Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гальчук М.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Девитаевой Е.Б. по дов. от 11.02.2014,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 по делу N А27-12425/2013 (судья Семенычева Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" (ИНН 4207004930, ОГРН 1024200682758), г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействительным решения N 30212 от 21.06.2013 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" (далее - ООО "Компания "ОЛГА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, Инспекция, налоговый орган) от 21.06.2013 N 30212 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Компания "ОЛГА" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - заявитель должен был исчислить земельный налог за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной нулю, поскольку в государственном кадастре недвижимости (далее также - ГКН) в спорном периоде отсутствовали сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, однако, учитывая принцип платности пользования землей, исчислил налоговые платежи за указанный период, исходя из рыночной стоимости земельного участка;
- - налогоплательщик при исчислении земельного налога должен руководствоваться сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, а не сведениями, которые утверждены постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520;
- - суд первой инстанции неправомерно установил, что решение по делу N А27-7891/2013 имеет значение для рассмотрения настоящего дела.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Инспекция в отзыве, его представитель в судебном заседании просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИФНС по г. Кемерово в период с 28.01.2013 по 29.04.2013 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу ООО "Компания "ОЛГА" за 2012 год (далее также - спорный период).
21.06.2013 Инспекцией принято решение N 30212, которым на основании статьи 109 НК РФ отказано в привлечении общества к налоговой ответственности, обществу предложено уплатить 125 073 руб. недоимки по земельному налогу со сроком уплаты 02.05.2012 и 31.07.2012, а также пени в размере 11 737,90 руб.
Инспекцией установлено, что налогоплательщиком неправомерно при исчислении земельного налога за 2012 год использована рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в размере 2 643 000 руб., доначислен земельный налог в сумме 125 073 руб.
При этом за период с 01.01.2012 по 25.06.2012 налоговым органом в качестве налоговой базы принята кадастровая стоимость земельного участка в размере 19 795 944,14 руб.; за период с 26.06.2012 по 31.12.2012 налоговый орган согласился с правомерностью исчисления налога налогоплательщиком, применившим в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, признанную арбитражным судом по делу N А27-1163/2010 равной рыночной - в размере 2 643 000 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 09.08.2013 N 415 апелляционная жалоба ООО "Компания "ОЛГА" оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 21.06.2013 N 30212 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
ООО "Компания "ОЛГА", считая, что оспариваемое решение Инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании данного решения недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
ООО "Компания "ОЛГА" является плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ, статье 390 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ, действовавшего в спорный период, органы осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Коллегия Администрации Кемеровской области во исполнение пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", приняла постановление N 520, которым утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, которые применяются с 01.01.2009.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс" N 223 от 04.12.2008, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц; он не был отменен или признан недействующим.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 при расчете в соответствии постановлением по состоянию на 01.01.2012 составляла 19 795 944,14 руб.
В то же время, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2012 по делу N А27-1163/2010, рассмотренному по новым обстоятельствам, была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 18.05.2012 N ОН/118-14-05-2012-3 по состоянию на 16.01.2012, в сумме 2 643 000 руб. Решение суда вступило в законную силу 24.06.2012.
В связи с чем, заявитель считает, что исчисление земельного налога, принимая во внимание принцип платности пользования землей, должно производиться на основании данной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, за весь спорный период.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие в ГКН в спорном периоде сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с исключением ее органом кадастрового учета из ГКН в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1163/2010 (сведения о кадастровой стоимости были вновь внесены в ГКН 12.03.2013 после пересмотра судом указанного дела по новым обстоятельствам), не означает отмену постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которым утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Таким образом, несмотря на исключение в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1163/2010 из ГКН записи о кадастровой стоимости земельного участка, и у общества, и у Инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2012 году, исходя непосредственно из постановления N 520 и приложения к нему, как правильно указано в решении суда первой инстанции.
В то же время, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 28.06.2011 года N 913/11, принимая во внимание вступившее 24.06.2012 в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2012 по делу N А27-1163/2010, рассмотренному по новым обстоятельствам, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 2 643 000 руб., суд обоснованно посчитал правомерным исчисление налоговым органом земельного налога до момента вступления в законную силу решения суда по делу N А27-1163/2010 с применением кадастровой стоимости в размере 19 795 944,14 руб., а после этого момента - в размере 2 643 000 руб.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.09.2013 по делу N А27-7891/2013, вступившим в законную силу, требования общества к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, равной 19 795 944,14 руб., по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года и представлению указанных недостоверных сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово для определения налоговой базы земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 за 2010, 2011 и 2012 годы, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года, равной нулю, и представления указанных сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, оставлены без удовлетворения, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества об отсутствии по состоянию на 01.01.2012 сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 19 795 944,14 руб. и о том, что налоговая база по земельному налогу за 2012 год в связи с этим должна составить ноль рублей.
В целом доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся решении суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с уплатой обществом государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере, превышающем установленный статьей 333.21 НК РФ (2000 руб.), излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 по делу N А27-12425/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.02.2014 N 483.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N А27-12425/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N А27-12425/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гальчук М.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Девитаевой Е.Б. по дов. от 11.02.2014,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 по делу N А27-12425/2013 (судья Семенычева Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" (ИНН 4207004930, ОГРН 1024200682758), г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействительным решения N 30212 от 21.06.2013 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" (далее - ООО "Компания "ОЛГА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, Инспекция, налоговый орган) от 21.06.2013 N 30212 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Компания "ОЛГА" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - заявитель должен был исчислить земельный налог за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной нулю, поскольку в государственном кадастре недвижимости (далее также - ГКН) в спорном периоде отсутствовали сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, однако, учитывая принцип платности пользования землей, исчислил налоговые платежи за указанный период, исходя из рыночной стоимости земельного участка;
- - налогоплательщик при исчислении земельного налога должен руководствоваться сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, а не сведениями, которые утверждены постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520;
- - суд первой инстанции неправомерно установил, что решение по делу N А27-7891/2013 имеет значение для рассмотрения настоящего дела.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Инспекция в отзыве, его представитель в судебном заседании просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИФНС по г. Кемерово в период с 28.01.2013 по 29.04.2013 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу ООО "Компания "ОЛГА" за 2012 год (далее также - спорный период).
21.06.2013 Инспекцией принято решение N 30212, которым на основании статьи 109 НК РФ отказано в привлечении общества к налоговой ответственности, обществу предложено уплатить 125 073 руб. недоимки по земельному налогу со сроком уплаты 02.05.2012 и 31.07.2012, а также пени в размере 11 737,90 руб.
Инспекцией установлено, что налогоплательщиком неправомерно при исчислении земельного налога за 2012 год использована рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в размере 2 643 000 руб., доначислен земельный налог в сумме 125 073 руб.
При этом за период с 01.01.2012 по 25.06.2012 налоговым органом в качестве налоговой базы принята кадастровая стоимость земельного участка в размере 19 795 944,14 руб.; за период с 26.06.2012 по 31.12.2012 налоговый орган согласился с правомерностью исчисления налога налогоплательщиком, применившим в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, признанную арбитражным судом по делу N А27-1163/2010 равной рыночной - в размере 2 643 000 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 09.08.2013 N 415 апелляционная жалоба ООО "Компания "ОЛГА" оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 21.06.2013 N 30212 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
ООО "Компания "ОЛГА", считая, что оспариваемое решение Инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании данного решения недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
ООО "Компания "ОЛГА" является плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ, статье 390 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ, действовавшего в спорный период, органы осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Коллегия Администрации Кемеровской области во исполнение пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", приняла постановление N 520, которым утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, которые применяются с 01.01.2009.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс" N 223 от 04.12.2008, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц; он не был отменен или признан недействующим.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 при расчете в соответствии постановлением по состоянию на 01.01.2012 составляла 19 795 944,14 руб.
В то же время, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2012 по делу N А27-1163/2010, рассмотренному по новым обстоятельствам, была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 18.05.2012 N ОН/118-14-05-2012-3 по состоянию на 16.01.2012, в сумме 2 643 000 руб. Решение суда вступило в законную силу 24.06.2012.
В связи с чем, заявитель считает, что исчисление земельного налога, принимая во внимание принцип платности пользования землей, должно производиться на основании данной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, за весь спорный период.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие в ГКН в спорном периоде сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с исключением ее органом кадастрового учета из ГКН в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1163/2010 (сведения о кадастровой стоимости были вновь внесены в ГКН 12.03.2013 после пересмотра судом указанного дела по новым обстоятельствам), не означает отмену постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которым утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Таким образом, несмотря на исключение в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1163/2010 из ГКН записи о кадастровой стоимости земельного участка, и у общества, и у Инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2012 году, исходя непосредственно из постановления N 520 и приложения к нему, как правильно указано в решении суда первой инстанции.
В то же время, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 28.06.2011 года N 913/11, принимая во внимание вступившее 24.06.2012 в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2012 по делу N А27-1163/2010, рассмотренному по новым обстоятельствам, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 2 643 000 руб., суд обоснованно посчитал правомерным исчисление налоговым органом земельного налога до момента вступления в законную силу решения суда по делу N А27-1163/2010 с применением кадастровой стоимости в размере 19 795 944,14 руб., а после этого момента - в размере 2 643 000 руб.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.09.2013 по делу N А27-7891/2013, вступившим в законную силу, требования общества к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, равной 19 795 944,14 руб., по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года и представлению указанных недостоверных сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово для определения налоговой базы земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 за 2010, 2011 и 2012 годы, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 по состоянию на 1 января 2010 года, 1 января 2011 года и 1 января 2012 года, равной нулю, и представления указанных сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, оставлены без удовлетворения, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества об отсутствии по состоянию на 01.01.2012 сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 19 795 944,14 руб. и о том, что налоговая база по земельному налогу за 2012 год в связи с этим должна составить ноль рублей.
В целом доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся решении суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с уплатой обществом государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере, превышающем установленный статьей 333.21 НК РФ (2000 руб.), излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2014 по делу N А27-12425/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ОЛГА" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.02.2014 N 483.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)