Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 по делу N А65-18712/2013 (судья Кочемасова Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - заявитель, ОАО "Комбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) N 21443 от 20.06.2013 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления заявителю земельного налога за 2012 год в сумме 2 252 631 руб.; в части начисления пени в сумме 166 309,88 руб., штрафа в сумме 112 631,6 руб.; в части предложения уплатить указанные суммы и внести необходимых исправлений в бухгалтерский учет и отчетность; обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (т. 1, л.д. 4-12).
Заявитель основывает свои требования на том, что в связи с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельного участка по решению суда, для целей налогообложения следует применять кадастровую стоимость в размере рыночной на дату ее определения, т.е. на 01.01.2011. Применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 27.12.2010 не должен, поскольку указанное постановление для целей налогообложения может применяться лишь с 01.01.2012, следует применять установленную решением суда рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011.
По мнению заинтересованного лица, кадастровую стоимость в размере рыночной, установленную решением суда, следует применять лишь со следующего налогового периода, т.е. с 1.01.2013, на 2012 год действовала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 27.12.2010. Указанное постановление незаконным не признано, поэтому обязательно для применения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 заявление удовлетворено (т. 4, л.д. 29-31).
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 4, л.д. 39-42).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.01.2013 заявителем была представлена декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежал налог в размере 765 050 руб. Основанием для исчисления заявителем налога в указанном размере послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10229/2012 от 14.06.2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107 в размере 181441714 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 в сумме 12499740 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 в сумме 56293544 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Изменения внесены 03.08.2012.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 22775 от 20.05.2013. На акт проверки заявителем были представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налоговым органом было принято решение N 21443 от 20.06.2013.
В соответствии с указанным решением заявителю был доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 2 252 631 руб., соответствующие пени в размере 166 309,88 руб., а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 112 631,6 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости. В данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Решением от 26.07.2013 N 2.14-0-18/016405@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа без изменения и утверждено.
Считая, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 02.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено с 01.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.08.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с налогового периода 2012 г.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010.
По мнению суда апелляционной инстанции в данном случае необходимо было также учитывать следующее.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10229/2012 от 14.06.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как было установлено судом, соответствующие изменения в государственный реестр внесены 03.08.2012.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении на несостоятельность довода налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, а также внесения соответствующих изменений в государственный кадастр 03.08.2012, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год (с момента внесения сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной до окончания налогового периода 2012 года), исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010.
В соответствии с ч. 6 ст. 200 АПК РФ, суд апелляционной инстанции определением от 03.03.2014 предложил ОАО "Комбытсервис" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани представить суду расчел земельного налога на указанный земельный участок с учетом даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Определение суда апелляционной инстанции не исполнено, расчет суду не представлен, в связи с чем, бремя ответственности за непредставление органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили определенное действие (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, лежит, в данном случае, на налоговом органе.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6513 от 20.06.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судом не могут быть признаны обоснованными доводы налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь с 01.01.2013, т.е. на следующий налоговый период. Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является год (ст. 393 НК РФ), то установление новой кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на основании вступившего в силу судебного акта в текущем налоговом периоде, является основанием для ее применения в этом налоговом периоде. Произвольный перенос исполнения судебного акта на следующий налоговый период не соответствует Конституции Российской Федерации, положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, налоговым органом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 11.11.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, однако с налогового органа взысканию не подлежат, в связи с освобождаем налоговых органов от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 по делу N А65-18712/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2014 N 11АП-23125/2013 ПО ДЕЛУ N А65-18712/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А65-18712/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 по делу N А65-18712/2013 (судья Кочемасова Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - заявитель, ОАО "Комбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) N 21443 от 20.06.2013 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления заявителю земельного налога за 2012 год в сумме 2 252 631 руб.; в части начисления пени в сумме 166 309,88 руб., штрафа в сумме 112 631,6 руб.; в части предложения уплатить указанные суммы и внести необходимых исправлений в бухгалтерский учет и отчетность; обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (т. 1, л.д. 4-12).
Заявитель основывает свои требования на том, что в связи с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельного участка по решению суда, для целей налогообложения следует применять кадастровую стоимость в размере рыночной на дату ее определения, т.е. на 01.01.2011. Применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 27.12.2010 не должен, поскольку указанное постановление для целей налогообложения может применяться лишь с 01.01.2012, следует применять установленную решением суда рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011.
По мнению заинтересованного лица, кадастровую стоимость в размере рыночной, установленную решением суда, следует применять лишь со следующего налогового периода, т.е. с 1.01.2013, на 2012 год действовала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 27.12.2010. Указанное постановление незаконным не признано, поэтому обязательно для применения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 заявление удовлетворено (т. 4, л.д. 29-31).
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 4, л.д. 39-42).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.01.2013 заявителем была представлена декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежал налог в размере 765 050 руб. Основанием для исчисления заявителем налога в указанном размере послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10229/2012 от 14.06.2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107 в размере 181441714 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 в сумме 12499740 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 в сумме 56293544 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Изменения внесены 03.08.2012.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 22775 от 20.05.2013. На акт проверки заявителем были представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налоговым органом было принято решение N 21443 от 20.06.2013.
В соответствии с указанным решением заявителю был доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 2 252 631 руб., соответствующие пени в размере 166 309,88 руб., а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 112 631,6 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости. В данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Решением от 26.07.2013 N 2.14-0-18/016405@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа без изменения и утверждено.
Считая, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 02.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено с 01.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.08.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с налогового периода 2012 г.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010.
По мнению суда апелляционной инстанции в данном случае необходимо было также учитывать следующее.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10229/2012 от 14.06.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как было установлено судом, соответствующие изменения в государственный реестр внесены 03.08.2012.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении на несостоятельность довода налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, а также внесения соответствующих изменений в государственный кадастр 03.08.2012, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год (с момента внесения сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной до окончания налогового периода 2012 года), исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010.
В соответствии с ч. 6 ст. 200 АПК РФ, суд апелляционной инстанции определением от 03.03.2014 предложил ОАО "Комбытсервис" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани представить суду расчел земельного налога на указанный земельный участок с учетом даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Определение суда апелляционной инстанции не исполнено, расчет суду не представлен, в связи с чем, бремя ответственности за непредставление органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили определенное действие (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, лежит, в данном случае, на налоговом органе.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6513 от 20.06.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судом не могут быть признаны обоснованными доводы налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь с 01.01.2013, т.е. на следующий налоговый период. Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является год (ст. 393 НК РФ), то установление новой кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на основании вступившего в силу судебного акта в текущем налоговом периоде, является основанием для ее применения в этом налоговом периоде. Произвольный перенос исполнения судебного акта на следующий налоговый период не соответствует Конституции Российской Федерации, положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, налоговым органом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 11.11.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, однако с налогового органа взысканию не подлежат, в связи с освобождаем налоговых органов от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2013 по делу N А65-18712/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)