Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.11.2014 ПО ДЕЛУ N А52-3535/2013

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу N А52-3535/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Дмитриева В.В., Коробова К.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ваулины Горы" директора Барановой Е.В. (выписка из ЕГРЮЛ), Бутыниной И.А. (доверенность от 10.11.2014 N 1/14), рассмотрев 12.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваулины Горы" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27.01.2014 (судья Шубина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-3535/2013,

установил:

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ваулины Горы", место нахождения: 180552, Псковская обл., д. Ваулино, ОГРН 1026002346259, ИНН 6027004370 (далее - Общество), о взыскании 3 402 444 руб. 16 коп. ущерба, причиненного недрам.
Решением от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы считает, что возмещение вреда, причиненного недрам в результате осуществления самовольного пользования ими без лицензии, производится путем внесения взносов в соответствующий бюджет исходя из максимальных уровней платежей - из ставки налога на добычу полезных ископаемых, которые Общество за январь и февраль 2013 года уплатило.
По мнению Общества, для определения размера вреда необходимо исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в период совершения правонарушения.
Податель жалобы указывает на неправомерное применение судами первой и апелляционной инстанций Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила расчета вреда), которые приняты после совершения Обществом правонарушения и оплаты административного штрафа и убытков государству.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что уплата ответчиком налога на добычу полезных ископаемых не освобождает от обязанности возмещения ущерба, причиненного недрам в результате самовольного пользования недрами.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу в 1998 году выдана лицензия на право пользования недрами серии ПСК N 01353 ТЭ. Целевое назначение и вид работ в лицензии определены как добыча песчаного материала на участке Общества месторождения "Ваулины Горы". Срок окончания действия лицензии - 31.12.2012.
Неотъемлемой частью лицензии является соглашение об условиях пользования недрами.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 03.12.2012 N 116 о продлении срока действия выданной лицензии на 15 лет.
Рассмотрев обращение Общества по вопросу продления лицензии, Комитет направил ему уведомление от 14.12.2012 N Пр-10-3658 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решение об отказе в продлении срока действия лицензии принято Комитетом по результатам проверки соблюдения пользователем недр условий лицензии, в рамках которой в период действия лицензии в 2007 и 2012 годах у Общества выявлены нарушения условий спорной лицензии.
Данный отказ Комитета в продлении действия срока лицензии Общество оспорило в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Псковской области от 12.07.2013 по делу N А52-633/2013, оставленным в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013, в удовлетворении иска Обществу отказано.
На основании приказа Комитета от 11.02.2013 N 93, врученного участнику Общества - Барановой И.В. и его работнику - Чигиревой Т.Г., Комитет 14.02.2013 провел рейдовую проверку по обследованию территории Псковского района Псковской области, результаты которой зафиксированы в акте от 14.02.2013.
Согласно названному акту в ходе проверки выявлена безлицензионная добыча Обществом песчаного материала в нарушение статей 1, 9, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Кроме того, согласно протоколу от 15.02.2013 N 4 и постановлению от 21.02.2013 N 2 директор Общества привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Комитет, считая, что пользование недрами при отсутствии лицензии влечет применение установленных законодательством мер ответственности, и, ссылаясь на то, что Обществом при отсутствии лицензии добыто 19 648 куб. м песка, что повлекло причинение государству убытков, которые определяются по Правилам расчета вреда, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Комитета обоснованными по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Псковской области от 12.07.2013 по делу N А52-633/2013 установлено отсутствие у Общества лицензии на дату проведения спорной проверки - 14.02.2013.
Материалами по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества Ивановой А.Д., решением Псковского районного суда Псковской области от 11.04.2013 по делу N 12-7/2013, объяснениями участника Общества Чигиревой Т.Г., налоговой декларацией Общества по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 квартал 2013 года подтверждается факт самовольного пользования недрами ответчиком по настоящему делу.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 11.04.2013 по делу N 12-7/2013 установлены обстоятельства добычи полезных ископаемых техникой, не принадлежащей Обществу, но с его разрешения и ведома.
Вышеуказанные судебные акты суды первой и апелляционной инстанций в рамках настоящего спора правомерно признали имеющими преюдициальное значение, а установленные в них факты - не подлежащими переоценке.
Кроме того, подтверждается, что Общество разрешило добычу полезных ископаемых на участке, указанном в прекратившей действие лицензии на право пользования недрами. Учет добытого песка осуществлял работник Общества, что следует из акта проверки, объяснений Чигиревой Т.Г. Количество добытого без специального разрешения песка указано Обществом в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, зафиксированный Комитетом при рейдовой проверке факт свидетельствует о самовольном пользовании недрами именно Обществом и нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации о недрах.
Статьей 9 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами юридическими лицами возникает при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. Следовательно, пользование недрами без специального разрешения является самовольным.
Меры ответственности за нарушение Закона о недрах предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 49 Закона о недрах привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 51 Закона о недрах).
В целях реализации положений Закона о недрах Правительство Российской Федерации утвердило Правила расчета вреда, согласно пункту 2 которых они применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
Комитет на основании пункта 3 Правил расчета вреда и раздела 3 Положения о Комитете, утвержденным постановлением администрации Псковской области от 13.07.2009 N 250, произвел расчет размера вреда, который составил 3 402 444 руб. 16 коп. Расчет размера вреда произведен на основании данных налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, представленной Обществом, и сведений о средних ценах производителей на пески в 2012 - 2013 годах.
До принятия Правил расчета вреда Правительством Российской Федерации 22.08.1998 было принято распоряжение N 1214-р (далее - Распоряжение N 1214-р), которым дано поручение Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Министерству налоговой службы Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размера убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, определяется исходя из ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Судами установлен факт нарушения Обществом Закона о недрах, разногласия сторон касаются только порядка определения размера ущерба.
Комитет рассчитал размер ущерба на основании Правил расчета вреда. Общество, ссылаясь на то, что эти Правила были приняты после установления факта причинения ущерба, не могут быть применены, расчет ущерба должен определяться на основании Распоряжения N 1214-р.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты по вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Следовательно, Распоряжение N 1214-р по своей правовой природе является ненормативным актом, и поэтому не может быть принято в качестве документа, устанавливающего для неопределенного круга лиц порядок расчета размера вреда, как это предусмотрено статьей 51 Закона о недрах.
Письмом от 16.08.2006 N ММ-6-21/816@ "О безлицензионном пользовании недрами" Федеральная налоговая служба разъяснила, что согласно статьям 334, 336 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьи 9, 11 Закона о недрах устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр. Таким образом, в случае осуществления деятельности лица на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате налога на добычу полезных ископаемых на указанном участке недр отсутствует.
В этом письме указано, что налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству; суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государству от безлицензионного пользования, не имеют статуса налога.
Добровольное внесение Обществом денежных средств в бюджет на основании Распоряжения N 1214-р не свидетельствует о возмещении ущерба, причиненного недрам в установленном законом порядке.
Поэтому апелляционный суд обоснованно не принял доводы Общества о том, что Правила расчета вреда не подлежат применению к спорным правоотношениям, как принятые после даты выявленного правонарушения, в связи с тем, что иной нормативный правовой акт, позволяющий произвести расчет вреда, в спорный период отсутствовал, а Распоряжение N 1214-р до утверждения Правительством Российской Федерации Правил расчета вреда носит временный, рекомендательный характер.
К моменту обращения Комитета в арбитражный суд действовали Правила расчета вреда. Самовольное использование Обществом недрами повлекло утрату запасов полезных ископаемых, не восстановленных к моменту разрешения спора, что позволило суду принять расчет убытков, представленный Комитетом.
Недра, являясь согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) компонентом природной среды, подпадают под сферу его действия.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной или иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Перечисление ответчиком налога на добычу природных ископаемых в счет возмещения вреда, причиненного недрам в результате самовольной добычи песчаного материала, не может по размеру компенсировать затраты на восстановление нарушенного состояния недр. При этом Общество, не соглашаясь на порядок исчисления размера вреда на основании Правил расчета вреда, не обосновало, почему взыскиваемый с него вред по размеру не соответствует фактическим затратам на восстановление участка недр, на котором осуществлялась незаконная добыча полезных ископаемых.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне рассмотрели настоящее дело, правильно применили нормы материального права, сделали выводы, соответствующие материалам дела, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 27.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А52-3535/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваулины Горы" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
К.Ю.КОРОБОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)