Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Соколов В.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Моисеевой Л.А.
судей областного суда Кочеровой Л.В., Егоровой К.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по КАО г. Омска В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования П. удовлетворить частично.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска произвести перерасчет земельного налога за 2011 год П. в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 925 кв. м, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...> исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска в пользу П. расходы по оплате государственной пошлины в размере N <...> рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к ИФНС России по КАО г. Омска о признании частично недействительным налогового уведомления об уплате земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
В обоснование искового заявления указала, что ИФНС России по КАО г. Омска направлено ей налоговое уведомление с требованием уплатить земельный налог за 2010-2012 года в размере N <...> рублей 74 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью 925 кв. м, по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. <...>. Полагает, что налоговое уведомление является незаконным в части начисления инспекцией земельного налога за 2010, 2011 гг. в размере N <...> рублей 40 копеек. Просила признать недействительным налоговое уведомление в части начисления ИФНС России по КАО г. Омска за 2010, 2011 гг. в размере N <...> рублей 40 копеек; обязать налоговый орган произвести ей перерасчет земельного налога за 2010, 2011 года в отношении указанного земельного участка, исходя из его действующей кадастровой стоимости.
В судебном заседании истец П., ее представитель по устному ходатайству Ч., заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ИФНС России по КАО г. Омска - Д., заявленные требования не признала в полном объеме.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по КАО г. Омска В. просит отменить решение суда. Полагает, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года не означает их применение для исчисления земельного налога за 2011 г. на основании Приказа N 36-П. Более того в данном приказе указано, что он вступает в силу с 01.01.2012 г. Полагает, что письма Минфина России не являются официальными документами, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзаца 3 пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
По правилам абзаца 1 статьи 15 НК РФ к местным налогам относится, в том числе, земельный налог.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 387 НК РФ закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных районов.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Как следует из ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Сумма земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости земельных участков, которая в соответствии со ст. 390 НК РФ является налоговой базой земельного налога.
Как следует из п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Положения п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ гласят, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ закреплено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: г. Омск, <...>, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для производственных целей, площадью 925 кв. м.
ИФНС России по КАО г. Омска в адрес заявителя было направлено налоговое уведомление с требованием уплатить земельный налог за 2010-2012 года в размере N <...> рублей в отношении указанного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете земельного налога за 2010 год, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований П. в указанной части, правомерно указав, что отмена ранее действовавшего приказа обусловлена принятием нового приказа, устанавливающего кадастровую стоимость земельных участков, что не влечет изменение земельного налога за 2010 год. Также правомерно суд не усмотрел оснований для признания недействительным налогового уведомления, указав, что уведомление носит информативный характер.
Сторонами решение суда в данной части не оспаривается.
Удовлетворяя требования П. и, обязывая ИФНС России по КАО г. Омска произвести перерасчет по земельному налогу за 2011 год, суд сослался на положения приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", письма Минфина России от 15.03.2012 г. N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 г. N 03-05-05-02/107 и от 19.12.2012 г. N 03-05-05-02/123.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в данной части, исходя из следующего.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011 г. согласно приложению N 1 к настоящему приказу; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использования согласно приложению N 2 к настоящему приказу; результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области на 01.01.2011 г. согласно приложению N 3 к настоящему приказу; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Омской области по видам разрешенного использования согласно приложению N 4 к настоящему приказу. Приказ вступает в силу с 01.01.2012 г.
Из содержания указанного приказа следует, что указание "по состоянию на 01.01.2011 года" имеет в виду состав земель на указанную дату, но не кадастровую стоимость, в связи с чем утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года не означает их применение для исчисления земельного налога за 2011 год на основании приказа N 36-П.
Кроме того в приказе N 36-П указано, что настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2012 года.
Согласно части 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Ссылка на данную статью имеется и в письмах Министерства финансов Российской Федерации
Между тем приказом N 36-П не предусмотрено, что его положения подлежат применению к правоотношениям по налогообложению, возникшим до вступления его в силу.
В силу приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств вывод суда о необходимости перерасчета земельного налога за 2011 год основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене и вынесением решения об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
Решение Кировского районного суда города Омска от 16 января 2014 года отменить в части.
В удовлетворении исковых требований об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска произвести перерасчет земельного налога за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 925 кв. м, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. <...>, исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" П. отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1961/14
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N 33-1961/14
Председательствующий: Соколов В.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Моисеевой Л.А.
судей областного суда Кочеровой Л.В., Егоровой К.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по КАО г. Омска В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования П. удовлетворить частично.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска произвести перерасчет земельного налога за 2011 год П. в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 925 кв. м, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...> исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска в пользу П. расходы по оплате государственной пошлины в размере N <...> рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к ИФНС России по КАО г. Омска о признании частично недействительным налогового уведомления об уплате земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
В обоснование искового заявления указала, что ИФНС России по КАО г. Омска направлено ей налоговое уведомление с требованием уплатить земельный налог за 2010-2012 года в размере N <...> рублей 74 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью 925 кв. м, по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. <...>. Полагает, что налоговое уведомление является незаконным в части начисления инспекцией земельного налога за 2010, 2011 гг. в размере N <...> рублей 40 копеек. Просила признать недействительным налоговое уведомление в части начисления ИФНС России по КАО г. Омска за 2010, 2011 гг. в размере N <...> рублей 40 копеек; обязать налоговый орган произвести ей перерасчет земельного налога за 2010, 2011 года в отношении указанного земельного участка, исходя из его действующей кадастровой стоимости.
В судебном заседании истец П., ее представитель по устному ходатайству Ч., заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ИФНС России по КАО г. Омска - Д., заявленные требования не признала в полном объеме.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по КАО г. Омска В. просит отменить решение суда. Полагает, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года не означает их применение для исчисления земельного налога за 2011 г. на основании Приказа N 36-П. Более того в данном приказе указано, что он вступает в силу с 01.01.2012 г. Полагает, что письма Минфина России не являются официальными документами, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзаца 3 пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
По правилам абзаца 1 статьи 15 НК РФ к местным налогам относится, в том числе, земельный налог.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 387 НК РФ закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных районов.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Как следует из ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Сумма земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости земельных участков, которая в соответствии со ст. 390 НК РФ является налоговой базой земельного налога.
Как следует из п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Положения п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ гласят, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ закреплено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: г. Омск, <...>, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для производственных целей, площадью 925 кв. м.
ИФНС России по КАО г. Омска в адрес заявителя было направлено налоговое уведомление с требованием уплатить земельный налог за 2010-2012 года в размере N <...> рублей в отношении указанного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете земельного налога за 2010 год, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований П. в указанной части, правомерно указав, что отмена ранее действовавшего приказа обусловлена принятием нового приказа, устанавливающего кадастровую стоимость земельных участков, что не влечет изменение земельного налога за 2010 год. Также правомерно суд не усмотрел оснований для признания недействительным налогового уведомления, указав, что уведомление носит информативный характер.
Сторонами решение суда в данной части не оспаривается.
Удовлетворяя требования П. и, обязывая ИФНС России по КАО г. Омска произвести перерасчет по земельному налогу за 2011 год, суд сослался на положения приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", письма Минфина России от 15.03.2012 г. N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 г. N 03-05-05-02/107 и от 19.12.2012 г. N 03-05-05-02/123.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в данной части, исходя из следующего.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011 г. согласно приложению N 1 к настоящему приказу; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использования согласно приложению N 2 к настоящему приказу; результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области на 01.01.2011 г. согласно приложению N 3 к настоящему приказу; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Омской области по видам разрешенного использования согласно приложению N 4 к настоящему приказу. Приказ вступает в силу с 01.01.2012 г.
Из содержания указанного приказа следует, что указание "по состоянию на 01.01.2011 года" имеет в виду состав земель на указанную дату, но не кадастровую стоимость, в связи с чем утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года не означает их применение для исчисления земельного налога за 2011 год на основании приказа N 36-П.
Кроме того в приказе N 36-П указано, что настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2012 года.
Согласно части 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Ссылка на данную статью имеется и в письмах Министерства финансов Российской Федерации
Между тем приказом N 36-П не предусмотрено, что его положения подлежат применению к правоотношениям по налогообложению, возникшим до вступления его в силу.
В силу приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств вывод суда о необходимости перерасчета земельного налога за 2011 год основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене и вынесением решения об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
Решение Кировского районного суда города Омска от 16 января 2014 года отменить в части.
В удовлетворении исковых требований об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска произвести перерасчет земельного налога за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 925 кв. м, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. <...>, исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" П. отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)