Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: председателя правления Шалагиной Ю.В. (выписка из протокола от 21.06.2014), Бочарова А.А. (дов. от 01.12.2014),
от заинтересованного лица: Журавлевой С.П. (дов. от 10.02.2015), Бешевец А.В. (дов. от 12.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 по делу N А45-21161/2014 (судья Мануйлов В.П.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Конструктор" (ИНН 5409104992, ОГРН 1025403868720), г. Новосибирск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску о признании недействительным ненормативного акта,
Дачное некоммерческое товарищество "Конструктор" (далее - ДНТ "Конструктор", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску (далее - МИФНС N 13 по г. Новосибирску, Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения от 27.06.2014 N 603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по основаниям, изложенным в заявлении от 10.03.2015.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 заявленные требования удовлетворены - суд признал недействительным решение МИФНС N 13 по г. Новосибирску от 27.06.2014 N 603 о привлечении ДНТ "Конструктор" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на следующие обстоятельства:
- - земельные участки категории "земли населенных пунктов", относящиеся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических, некоммерческих объединений граждан, принадлежащие товариществу на праве собственности, в 2013 году не относились к категории, для которой установлена налоговая ставка в размере 0,2%;
- - спорный земельный участок не относился также к другим категориям земельных участков, для которых решением N 105 городского совета г. Новосибирска "О положении о земельном налоге на территории города Новосибирска" от 25.10.2005, предусмотрены пониженные ставки налога;
- - вывод суда о том, что одной из существенных причин, приведших к вынесению решения о привлечении к налоговой ответственности, был факт совершения кадастровой ошибки и присвоения земельному участку заявителя при постановке на кадастровый учет несуществующего и не утвержденного законом вида использования земельных участков, не соответствует обстоятельствам дела и не основан на материалах, представленных в качестве доказательств по делу.
При таких обстоятельствах, по мнению апеллянта, им доказана правомерность начисления земельного налога за 2013 год с применением налоговой ставки 1,45%.
ДНТ "Конструктор" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении; представители товарищества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.06.2014 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 13.01.2014 ДНТ "Конструктор" налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, Инспекцией вынесено решение N 603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 153 771 руб., пени в размере 4 999,68 руб.
Кроме того, указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с учетом статьи 112 НК и пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде уплаты штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Управления ФНС по Новосибирской области апелляционная жалоба ДНТ "Конструктор" на решение МИФНС N 13 по г. Новосибирску о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
ДНТ "Конструктор", не согласившись с решением Инспекции, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 27.06.2014 N 603 по основаниям, изложенным в заявлении от 10.03 2015.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования.
Положением о земельном налоге на территории города Новосибирска (далее - Положение), утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105, в соответствии с главой 31 НК РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Новосибирска определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога и установлены размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так, согласно под пункту 4 пункта 1 Положения (с учетом изменений, действующих с 01.01.2014), для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также земельных участков, относящиеся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, применяется налоговая ставка равная 0,2 процентам.
До внесения изменений в пункте 4 части 1 Положения было предусмотрено применение налоговой ставки 0,2 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства.
Таким образом, как до, так и после внесения изменений для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства применяется ставка 0,2%.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что первичный землеотвод земельного участка, ныне имеющего кадастровый номер 54:35:081995:5, был произведен решением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 09.06.1955 N 336 "в" "Об отводе земельного участка Новосибирскому отделению проектного института N 2 Министерства строительства СССР для коллективного садоводства".
В силу данного решения участок в 10 гектаров, был выделен из земель Матвеевского госземфонда для организации на нем коллективного садоводства.
Актом на право пользования землей, выданным Исполкомом Новосибирского районного Совета депутатов трудящихся на право пользования землей Новосибирскому отделению проектного института N 2 Новосибирской области, РСФСР, указанный участок отведен в постоянное пользование.
Решением исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся от 10.08.1966 N 696 по ходатайству Новосибирского института "Промстройпроект" земельный участок площадью до 13 га, фактически занимаемый коллективным садом "Конструктор" в Первомайском районе, был отведен Новосибирскому институту "Промстройпроект", целью отведения было коллективное садоводство.
Пунктом 5 решения исполнительного комитета Новосибирского городского Совета народных депутатов трудящихся от 29.02.1984 N 81 "О мерах по устранению серьезных нарушений правил землепользования и сооружения садовых домов садоводческими товариществами на территории города Новосибирска" за садоводческими товариществами г. Новосибирска были закреплены фактически занимаемые ими земельные участки, в границах установленных контрольно-геодезическими замерами, по состоянию на 01.01.1984 согласно Приложению N 1.
- Приложение N 1 к указанному решению включает в себя садоводческое товарищество "Конструктор" ГПИ "Новосибирский Промстройпроект", в Первомайском районе города, за которым был закреплен земельный участок, площадью 30,42 га. Целью закрепления земельных участков, было коллективное садоводство, осуществляемое садоводческими товариществами;
- На общем собрании коллектива садоводов ГПИ "Новосибирский Промстройпроект", согласно протоколу N 2 от 02.06.1991 был утвержден Устав садоводческого товарищества "Конструктор".
- Устав товарищества был зарегистрирован в Первомайском районном Совете народных депутатов 11.09.1991 N 205, согласно пункту 3 Устава основной задачей товарищества является организация коллективного сада для производства членами товарищества фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
- Решением общего собрания членов некоммерческого садоводческого товарищества "Конструктор" от 16.03.2003 (Протокол N 1) был утвержден Устав НСТ "Конструктор", в преамбуле которого указана дата образования товарищества - 1955 год.
Пунктом 1.1.1. Устава НСТ "Конструктор" установлено, что товарищество "Конструктор" является добровольным садоводческим некоммерческим товариществом, образованном на земельном массиве, общей площадью 30,42 гектаров, предоставленном гражданам для садоводства в 1955 году решением Облисполкома Новосибирской области от 9.06.1955 г. N 336-В и решением Горисполкома г. Новосибирска от 28.02.1984 года N 81.
Согласно пункту 1.1.3. Устава, адрес товарищества "Конструктор": г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка.
- В силу пункта 1.2.1. Устава Товарищество "Конструктор" создано с целью реализации прав членов товарищества на получение садовых земельных участков, владения, пользования и распоряжения ими, выращивания различных сельскохозяйственных культур, разведения и содержания животных и птиц, создания условий для отдыха садоводов и их семей, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав;
- Решением общего собрания членов садоводческого товарищества "Конструктор" от 14.12.2008 (Протокол N 1), был утвержден Устав Дачного некоммерческого товарищества "Конструктор".
В разделе Общие положения Устава указано, что Дачное некоммерческое товарищество "Конструктор" является правопреемником садоводческого товарищества "Конструктор" на основании ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Статьей 1 данного закона определено (и отражено в Уставе ДНТ) понятие дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно раздела 3 Устава, местонахождение Дачного некоммерческого товарищества "Конструктор": г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка.
В силу раздела 4 Устава дачное некоммерческое товарищество граждан - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах с целью содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Согласно действующему Уставу ДНТ "Конструктор", товарищество переименовано и действует на основании ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В силу статьи 2 данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории РФ, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Таким образом, как правильно указано в решении суда, земельный участок, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка, с кадастровым номером 54:35:081995:5 был предоставлен заявителю в 1955 году для организации на нем коллективного садоводства, дачного хозяйства.
Иного использования и назначения предоставленных земель, вышеприведенные правоустанавливающие документы не предусматривали.
Кроме того, в обоснование правомерности применения ставки налога в размере 0,2% налогоплательщиком в материалы дела представлено письмо филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Новосибирской области от 24.02.2015 (л.д. 19 т. 2), согласно которому ставка земельного налога для земельного участка ДНТ "Конструктор" не должна превышать 0,3%, так как земельный участок относится к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в соответствии с "Правилами землепользования и застройки города Новосибирска" (утв. Решением совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288).
Апелляционным судом по ходатайству заявителя приобщена в материалы дела кадастровая выписка о земельном участке от 20.12.2012 N 54/201/12-256443, в которой указаны аналогичные сведения: земельный участок входит в территориальную зону: "(СХ) зона сельскохозяйственного назначения", 54.35.1.23, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета депутатов О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" от 27.06.2012 N 642.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования указанных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятие "дачное хозяйство" связано с правоотношениями, возникающими в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества, а также правовым положением садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, ставка налога в любом случае на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не может превышать 0,3%.
А учитывая, что данный земельный участок, как указано выше, с самого начала (с 1955 года) был предоставлен заявителю для ведения садоводства, дачного хозяйства, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Положения о земельном налоге на территории города Новосибирска должна применяться ставка 0,2%.
Ссылка апеллянта на вид разрешенного использования земельного участка заявителя (временные сооружения для обслуживания населения), в соответствии с чем налоговым органом земельный участок был отнесен к прочим и применена ставка 1,5% по подпункту 10 пункта 1 Положения, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не является критерием для определения размера налоговой ставки на земельные участки, так как не изменяет целей предоставления земельного участка и характера его фактического использования для ведения садового и дачного хозяйства.
К тому же законодательством не установлен порядок определения ставки земельного налога на основании данных кадастрового учета о видах разрешенного использования земельного участка.
При этом суд учитывает, что решение налогового органа не содержит ссылок на какие-либо доказательства того, что спорный земельный участок используется не для ведения садового и дачного хозяйства, как определено в Уставе; в материалы дела такие доказательства также не представлены.
Кроме того, суд учитывает, что, как пояснил представитель Инспекции в судебном заседании апелляционного суда, в предшествующие периоды (до 2013 года) заявитель применял ставку налога 0,2% и претензий к нему со стороны Инспекции не имелось (доказательств обратного в материалах дела нет).
Вывод суда о том, что одной из причин, приведших к вынесению решения о привлечении к налоговой ответственности, был факт совершения кадастровой ошибки и присвоения земельному участку заявителя при постановке на кадастровый учет несуществующего и не утвержденного законом вида использования земельных участков, не привел к принятию неправильного по существу решения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 по делу N А45-21161/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 07АП-6606/2015 ПО ДЕЛУ N А45-21161/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А45-21161/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: председателя правления Шалагиной Ю.В. (выписка из протокола от 21.06.2014), Бочарова А.А. (дов. от 01.12.2014),
от заинтересованного лица: Журавлевой С.П. (дов. от 10.02.2015), Бешевец А.В. (дов. от 12.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 по делу N А45-21161/2014 (судья Мануйлов В.П.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Конструктор" (ИНН 5409104992, ОГРН 1025403868720), г. Новосибирск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Конструктор" (далее - ДНТ "Конструктор", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску (далее - МИФНС N 13 по г. Новосибирску, Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения от 27.06.2014 N 603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по основаниям, изложенным в заявлении от 10.03.2015.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 заявленные требования удовлетворены - суд признал недействительным решение МИФНС N 13 по г. Новосибирску от 27.06.2014 N 603 о привлечении ДНТ "Конструктор" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на следующие обстоятельства:
- - земельные участки категории "земли населенных пунктов", относящиеся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических, некоммерческих объединений граждан, принадлежащие товариществу на праве собственности, в 2013 году не относились к категории, для которой установлена налоговая ставка в размере 0,2%;
- - спорный земельный участок не относился также к другим категориям земельных участков, для которых решением N 105 городского совета г. Новосибирска "О положении о земельном налоге на территории города Новосибирска" от 25.10.2005, предусмотрены пониженные ставки налога;
- - вывод суда о том, что одной из существенных причин, приведших к вынесению решения о привлечении к налоговой ответственности, был факт совершения кадастровой ошибки и присвоения земельному участку заявителя при постановке на кадастровый учет несуществующего и не утвержденного законом вида использования земельных участков, не соответствует обстоятельствам дела и не основан на материалах, представленных в качестве доказательств по делу.
При таких обстоятельствах, по мнению апеллянта, им доказана правомерность начисления земельного налога за 2013 год с применением налоговой ставки 1,45%.
ДНТ "Конструктор" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении; представители товарищества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.06.2014 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 13.01.2014 ДНТ "Конструктор" налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, Инспекцией вынесено решение N 603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 153 771 руб., пени в размере 4 999,68 руб.
Кроме того, указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с учетом статьи 112 НК и пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде уплаты штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Управления ФНС по Новосибирской области апелляционная жалоба ДНТ "Конструктор" на решение МИФНС N 13 по г. Новосибирску о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
ДНТ "Конструктор", не согласившись с решением Инспекции, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 27.06.2014 N 603 по основаниям, изложенным в заявлении от 10.03 2015.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования.
Положением о земельном налоге на территории города Новосибирска (далее - Положение), утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105, в соответствии с главой 31 НК РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Новосибирска определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога и установлены размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так, согласно под пункту 4 пункта 1 Положения (с учетом изменений, действующих с 01.01.2014), для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также земельных участков, относящиеся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, применяется налоговая ставка равная 0,2 процентам.
До внесения изменений в пункте 4 части 1 Положения было предусмотрено применение налоговой ставки 0,2 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства.
Таким образом, как до, так и после внесения изменений для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства применяется ставка 0,2%.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что первичный землеотвод земельного участка, ныне имеющего кадастровый номер 54:35:081995:5, был произведен решением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 09.06.1955 N 336 "в" "Об отводе земельного участка Новосибирскому отделению проектного института N 2 Министерства строительства СССР для коллективного садоводства".
В силу данного решения участок в 10 гектаров, был выделен из земель Матвеевского госземфонда для организации на нем коллективного садоводства.
Актом на право пользования землей, выданным Исполкомом Новосибирского районного Совета депутатов трудящихся на право пользования землей Новосибирскому отделению проектного института N 2 Новосибирской области, РСФСР, указанный участок отведен в постоянное пользование.
Решением исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся от 10.08.1966 N 696 по ходатайству Новосибирского института "Промстройпроект" земельный участок площадью до 13 га, фактически занимаемый коллективным садом "Конструктор" в Первомайском районе, был отведен Новосибирскому институту "Промстройпроект", целью отведения было коллективное садоводство.
Пунктом 5 решения исполнительного комитета Новосибирского городского Совета народных депутатов трудящихся от 29.02.1984 N 81 "О мерах по устранению серьезных нарушений правил землепользования и сооружения садовых домов садоводческими товариществами на территории города Новосибирска" за садоводческими товариществами г. Новосибирска были закреплены фактически занимаемые ими земельные участки, в границах установленных контрольно-геодезическими замерами, по состоянию на 01.01.1984 согласно Приложению N 1.
- Приложение N 1 к указанному решению включает в себя садоводческое товарищество "Конструктор" ГПИ "Новосибирский Промстройпроект", в Первомайском районе города, за которым был закреплен земельный участок, площадью 30,42 га. Целью закрепления земельных участков, было коллективное садоводство, осуществляемое садоводческими товариществами;
- На общем собрании коллектива садоводов ГПИ "Новосибирский Промстройпроект", согласно протоколу N 2 от 02.06.1991 был утвержден Устав садоводческого товарищества "Конструктор".
- Устав товарищества был зарегистрирован в Первомайском районном Совете народных депутатов 11.09.1991 N 205, согласно пункту 3 Устава основной задачей товарищества является организация коллективного сада для производства членами товарищества фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
- Решением общего собрания членов некоммерческого садоводческого товарищества "Конструктор" от 16.03.2003 (Протокол N 1) был утвержден Устав НСТ "Конструктор", в преамбуле которого указана дата образования товарищества - 1955 год.
Пунктом 1.1.1. Устава НСТ "Конструктор" установлено, что товарищество "Конструктор" является добровольным садоводческим некоммерческим товариществом, образованном на земельном массиве, общей площадью 30,42 гектаров, предоставленном гражданам для садоводства в 1955 году решением Облисполкома Новосибирской области от 9.06.1955 г. N 336-В и решением Горисполкома г. Новосибирска от 28.02.1984 года N 81.
Согласно пункту 1.1.3. Устава, адрес товарищества "Конструктор": г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка.
- В силу пункта 1.2.1. Устава Товарищество "Конструктор" создано с целью реализации прав членов товарищества на получение садовых земельных участков, владения, пользования и распоряжения ими, выращивания различных сельскохозяйственных культур, разведения и содержания животных и птиц, создания условий для отдыха садоводов и их семей, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав;
- Решением общего собрания членов садоводческого товарищества "Конструктор" от 14.12.2008 (Протокол N 1), был утвержден Устав Дачного некоммерческого товарищества "Конструктор".
В разделе Общие положения Устава указано, что Дачное некоммерческое товарищество "Конструктор" является правопреемником садоводческого товарищества "Конструктор" на основании ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Статьей 1 данного закона определено (и отражено в Уставе ДНТ) понятие дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно раздела 3 Устава, местонахождение Дачного некоммерческого товарищества "Конструктор": г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка.
В силу раздела 4 Устава дачное некоммерческое товарищество граждан - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах с целью содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Согласно действующему Уставу ДНТ "Конструктор", товарищество переименовано и действует на основании ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В силу статьи 2 данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории РФ, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Таким образом, как правильно указано в решении суда, земельный участок, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Первомайский район, п. Матвеевка, с кадастровым номером 54:35:081995:5 был предоставлен заявителю в 1955 году для организации на нем коллективного садоводства, дачного хозяйства.
Иного использования и назначения предоставленных земель, вышеприведенные правоустанавливающие документы не предусматривали.
Кроме того, в обоснование правомерности применения ставки налога в размере 0,2% налогоплательщиком в материалы дела представлено письмо филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Новосибирской области от 24.02.2015 (л.д. 19 т. 2), согласно которому ставка земельного налога для земельного участка ДНТ "Конструктор" не должна превышать 0,3%, так как земельный участок относится к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в соответствии с "Правилами землепользования и застройки города Новосибирска" (утв. Решением совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288).
Апелляционным судом по ходатайству заявителя приобщена в материалы дела кадастровая выписка о земельном участке от 20.12.2012 N 54/201/12-256443, в которой указаны аналогичные сведения: земельный участок входит в территориальную зону: "(СХ) зона сельскохозяйственного назначения", 54.35.1.23, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета депутатов О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" от 27.06.2012 N 642.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования указанных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятие "дачное хозяйство" связано с правоотношениями, возникающими в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества, а также правовым положением садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, ставка налога в любом случае на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не может превышать 0,3%.
А учитывая, что данный земельный участок, как указано выше, с самого начала (с 1955 года) был предоставлен заявителю для ведения садоводства, дачного хозяйства, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Положения о земельном налоге на территории города Новосибирска должна применяться ставка 0,2%.
Ссылка апеллянта на вид разрешенного использования земельного участка заявителя (временные сооружения для обслуживания населения), в соответствии с чем налоговым органом земельный участок был отнесен к прочим и применена ставка 1,5% по подпункту 10 пункта 1 Положения, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не является критерием для определения размера налоговой ставки на земельные участки, так как не изменяет целей предоставления земельного участка и характера его фактического использования для ведения садового и дачного хозяйства.
К тому же законодательством не установлен порядок определения ставки земельного налога на основании данных кадастрового учета о видах разрешенного использования земельного участка.
При этом суд учитывает, что решение налогового органа не содержит ссылок на какие-либо доказательства того, что спорный земельный участок используется не для ведения садового и дачного хозяйства, как определено в Уставе; в материалы дела такие доказательства также не представлены.
Кроме того, суд учитывает, что, как пояснил представитель Инспекции в судебном заседании апелляционного суда, в предшествующие периоды (до 2013 года) заявитель применял ставку налога 0,2% и претензий к нему со стороны Инспекции не имелось (доказательств обратного в материалах дела нет).
Вывод суда о том, что одной из причин, приведших к вынесению решения о привлечении к налоговой ответственности, был факт совершения кадастровой ошибки и присвоения земельному участку заявителя при постановке на кадастровый учет несуществующего и не утвержденного законом вида использования земельных участков, не привел к принятию неправильного по существу решения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.05.2015 по делу N А45-21161/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)