Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 09АП-51518/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-130409/14

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. N 09АП-51518/2014-АК

Дело N А40-130409/14

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-130409/14, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-745) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "Газпром" (117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16)
к Центральному Банку РФ
о признании незаконными и отмене постановления от 15.05.2014 N ПН-59-14/161 и решения N РНЖ-31-5-14/121 от 23.07.2014
при участии:
- от заявителя: Карпенко П.А по доверенности от 03.04.2014;
- от ответчика: Авакян А.Р. по доверенности от 03.04.2014;

- установил:

ОАО "Газпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Банк России) о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2014 N ПН-59-14/161 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ст. 15.28 КоАП РФ и решения N РНЖ-31-5-14/121 от 23.07.2014 по жалобе на постановление.
Решением суда от 20.10.2014 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Газпром" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) вместе с письмом Службы Банка России по финансовым рынкам от 27.12.2013 исх. N 50-13-03-03/15360 поступила жалоба Карягина Л.Г. от 20.12.2013 (вх. N 51-14-17/ж от 13.01.2014), по итогам рассмотрения которой, а также представленных Службой Банка России по финансовым рынкам вместе с ней документов, административным органом установлено следующее.
В жалобе Карягина Л.Г. от 20.12.2013 сообщается, что Общество, став 23.04.2013 владельцем 84,46% голосующих акций ОАО "Омскоблгаз", в срок, установленный пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон), не направило в адрес ОАО "Омскоблгаз" обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Омскоблгаз".
Согласно пункту 7.1 устава ОАО "Омскоблгаз", утвержденного общим собранием акционеров ОАО "Омскоблгаз" (протокол от 07.06.2002 N 5), опубликованного на официальном сайте Службы раскрытия информации Интерфакс в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/r30rtal/files.aspx?id=3903&type=l, уставный капитал ОАО "Омскоблгаз" составляет 1 640 421 рубль и разделен на 1 375 875 обыкновенных и 264 546 привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Согласно уставу ОАО "Омскоблгаз", утвержденному общим собранием акционеров ОАО "Омскоблгаз" (протокол от 14.11.2013 N 2/13), опубликованному на официальном сайте Службы раскрытия информации Интерфакс в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3903&type=l, размер уставного капитала ОАО "Омскоблгаз" не изменился.
Обществом на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/facts/2013/ 20.05.2013 опубликовано сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества", из содержания которого следует, что на лицевой счет Общества 23.04.2013 зачислено 1 162 122 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Омскоблгаз", что составляет 84,46% от общего количества голосующих акций ОАО "Омскоблгаз".
Согласно списку аффилированных лиц ОАО "Омскоблгаз", по состоянию на 30.06.2013, опубликованному на официальном сайте Службы раскрытия информации Интерфакс в сети Интернет http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3903&type=6, открытое акционерное общество "Газпром" является владельцем 1 162 122 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Омскоблгаз", что составляет 84,4642% от общего количества размещенных голосующих акций ОАО "Омскоблгаз".
Как следует из опубликованного 09.04.2013 на официальном сайте Общества пресс-релиза, указанные акции были приобретены Обществом у открытого акционерного общества "Роснефтегаз" по договору купли-продажи акций от 09.04.2013.
Общество на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/affiliates/ 15.07.2013 опубликованы изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 01.07.2013 по 15.07.2013, согласно которым ОАО "Роснефтегаз" с 25.06.2012 является аффилированным лицом Общества так как входит в одну группу лиц с открытым акционерным обществом "Газпром".
Отсутствие аффилированности между Обществом и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" установлено ФАС России в письмах от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13 и от 11.11.2013 N ИА/44621/13.
Так в письме Федеральной антимонопольной службой от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13 была выражена следующая правовая позиция.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50% общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то есть аффилированность и отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования.
Таким образом, Общество и ОАО "Роснефтегаз" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными), в связи с чем на Общество не распространяются исключения, предусмотренные пунктом 8 статьи 84.2 Закона.
Таким образом, Общество в результате приобретения им обыкновенных именных акций ОАО "Омскоблгаз" стало владельцем более 30 процентов общего количества обыкновенных именных акций ОАО "Омскоблгаз", в связи с чем, у Общество с 23.04.2013 (даты внесения приходной записи по лицевому счету) возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Омскоблгаз" в ОАО "Омскоблгаз" и в РО ФСФР России в СФО.
Однако, Обществом в течение 35 дней с даты внесения приходной записи по лицевому счету, а именно в период с 24.04.2013 по 28.05.2013 не направлено в адрес ОАО "Омскоблгаз" а также РО ФСФР России в СФО обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Омскоблгаз".
В связи с чем административный орган пришел к выводу, что Обществом нарушены требования пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона и пункта 2.1 Положения.
По данному факту ответчиком 12.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 51-14-113/пр-ап.
Постановлением от 15.05.2014 N ПН-59-14/161 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания ОАО "Газпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, ответственность за которое предусмотрено ст. 15.28 КоАП РФ и к Обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в ЦБ РФ с жалобой на постановление, рассмотрев которое ЦБ РФ решением N РНЖ-31-5-14/121 от 23.07.2014, оставил вышеуказанное постановление без изменения, а соответствующую жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением ЦБ РФ от 15.05.2014 N ПН-59-14/161 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания и решением N РНЖ-31-5-14/121 от 23.07.2014 по жалобе на постановление, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Статьей 15.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Согласно п. 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н, добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также изменения в такое добровольное или обязательное предложение представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты его направления в общество.
Согласно п. 2.11 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н, лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, не позднее чем через 30 дней с даты истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения обязано направить в общество и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения.
В случае если на дату направления отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения не истек срок оплаты приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, не позднее чем через 30 дней с даты истечения указанного в соответствующем предложении срока оплаты обязано направить в общество и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, содержащий уточненные сведения.
Соответственно, объективная сторона вмененного ОАО "Газпром" административного правонарушения выразилась в ненаправлении в адрес ОАО "Омскоблгаз", а также РО ФСФР России в СФО обязательного предложения о приобретении более 30% ценных бумаг ОАО "Омскоблгаз", ответственность за совершение которого установлена ст. 15.28 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.
Банк России повторно обращался в Федеральную антимонопольную службу с письмом от 28.03.2014 N 59/477 по вопросу о вхождении Общества и ОАО "Роснефтегаз" в одну группу лиц в соответствии с признаками установленными частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции по состоянию на 23.04.2013.
Из Федеральной антимонопольной службы 18.04.2014 поступил ответ на данный запрос, согласно которому Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50% общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то есть аффилированность и отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования.
Таким образом, Общество и ОАО "Роснефтегаз", имеющие право распоряжаться акциями (долями) соответствующих хозяйствующих субъектов, давать таким лицам обязательные для исполнения указания и др., не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными), в связи с чем на Общество не распространяются исключения, предусмотренные пунктом 8 статьи 84.2 Закона.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Газпром" не обязан направлять миноритарным акционерам публичную оферту, в связи с приобретением более 30% голосующих акций общества, которые были приобретены ОАО "Газпром" у ОАО "Роснефтегаз", входившего с ним на момент приобретения в одну группу лиц, со ссылкой на письмо ФАС России от 27.12.2013 N ИА/53332/13, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный. Кроме того, данный довод апелляционной жалобы, был рассмотрен судом при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции и получил свое отражение в обжалуемом судебном акте.
Вместе с тем, вывод об отсутствии оснований аффилированности сделан Банком России на основании заключений ФАС России, основанные на представленных ОАО "Газпром" и Банком России сведениях и документах (письма от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13, от 11.11.2013 N ИА/44621/13).
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, является правомерным.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности вынесенного Центральным Банком Российской Федерации решения N РНЖ-31-5-14/121 от 23.07.2014.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-130409/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)