безвозмездной основе акции обыкновенные ..." в количестве ... шт. на общую сумму ... руб. в доверительное управление на бессрочное пользование (л.д. 47).
В соответствии с указанным договором Управляющий осуществляет управление акциями в своих интересах и прибыль от использования акций полностью принадлежит Управляющему, выгодоприобретателем по договору является также Управляющий.
Из Устава ..." следует, что сельскохозяйственный производственный кооператив создан по решению внеочередного общего собрания акционеров ..." в результате реорганизации в форме преобразования путем изменения организационно-правовой формы ..." в ...". Решение внеочередного собрания акционеров оформлено протоколом собрания акционеров от дата (л.д. 71-78).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице ..." по состоянию на дата следует, что данное СПК является правопреемником ...", одним из 145 учредителей ... является Д., его доля составляет ... руб. из ... руб. общего уставного капитала юридического лица.
Согласно протоколу N ... внеочередного Общего собрания учредителей ..." от дата г. Д. исключен из списка учредителей (участников) юридического лица (л.д. 57).
Согласно листу записи ЕГРЮЛ от дата в Единый государственный реестр юридических лиц дата внесена запись о прекращении у Д. обязательственных прав в отношении юридического лица ..." (л.д. 46).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворений заявленных исковых требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается исходя из следующего.
Исковые требования прокурора обоснованы нарушением Д. положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федерального закона "О противодействии коррупции", что выразилось в том, что, будучи главой администрации сельского поселения, и по статусу являясь муниципальным служащим, он одновременно являлся учредителем ..."; кроме того в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 г. не отразил сведения о том, что является учредителем ..." и о наличии акций, то есть предоставил заведомо недостоверные сведения. В этой связи прокурор полагает, что Д. подлежит увольнению в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О муниципальной службе".
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, а также в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судебная коллегия полагает, что доводы иска и апелляционной жалобы о том, что Д. является муниципальным служащим и может быть уволен в порядке, предусмотренном для увольнения муниципального служащего, являются необоснованными.
Статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Уставом сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан предусмотрено, что глава Сельского поселения является высшим должностным лицом Сельского поселения, избирается представительным органом Сельского поселения - Советом из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет администрацию Сельского поселения; глава Сельского поселения руководит Администрацией на принципах единоначалия (статьи 17, 19, 20).
Допустимость наличия в уставе муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, положений о формировании исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим одновременно полномочия председателя представительного органа муниципального образования, устанавливается абзацем вторым части 2 статьи 34, частью 3 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение представительного органа сельского поселения об избрании главой сельского поселения депутата из своего состава является надлежащим правовым основанием для наделения его исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности местной администрации.
Основы правового положения главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в зависимости от способа замещения этой должности определяют иерархию и приоритет действующих актов законодательства в области местного самоуправления.
Избранный глава сельского поселения не является муниципальным служащим и его статус, как замещающего муниципальную должность лица, не определяется Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Требования законодательства о муниципальной службе к лицам, замещающим должность главы местной администрации, действуют только в отношении лица, назначаемого решением представительного органа муниципального образования на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (статья 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, является по статусу муниципальным служащим.
Из приведенных законоположений вытекает, что досрочное прекращение полномочий лица, осуществляющего исполнение полномочий на основе избрания из состава представительного органа сельского поселения, возможно не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 4.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), при этом одним из оснований для этого является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18, 46 и 133 Конституции Российской Федерации).
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации". В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами".
Совокупность содержания приведенных норм права указывает на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления к принятию решения об удалении избранного главы муниципального образования в отставку, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, судебная коллегия считает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан о возложении на Совет сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан обязанности по принятию мер по досрочному прекращению полномочий главы сельского поселения Д., поскольку по существу заявленное требование направлено на понуждение депутатов к принятию конкретного решения по данному вопросу в обход процедуры, установленной статьей 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах иные доводы апелляционного представления не имеют правого значения для дела, основаниями для отмены решения суда не являются.
Судебная коллегия правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Х.ПОНОМАРЕВА

Судьи
И.С.ГАДИЕВ
В.А.ГАЛИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)