Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Легкова Т.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хапаевой С.Б.
судей: Мадатовой Н.А., Шевчук Т.В.
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 сентября 2013 года по делу по иску <данные изъяты>1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
установила:
<данные изъяты>1 обратилась с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общими площадями по 920 кв. м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с/<данные изъяты>, примерно в 520 м по направлению на юго-запад от ориентира <данные изъяты>, в размере по 204012 рублей 39 копеек за каждый, обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения о кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных исковых требований <данные изъяты>1 ссылалась на незаконность расчета кадастровой стоимости данных земельных участков исходя из удельного показателя 2402 рублей 59 копеек за кв. м в размере 2210382 рублей 80 копеек в отношении каждого участка.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исковые требования не признал.
Представитель третьего лица МУ "Администрация Воскресенского муниципального района" <данные изъяты> разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Решением Воскресенского городского суда от 18 сентября 2013 года исковые требования <данные изъяты>1 были удовлетворены.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <данные изъяты>7 обратилась с апелляционной жалобой на данное решение суда, в которой просила о его отмене ввиду неправильного установления судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Как установлено судом, <данные изъяты>1 является собственником земельных участков <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общими площадями по 920 кв. м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с/<данные изъяты>, примерно в 520 м по направлению на юго-запад от ориентира <данные изъяты>. Данные участки, относящиеся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства" были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, внесенного в реестр государственного кадастра недвижимости 29.02.2008.
При постановке указанных земельных участков на Государственный кадастровый учет, их кадастровая стоимость была рассчитана с применением среднего по субъекту РФ удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> 2402 рублей 59 копеек, в размере 2210382 рублей 80 копеек в отношении каждого.
Не согласившись с указанной стоимостью земельных участков, <данные изъяты>1, для определения их рыночной стоимости, обратилась в ООО "3D-Эксперт", по оценке которого такая стоимость каждого участка составила 218500 рублей.
Для устранения соответствующих противоречий, судом первой инстанции была назначена по делу оценочная экспертиза в ООО "Экспертный центр Валентина" г. Воскресенска Московской области, в соответствии с заключением которой, рыночная стоимость каждого из указанных земельных участков истца составила 204012 рублей 39 копеек.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Статья 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу положений ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Указанные нормы предусматривают возможность для истца определить кадастровую стоимость земельных участков исходя из их рыночной стоимости.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительными торгов и договора аренды, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 23, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390, ст. ст. 65, 66 ЗК РФ и пришел к обоснованному выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков по их рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной оценочной экспертизы в размере 204012 рублей по каждому участку и возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с разъяснениями Президиума ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета о кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, в отношении предоставления доказательств действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", Приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 26.12.2011 N П/531 является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, возложение на него обязанности по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости при установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, не противоречит закону. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующих требований истца у суда не имелось.
Также ответчиком, в соответствии с положениями ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, не оспорено заключение судебной экспертизы, положенной в основу решения суда, и не представлено допустимых и относимых доказательств иной действительной рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих истцу.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении иска не противоречили положениям ч. 2 ст. 195, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" произвел оценку земельных участков в соответствии с действующим законодательством сводятся к не согласию ее подателя с постановленным по делу решением, повторяют доводы возражений на иск, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4564/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу N 33-4564/2014
Судья Легкова Т.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хапаевой С.Б.
судей: Мадатовой Н.А., Шевчук Т.В.
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 сентября 2013 года по делу по иску <данные изъяты>1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
установила:
<данные изъяты>1 обратилась с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общими площадями по 920 кв. м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с/<данные изъяты>, примерно в 520 м по направлению на юго-запад от ориентира <данные изъяты>, в размере по 204012 рублей 39 копеек за каждый, обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения о кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных исковых требований <данные изъяты>1 ссылалась на незаконность расчета кадастровой стоимости данных земельных участков исходя из удельного показателя 2402 рублей 59 копеек за кв. м в размере 2210382 рублей 80 копеек в отношении каждого участка.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исковые требования не признал.
Представитель третьего лица МУ "Администрация Воскресенского муниципального района" <данные изъяты> разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Решением Воскресенского городского суда от 18 сентября 2013 года исковые требования <данные изъяты>1 были удовлетворены.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <данные изъяты>7 обратилась с апелляционной жалобой на данное решение суда, в которой просила о его отмене ввиду неправильного установления судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Как установлено судом, <данные изъяты>1 является собственником земельных участков <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общими площадями по 920 кв. м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с/<данные изъяты>, примерно в 520 м по направлению на юго-запад от ориентира <данные изъяты>. Данные участки, относящиеся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства" были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, внесенного в реестр государственного кадастра недвижимости 29.02.2008.
При постановке указанных земельных участков на Государственный кадастровый учет, их кадастровая стоимость была рассчитана с применением среднего по субъекту РФ удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> 2402 рублей 59 копеек, в размере 2210382 рублей 80 копеек в отношении каждого.
Не согласившись с указанной стоимостью земельных участков, <данные изъяты>1, для определения их рыночной стоимости, обратилась в ООО "3D-Эксперт", по оценке которого такая стоимость каждого участка составила 218500 рублей.
Для устранения соответствующих противоречий, судом первой инстанции была назначена по делу оценочная экспертиза в ООО "Экспертный центр Валентина" г. Воскресенска Московской области, в соответствии с заключением которой, рыночная стоимость каждого из указанных земельных участков истца составила 204012 рублей 39 копеек.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Статья 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу положений ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Указанные нормы предусматривают возможность для истца определить кадастровую стоимость земельных участков исходя из их рыночной стоимости.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительными торгов и договора аренды, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 23, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390, ст. ст. 65, 66 ЗК РФ и пришел к обоснованному выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков по их рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной оценочной экспертизы в размере 204012 рублей по каждому участку и возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с разъяснениями Президиума ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета о кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, в отношении предоставления доказательств действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", Приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 26.12.2011 N П/531 является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, возложение на него обязанности по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости при установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, не противоречит закону. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующих требований истца у суда не имелось.
Также ответчиком, в соответствии с положениями ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, не оспорено заключение судебной экспертизы, положенной в основу решения суда, и не представлено допустимых и относимых доказательств иной действительной рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих истцу.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении иска не противоречили положениям ч. 2 ст. 195, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" произвел оценку земельных участков в соответствии с действующим законодательством сводятся к не согласию ее подателя с постановленным по делу решением, повторяют доводы возражений на иск, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)