Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4147/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А64-4147/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Ивановой М.В., заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 05-24/000009 от 09.01.2014,
от Общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльфа": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 по делу N А64-4147/2013 (судья Пряхина Л.И.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльфа" (ОГРН 1026800886485, ИНН 6832027735) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании недействительным решения от 20.03.2013 N 4997,

установил:

Открытое акционерное общество "Эльфа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 20.03.2013 N 4997 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 требования ООО "Эльфа" удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норма материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что экономические показатели земельных участков, отраженные в постановлении от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 30.11.2007 N 1311) в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 26.02.2009 N 188), доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009, что, в соответствии со специальной нормой пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, является основанием для использования данных сведений в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год. По мнению налогового органа, Постановлением N 1311 в редакции Постановления N 188 не вводятся новые налоги, и его применение к периоду 2009 года не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога.
Кроме того, Инспекция ссылается на то обстоятельство, что постановление от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (далее - постановление от 29.07.2003 N 584), показатели кадастровой стоимости которого были использованы Обществом при исчислении земельного налога в уточненной декларации, утратило силу с 01.01.2009 в связи с принятием постановления от 30.11.2007 N 1311 и не может применяться в 2009 году для исчисления земельного налога.
В судебное заседание не явились представители Общества, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.11.2012 ООО "Эльфа" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которой уменьшило исчисленный по первоначально представленным налоговому органу расчетам по авансовым платежам и налоговой декларации земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2009 год, на сумму на 23 306 рублей.
Проведя камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, Инспекция составила акт проверки от 19.02.2013 N 5459 и вынесла решение от 20.03.2013 N 4997 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому Обществу предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога в размере 59 918 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 240 руб. по состоянию на 20.03.2013.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции, что Общество неправомерно применяло кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности с кадастровыми номерами 68:29:0309005:0151, 68:29:0309006:0054, 68:29:0309006:62 и 68:29:0309006:63, что привело к занижению суммы земельного налога на сумму 59 918 руб.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области 30.04.2013 N 05-11/39 в решение Инспекции N 4997 от 20.03.2013 внесено изменение: сумму земельного налога, вменяемую подпунктом 3.1 пункта 3 резолютивной части решения, считать равной 23 248 рублям. УФНС России по Тамбовской области также обязало Инспекцию произвести перерасчет пени по налогу в соответствии с данным решением.
УФНС России по Тамбовской области установило, что действия Инспекции в части доначисления земельного налога за 2009 год в сумме 59 918 руб. неправомерны, так как с учетом начисленных сумм авансовых платежей, отраженных в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) по налоговой декларации за 2009 год подлежит доначислению земельный налог в сумме 23 248 рублей:
Не согласившись с вступившим в законную силу решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, обоснованно их удовлетворил, исходя при этом из следующего.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов".
Названным нормативным актом установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года; органы администрации города Тамбова проводят разъяснительную работу среди плательщиков земельного налога.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 N 810 в решение от 09.11.2005 N 74 были внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области была проведена и утверждена постановлением Администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 N 1130 и от 26.04.2007 N 435).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" от 18.01.2008, были утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и сторонами не опровергается, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены, в связи с чем, по результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом этих замечаний Администрацией Тамбовской области было принято постановление от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 к постановлению от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, утверждение и опубликование удельных показателей кадастровой стоимости земли в Тамбовской области в порядке, установленном действующим законодательством, было произведено в Тамбовской области только принятием постановления от 26.02.2009 N 188.
Указанные обстоятельства были установлены также судами при рассмотрении дела N А64-8042/09.
Учитывая изложенное, суд правомерно указали, что до момента принятия и опубликования постановления от 26.02.2009 N 188 в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты.
Из изложенного следует, что до момента принятия и опубликования постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188, которым, с учетом согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, внесены изменения в постановление от 30.11.2007 N 1311, в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, что свидетельствует о невозможности применения в целях исчисления земельного налога существовавших до указанного момента удельных показателей стоимости земли.
Поэтому доначисление налоговым органом Обществу земельного налога с применением искаженных удельных показателей стоимости земли неправомерно, так как такой расчет не отражает реальных налоговых обязательств налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным доначисление Обществу земельного налога за 2009 год в сумме 23 248 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу специальной нормы пункта 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действовавшей в 2009 году, опубликование 28.02.2009 постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" следует считать надлежащим доведением до налогоплательщиков в срок до 1 марта 2009 года сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2009 года, так как нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости является актом земельного, а не налогового законодательства, не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие, что предполагает особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В указанной связи, как следует из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О, поскольку акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой оценки земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В частности, согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Названные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, учитывая, что постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, надлежащим образом установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, оно вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год, на что обоснованно указал суд области.
Оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 5 НК РФ, для придания названному постановлению обратной силы, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Общества не имелось обязанности исчислить земельный налог за 2009 год с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной в этом налоговом периоде - 2009 году.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11 и N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, от 10.02.2009 N 11279/08.
Иных законно установленных показателей для исчисления земельного налога за 2009 год налоговым органом при принятии оспариваемого Обществом решения применено не было.
Доводы о том, что постановление от 26.02.2009 N 188 лишь вносит изменения в постановление от 30.11.2007 N 1311, в связи с чем, может быть применено с 01.01.2009, отклоняются, поскольку постановление N 188 является отдельным нормативным правовым актом, который утверждает новые удельные показатели кадастровой стоимости.
Как правильно указал суд, постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, и вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 НК РФ, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год.
Ссылка налогового органа, что Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2013 N ВАС-14696/13 принято к производству заявление Администрации города Тамбова о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2012 N А64-4254/2013, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.07.2013 по аналогичному спору о правомерности применения с 01.01.2009 кадастровой стоимости земельных участков, утвержденную Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно определению об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А64-4147/2013 для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов отказано.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 по делу N А64-4254/2012 отмене не подлежит.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 по делу N А64-4147/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Т.Л.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)