Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 N 17АП-3954/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-38873/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. N 17АП-3954/2014-АК

Дело N А60-38873/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никифоровой И.А.,
при участии:
- от заявителя ООО "ВЫСОТА" (ИНН 6672309880) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "ВЫСОТА"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2014 года
по делу N А60-38873/2013,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению ООО "ВЫСОТА"
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

ООО "ВЫСОТА" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 02.08.2013 N 3727 недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2014 заявленные требования удовлетворены в части. Решение инспекции от 02.08.2013 N 3727 признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 522,80 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с названным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства. Ссылаясь на постановление ФАС Уральского округа от 01.04.2013 по делу N А60-14896/2012, настаивает на возможности распространения измененной кадастровой стоимости на предшествующие налоговые отношения. Указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности общества, в 2012 должна определяться на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40472/2012.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной ООО "Высота".
По результатам проведения проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.08.2013 N 3727, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 11 951,80 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 239 036 руб. и пени в размере 20 342,90 руб.
Принимая указанное решение, налоговый орган исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:601014:9, площадью 1462 кв. м, расположенного по адресу: город Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 17 в размере 12 660 000 руб., установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-40472/2012, не подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 г., поскольку указанная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в силу судебного акта. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением УФНС России по Свердловской области от 16.09.2013 N 1194/13 решение инспекции изменено путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций. С учетом решения УФНС России по Свердловской области N 1194/13 заявителю доначислены: земельный налог в размере 231 891 руб., пени по земельному налогу в размере 20 012,80 руб., штраф в размере 10 522,80 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не согласился с доводами общества, поддержав позицию налогового органа о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в связи с чем, установленная судебным актом кадастровая стоимость земельного участка не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2012 год.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого в части судебного акта в силу следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков (применялось для целей налогообложения в 2012 году).
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 20.11.2012 по делу N А60-40472/2012, которым признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:601014:9, площадью 1462 кв. м, расположенного по адресу: город Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 17, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 660 000 руб.
При исчислении земельного налога за 2012 год по указанному земельному участку общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40472/2012.
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:601014:9, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-40472/2012 (вступившего в законную силу 20.12.2012) в размере 12 660 000 руб. не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 год.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за спорный период в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, в связи с чем обществу и был доначислен земельный налог.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на постановление ФАС Уральского округа от 01.04.2013 по делу N А60-14896/2012 не состоятельна, так как установленные в рамках указанного дела обстоятельства не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного дела в порядке ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2014 года по делу N А60-38873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)