Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.06.2015 N 25-АПГ15-3

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N 25-АПГ15-3


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аншакова О.Ю. о признании кадастровой стоимости земельного участка не соответствующей рыночной, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заявителя на решение Астраханского областного суда от 19 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Аншаков О.Ю. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рублей по состоянию на 1 января 2013 г.
Решением Астраханского областного суда от 19 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Аншакова О.Ю. - Попов В.Н. просит отменить судебное постановление в связи с нарушением судом норм материального права и норм процессуального права и вынести новое решение, которым установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Аншаков О.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> (далее - земельный участок).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 мая 2006 г., статус участка - ранее учтенный, способ образования - перераспределение, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - прочие.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Харабали" Харабалинского района Астраханской области от 7 апреля 2014 г. N 149 на основании заявления Аншакова О.Ю. изменен вид разрешенного использования земельного участка с "прочие земли" на "земли объекта торговли".
В связи с этим филиалом ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Астраханской области принято решение от 28 апреля 2014 г. N <...> о внесении кадастровых сведений в Государственный кадастр недвижимости в части разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка от 31 июля 2014 г. N <...>, разрешенное использование земельного участка - земли объекта торговли, кадастровая стоимость - <...> рубля.
На основании решения филиала ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Астраханской области от 15 января 2015 г. N <...> исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, а именно вместо прежней - "<...> руб." внесена новая - "<...> руб.".
В силу ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке земель, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Следовательно, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> могла быть установлена на дату внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, то есть на 28 апреля 2014 г.
Рыночная стоимость участка в размере <...> рублей установлена на основании отчета об оценке от 29 августа 2014 г. N 03/08-14, выполненного М. и З. оценщиками общества с ограниченной ответственностью "Авторизованный центр оценки", по состоянию на иную дату - 1 января 2013 г.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости и его рыночная стоимость установлены на разные даты.
В связи с этим суд не имел предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Также при принятии решения судом отмечено, что отчет оценщиков не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере оценочной деятельности по иным приведенным в решении основаниям.
Что касается правомерности указанного вывода, то она может быть подтверждена (опровергнута) в случае назначения оценочной экспертизы, однако такого ходатайства в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Апелляционная жалоба представителя заявителя не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного от 19 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Аншакова О.Ю. - Попова В.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)