Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.А. Скрипки
судей: А.С. Шевченко, И.Л. Яковенко
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Хоменко
при участии:
от уполномоченного органа: Матюшенко Д.Е. (удостоверение УР N 648447, доверенность N 12-45-2565 от 06.08.2010)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России N 7 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1104/2011
на определение от 27.01.2011 судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-13805/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю
к Обществу с ограниченной ответственностью "Востокагро молоко" (ОГРН 1052501510126. ИНН 2507227651)
о признании несостоятельным (банкротом), заявление уполномоченного органа о включении требований в реестр требований кредиторов должника
установил:
Определением суда от 19.10.2010 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Востокагро молоко" (далее должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Лухтионов Андрей Витальевич.
Объявление о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "КоммерсантЪ"13.11.2010.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в общем размере 5 002 465,60 рублей.
Определением суда от 27.01.2011 признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (далее уполномоченный орган) в размере 2978316 руб. 12 коп. основной задолженности по налогам, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное социальное страхование, в том числе 105473 рубля задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 6169 руб. 83 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование и 599013 руб. 06 коп. пеней за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное социальное страхование, в том числе 2273 руб. 55 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 350 руб. 67 коп. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование, 671287 руб. 85 коп. штрафов и 601002 руб. 40 коп. задолженности по исполнительскому сбору. В части установления требований в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц отказано.
Не согласившись с определением суда от 27.01.2011 уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований в сумме 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц, принять новый судебный акт. В обоснование своих доводов уполномоченный орган указал, что правовая позиция, содержащаяся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 первой части статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции" о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового, применима при бесспорном взыскании налогов с налогоплательщиков, а не налоговых агентов. Счел, что в отношении штрафов судом первой инстанции сделан вывод без учета разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
В судебное заседание временный управляющий, должник, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Представитель уполномоченного органа огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Определение Арбитражного суда Приморского края просил отменить в части отказа установления требований в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку определение в порядке апелляционного производства обжалуется в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований уполномоченного органа в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц, учитывая отсутствие возражения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции счел, что судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит в силу следующего.
Согласно правилам статьи 71, пункту 1 статьи 100, пункту 2 статьи 129, пункту 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе процедуры банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику, обоснованность которых и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов арбитражный суд проверяет в соответствии с пунктом 5 статьи 100 и пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве даже при отсутствии возражений относительно заявленных требований. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, должник является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы данного налога возложена на российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянных представителей иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 первой части статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренное статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени, осуществляемое в том числе органами налоговой полиции, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Иного рода меры, предусмотренные данными статьями, а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. При наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3 статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В силу пунктов 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Исходя из вышесказанного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сумма пеней и штрафов по НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности не подлежит включению в реестр кредиторов должника и взыскивается в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства.
Доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом как не основанные на нормах права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2011 по делу N А51-13805/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий
Н.А.СКРИПКА
Судьи
А.С.ШЕВЧЕНКО
И.Л.ЯКОВЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2011 N 05АП-1104/2011 ПО ДЕЛУ N А51-13805/2010
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2011 г. N 05АП-1104/2011
Дело N А51-13805/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 16 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.А. Скрипки
судей: А.С. Шевченко, И.Л. Яковенко
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Хоменко
при участии:
от уполномоченного органа: Матюшенко Д.Е. (удостоверение УР N 648447, доверенность N 12-45-2565 от 06.08.2010)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России N 7 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1104/2011
на определение от 27.01.2011 судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-13805/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю
к Обществу с ограниченной ответственностью "Востокагро молоко" (ОГРН 1052501510126. ИНН 2507227651)
о признании несостоятельным (банкротом), заявление уполномоченного органа о включении требований в реестр требований кредиторов должника
установил:
Определением суда от 19.10.2010 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Востокагро молоко" (далее должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Лухтионов Андрей Витальевич.
Объявление о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "КоммерсантЪ"13.11.2010.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в общем размере 5 002 465,60 рублей.
Определением суда от 27.01.2011 признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (далее уполномоченный орган) в размере 2978316 руб. 12 коп. основной задолженности по налогам, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное социальное страхование, в том числе 105473 рубля задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 6169 руб. 83 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование и 599013 руб. 06 коп. пеней за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное социальное страхование, в том числе 2273 руб. 55 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 350 руб. 67 коп. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование, 671287 руб. 85 коп. штрафов и 601002 руб. 40 коп. задолженности по исполнительскому сбору. В части установления требований в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц отказано.
Не согласившись с определением суда от 27.01.2011 уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований в сумме 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц, принять новый судебный акт. В обоснование своих доводов уполномоченный орган указал, что правовая позиция, содержащаяся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 первой части статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции" о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового, применима при бесспорном взыскании налогов с налогоплательщиков, а не налоговых агентов. Счел, что в отношении штрафов судом первой инстанции сделан вывод без учета разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
В судебное заседание временный управляющий, должник, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Представитель уполномоченного органа огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Определение Арбитражного суда Приморского края просил отменить в части отказа установления требований в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку определение в порядке апелляционного производства обжалуется в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований уполномоченного органа в размере 152846 руб. 17 коп., в том числе 82822 руб. 77 коп. пеней и 70023 руб. 40 коп. штрафов по налогу на доходы физических лиц, учитывая отсутствие возражения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции счел, что судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит в силу следующего.
Согласно правилам статьи 71, пункту 1 статьи 100, пункту 2 статьи 129, пункту 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе процедуры банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику, обоснованность которых и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов арбитражный суд проверяет в соответствии с пунктом 5 статьи 100 и пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве даже при отсутствии возражений относительно заявленных требований. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, должник является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы данного налога возложена на российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянных представителей иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 первой части статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренное статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени, осуществляемое в том числе органами налоговой полиции, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Иного рода меры, предусмотренные данными статьями, а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. При наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3 статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В силу пунктов 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Исходя из вышесказанного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сумма пеней и штрафов по НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности не подлежит включению в реестр кредиторов должника и взыскивается в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства.
Доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом как не основанные на нормах права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2011 по делу N А51-13805/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий
Н.А.СКРИПКА
Судьи
А.С.ШЕВЧЕНКО
И.Л.ЯКОВЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)