Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой А.И.,
без участия сторон (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лукина Александра Юрьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" марта 2014 года по делу N А33-17514/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
Лукин Александр Юрьевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340; ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости в размере 32 638 920 рублей земельного участка по адресу: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87 000 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на 01.01.2008 в размере его рыночной стоимости - 300 000 рублей, об установлении кадастровой стоимости в размере 17 773 230 рублей земельного участка по адресу: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87000 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости - 380 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта от 2014 года исковые требования удовлетворены частично, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87 000 кв. м в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении оставшейся части иска и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал о том, что в производстве суда общей юрисдикции находится гражданское дело по иску налогового органа к Лукину Александру Юрьевичу о взыскании недоимки по земельному налогу. Дело приостановлено до рассмотрения настоящего гражданского дела. Поскольку заявитель обратился в арбитражный суд в период действия Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" исковые требования заявителя должны быть удовлетворены в полном объеме.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 14 мая 2014 года.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие представителя.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 07 марта 2014 года по делу N А33-17514/2013 проверена в обжалованной части исходя из доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320103:10, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: дачное строительство, площадью 87 000 кв. м, местоположение земельного участка: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.10.2013 N 01/314/2013-642 приложена к материалам дела.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 618-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2013.
Согласно данным кадастрового паспорта от 12.11.2013 N 24/13-527221 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320103:10 внесен в государственный кадастр недвижимости 06.05.1996, с указанием категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: дачное строительство, кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 638 920 рублей.
В материалы дела представлен отчет от 04.08.2013 N 40/3-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10" по состоянию на 01.01.2008, подготовленный Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "Сибирь".
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного и доходного подхода и воспользовались сравнительным подходом. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 300 000 рублей по состоянию на 01.01.2008.
В материалы дела также представлен отчет от 07.02.2014 N 1-2014 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10" по состоянию на 01.01.2013, подготовленный Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "Сибирь".
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного и доходного подхода и воспользовались сравнительным подходом. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 380 000 рублей по состоянию на 01.01.2013.
Истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 в размере его рыночной, определенной в соответствии с отчетом от 04.08.2013 N 40/3-2013 на дату 01.01.2008 в размере 300 000 рублей и определенной в соответствии с отчетом от 07.02.2014 N 1-2014 на дату 01.01.2013 в размере 380 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта от 2014 года исковые требования удовлетворены частично, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Истец, считая выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствующими обстоятельствам дела, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Как следует из материалов дела, по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной оценщиком ООО "Роза ветров" Смирновой Ю.О. (отчет об оценке 07.02.2014 N 1-2014 - л.д. 151-186) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 определена по состоянию на дату оценки 01.01.2013 в размере 380 000 рублей.
Из пояснений ответчика, изложенных в отзыве на иск, усматривается, что им размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на дату оценки 01.01.2013 по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013.
Требуя отмены решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 марта 2014 года, заявитель в апелляционной жалобе ссылается на нарушение его прав как налогоплательщика земельного налога, указывая при этом на то, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению по состоянию на 01.01.2008 в размере его рыночной стоимости равной 300 000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в этой части исходил из того, что решение по делам об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не имеют ретроспективного эффекта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда первой инстанции соответствующим нормам материального права и судебной практике их применения, а соответствующий довод апелляционной жалобы основанным на неверном понимании заявителем положений закона.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату 01.01.2008 в настоящий момент является не актуальной и установление кадастровой стоимости на указанную дату необоснованно.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, а также порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, определенный в Законе об оценочной деятельности, обязанность по исполнению настоящего решения возникает у ответчиков в силу прямого указания закона. При этом внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о новой кадастровой стоимости земельного участка осуществляются с момента вступления в законную решения суда, которым она установлена. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2014 года по делу N А33-17514/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N А33-17514/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N А33-17514/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой А.И.,
без участия сторон (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лукина Александра Юрьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" марта 2014 года по делу N А33-17514/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
Лукин Александр Юрьевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340; ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости в размере 32 638 920 рублей земельного участка по адресу: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87 000 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на 01.01.2008 в размере его рыночной стоимости - 300 000 рублей, об установлении кадастровой стоимости в размере 17 773 230 рублей земельного участка по адресу: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87000 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости - 380 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта от 2014 года исковые требования удовлетворены частично, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 87 000 кв. м в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении оставшейся части иска и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал о том, что в производстве суда общей юрисдикции находится гражданское дело по иску налогового органа к Лукину Александру Юрьевичу о взыскании недоимки по земельному налогу. Дело приостановлено до рассмотрения настоящего гражданского дела. Поскольку заявитель обратился в арбитражный суд в период действия Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" исковые требования заявителя должны быть удовлетворены в полном объеме.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 14 мая 2014 года.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие представителя.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 07 марта 2014 года по делу N А33-17514/2013 проверена в обжалованной части исходя из доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320103:10, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: дачное строительство, площадью 87 000 кв. м, местоположение земельного участка: Красноярский край Емельяновский район, д. Серебряково, примерно в 6,6 км по направлению на северо-запад от ориентира. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.10.2013 N 01/314/2013-642 приложена к материалам дела.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 618-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2013.
Согласно данным кадастрового паспорта от 12.11.2013 N 24/13-527221 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320103:10 внесен в государственный кадастр недвижимости 06.05.1996, с указанием категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: дачное строительство, кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 638 920 рублей.
В материалы дела представлен отчет от 04.08.2013 N 40/3-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10" по состоянию на 01.01.2008, подготовленный Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "Сибирь".
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного и доходного подхода и воспользовались сравнительным подходом. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 300 000 рублей по состоянию на 01.01.2008.
В материалы дела также представлен отчет от 07.02.2014 N 1-2014 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10" по состоянию на 01.01.2013, подготовленный Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков "Сибирь".
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. При проведении оценки, оценщики отказались от затратного и доходного подхода и воспользовались сравнительным подходом. Итоговая величина стоимости объекта оценки с округлением составила 380 000 рублей по состоянию на 01.01.2013.
Истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 в размере его рыночной, определенной в соответствии с отчетом от 04.08.2013 N 40/3-2013 на дату 01.01.2008 в размере 300 000 рублей и определенной в соответствии с отчетом от 07.02.2014 N 1-2014 на дату 01.01.2013 в размере 380 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта от 2014 года исковые требования удовлетворены частично, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Истец, считая выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствующими обстоятельствам дела, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Как следует из материалов дела, по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной оценщиком ООО "Роза ветров" Смирновой Ю.О. (отчет об оценке 07.02.2014 N 1-2014 - л.д. 151-186) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 определена по состоянию на дату оценки 01.01.2013 в размере 380 000 рублей.
Из пояснений ответчика, изложенных в отзыве на иск, усматривается, что им размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10, определенной по состоянию на дату оценки 01.01.2013 по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0320103:10 в размере его рыночной стоимости, равной 380 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013.
Требуя отмены решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 марта 2014 года, заявитель в апелляционной жалобе ссылается на нарушение его прав как налогоплательщика земельного налога, указывая при этом на то, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению по состоянию на 01.01.2008 в размере его рыночной стоимости равной 300 000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в этой части исходил из того, что решение по делам об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не имеют ретроспективного эффекта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда первой инстанции соответствующим нормам материального права и судебной практике их применения, а соответствующий довод апелляционной жалобы основанным на неверном понимании заявителем положений закона.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату 01.01.2008 в настоящий момент является не актуальной и установление кадастровой стоимости на указанную дату необоснованно.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, а также порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, определенный в Законе об оценочной деятельности, обязанность по исполнению настоящего решения возникает у ответчиков в силу прямого указания закона. При этом внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о новой кадастровой стоимости земельного участка осуществляются с момента вступления в законную решения суда, которым она установлена. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2014 года по делу N А33-17514/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)