Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2015 N Ф06-19791/2013 ПО ДЕЛУ N А65-13579/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N Ф06-19791/2013

Дело N А65-13579/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Бардаковой Ю.М., по доверенности от 26.01.2015 N 247/14.3-15,
ответчика - Сахбетдинова Д.Ф., по доверенности от 30.10.2014 N 4Д-1035,
от ООО УК "Татнефть-Нефтехим" - Юдина О.А., по доверенности от 09.12.2014 N 21/143-15,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нижнекамскшина"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2014 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-13579/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Нижнекамскшина", г. Нижнекамск, к Национальному банку Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации, г. Казань, об изменении определенного административным органом минимального размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ,

установил:

открытое акционерное общество "Нижнекамскшина" (далее - ОАО "Нижнекамскшина", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Национальному банку Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации, г. Казань (далее - Банк) об изменении определенного административным органом минимального размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014, заявление удовлетворено. Суд изменил постановление Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации от 26.05.2014 N 17-1-9/10639 о привлечении ОАО "Нижнекамскшина" к административной ответственности, по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в части наложения административного взыскания, в виде штрафа в размере 700 000 рублей, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, вмененное правонарушение признать малозначительным и отменить оспариваемое постановление в полном объеме.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России поступило на рассмотрение обращение ООО "Мириад Рус" (далее - Акционер), являющегося акционером заявителя, от 12.02.2014 N 7/12-02-1, содержащее сведения о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны общества, в ходе проверки которого Банком было установлено следующее.
Общество, 11.01.2012, заключило Дополнительное соглашение N 14 к Договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа N 7 от 18.08.2002 ООО "УК "Татнефть-Нефтехим", которое на момент заключения соглашения являлось лицом, владеющим более 20% голосующих акций Общества, и стороной по сделке.
Обществом заключен Договор займа от 14.11.2012 N 016/2012/ТН-НКШ с ОАО "Татнефть", в котором заинтересованными лицами являлись члены Совета директоров Общества Тахаутдинов Ш.Ф., Гарифуллин И.Г., Маганов Н.У., Лавущенко В.П., Сабиров Р.К., поскольку на момент подписания указанного договора они занимали должности в Совете директоров ОАО "Татнефть".
Общество заключило Договор об открытии кредитной линии от 26.12.2012 N 001/47/НШЗ с ОАО "Банк Зенит". В данной сделке заинтересованными лицами являлись члены Совета директоров Общества Тахаутдинов Ш.Ф., Гарифуллин И.Г.. Маганов Н.У., поскольку на момент подписания данного Договора они занимали должности в Совете директоров ОАО "Банк Зенит".
Общество заключило сделки от 12.11.2012 по продаже долей в ООО "НТЦ "КАМА", ООО "НЗГШ", ООО "СБО "Шинник" и ООО "КП "Шинник" с ООО "УК "Татнефть-Нефтехим". Данные сделки были одобрены на заседании Совета директоров общества, прошедшем 12.11.2012 как сделки, в совершении которых имеется заинтересованность акционера общества.
Годовой отчет общества за 2012 год опубликован на сайте 17.06.2013, в котором не указано, что общество в 2012 году совершало вышеуказанные сделки, в совершении которых имелась заинтересованность.
В указанном годовом отчете за 2012 год, общество не раскрыло сведения о критериях определения и размере вознаграждения, выплаченного членам органов управления общества.
Следовательно, общество в составе годового отчета за 2012 год не раскрыло информацию, раскрытие которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Банком составлен протокол об административном правонарушении от 06.05.2014 N АП-ПР-59-14/146 и вынесено постановление N 17-1-9/10639 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей, в соответствии с которой нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) общество обязано, в том числе раскрывать годовой отчет. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 48 ФЗ Федерального закона N 208-ФЗ годовой отчет должен быть утвержден общим собранием акционеров, а также в соответствии с пунктом 4 статьи 88 указанного Закона. Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Согласно пункту 26 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н (далее - Положение).
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 45 Федеральная служба по финансовым рынкам с 01.09.2013 упразднена.
В силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее Федеральный закон N 251-ФЗ) и Федеральному закону от 23.07.2013 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 249-ФЗ) полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам переданы в Службу Банка России по финансовым рынкам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 251-ФЗ до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России настоящим Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1.1 и 8.2.1 Положения открытое акционерное общество помимо иной информации, предусмотренной Положением, обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.
Требования к содержанию годового отчета акционерного общества установлены пунктами 8.2.3 Положения. Подпунктом 9 пункта 8.2.3 Положения установлено, что годовой отчет должен содержать перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии Законом сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Закона, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа, управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена, подтверждена протоколом об административном правонарушении от 06.05.2014 N АП-ПР-59-14/146 и другими материалами дела, в связи с чем, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В соответствии с целями административного наказания, установленными частью статьи 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Постановлением Банка от 26.05.2014 N 17-1-9/10639 обществу назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ 700 000 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации предоставил право арбитражным судам снижать размеры назначенных административных штрафов ниже низшего предела.
Согласно статье 106 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", устанавливающей обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе и для судебных органов государственной власти, а также учитывая положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ о законе, смягчающим административную ответственность, суды указали, что указанное Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, принятое после вынесения постановления N МУ50-8-14-019/пн о назначении административного наказания от 04.02.2014 по настоящему делу подлежит применению на момент рассмотрения настоящего дела.
Суды пришли к выводу, что назначенный административный штраф в размере 700 000 рублей не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, и с учетом всех обстоятельств дела снизили штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Уменьшая сумму штрафа до 100 000 рублей, суды исходили из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации определивший составы административных правонарушений, по которым могут быть снижены размеры штрафов от низшей планки 100 000 рублей.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу N А65-13579/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нижнекамскшина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
И.Ш.ЗАКИРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)