Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 ПО ДЕЛУ N А43-19240/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N А43-19240/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кстово Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.11.2014 по делу N А43-19240/2014,
по иску открытого акционерного общества "Сибур-Нефтехим" (ИНН 5249051203, ОГРН 1025201738693), г. Дзержинск Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "СИБУР-Кстово" (ИНН 5250051800, ОГРН 1105250003044), Кстовский район Нижегородской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Дахин И.А. по доверенности от 28.11.2013 N 192 (сроком до 31.03.2015);
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:

открытое акционерное общество "Сибур-Нефтехим" (далее - ОАО "Сибур-Нефтехим") и общество с ограниченной ответственностью "СИБУР-Кстово" (далее - ООО "СИБУР-Кстово") обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 719 375 кв. м с кадастровым номером 52:26:0000000:106, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 3 км по направлению на юг от ориентира г. Кстово, в размере рыночной стоимости, равной 200 000 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Кстово Нижегородской области, администрация Кстовского района Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Решением от 10.11.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные исковые требования.
Администрация города Кстово Нижегородской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что государственная кадастровая оценка земель населенного пункта г. Кстово произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства с соблюдением всех необходимых процедур.
Администрация также указала, что суду в решении необходимо было указать, с какого момента должна быть установлена рыночная стоимость спорных земельных участков.
Представитель ОАО "Сибур-Нефтехим" в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Сибур-Нефтехим" и ООО "СИБУР-Кстово" являются собственниками 36/37 и 1/37, соответственно, долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 719375 кв. м с кадастровым номером 52:26:0000000:106, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 3 км по направлению на юг от ориентира г. Кстов (свидетельства о государственной регистрации права от 02.12.2010 серия 52 АГ N 788216 (л. д. 80) и от 02.12.2010 серия 52 АГ N 788215 (л. д. 79).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 года N 863 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.08.2012 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.07.2014 кадастровая стоимость вышеозначенного участка составляет 914253687,5 руб.
Согласно статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, следовательно, размер подлежащего уплате земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что рыночная стоимость земельного участка меньше установленной кадастровой стоимости этого участка, с целью оптимизации налогового бремени истцы произвели определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету от 21.10.2014 N 411, составленному ООО "Компания "Оценочный стандарт" рыночная стоимость участка на 01.08.2012 составляет 200 000 000 руб.
С целью установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истцы обратились в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункту 1 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.
Однако в силу пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права обществ, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11).
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленное истцом требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу в данном случае является Учреждение, осуществляющее ведение государственного кадастра недвижимости по спорному участку.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 года N 863 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.08.2012.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.08.2012), истцом с привлечением ООО "Компания "Оценочный стандарт" проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, которая составляет 200 000 000 руб.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный в обоснование рыночной стоимости земельного участков вышеназванный отчет, суд обоснованно признал его соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
Таким образом, данный отчет правомерно признан основанием для определения рыночной стоимости земельного участка.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что кадастровая стоимость спорного земельного участка устанавливается в размере рыночной с даты вступления решения суда в законную силу, что не требует дополнительного указания на это в резолютивной части судебного акта.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес по существу законное решение.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.11.2014 по делу N А43-19240/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кстово Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Е.А.БОГУНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)