Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2009 N 18АП-3403/2009 ПО ДЕЛУ N А07-19539/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. N 18АП-3403/2009

Дело N А07-19539/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 марта 2009 года по делу N А07-19539/2008 (судья Сакаева Л.А.),

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив (коопхоз) "Новатор" (далее - заявитель, налогоплательщик, коопхоз) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция) с заявлением, содержащим требования следующего характера: "1. Признать недействительным требование об уплате налога N 58094 от 17 марта 2008 года. 2. Признать недействительным решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке N 63772 от 10 апреля 2008 года. 3. Признать недействительным постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 6734 от 15 мая 2008 года. 4. Признать недействительным решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика СХПК (коопхоз) "Новатор" в банке N 79042 от 10 апреля 2008 года. 5. Сторнировать суммы по требованию об уплате налога N 58094 от 17 марта 2008 года, N 7012 от 28.11.2005 года, вынесенному МРИ ФНС N 33 по РБ, в размере 4 781 038 (Четыре миллиона семьсот восемьдесят одной тысячи тридцать восемь) рублей 19 копеек - налог и сборы, пени - 656 425 (Шестьсот пятьдесят шесть тысяч четыреста двадцать пять) рублей 57 копеек, штрафы - 2 597 (Две тысячи пятьсот девяносто семь) рублей 26 копеек, итого на общую сумму 5 440 061,02 рубль" (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 7-9).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10 марта 2009 года требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены частично: признаны недействительными (незаконными) вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан, требование N 58094 от 17.03.2008 N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решение N 63772 от 10.04.2008 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика в банках, постановление N 6734 от 15.05.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, решение N 79042 от 10.04.2008, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными вышеперечисленных требования, решений и постановления (с учетом уточнения к апелляционной жалобе). В частности, Межрайонная инспекция указывает на то, что у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для восстановления коопхозу пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов заинтересованного лица, поскольку у Межрайонной инспекции имеются в наличии налоговые декларации заявителя, подписанные руководителем сельскохозяйственного производственного кооператива (коопхоза) "Новатор", - в те временные периоды, когда руководитель организации-налогоплательщика, якобы находился в командировке. По существу заявленных налогоплательщиком, требований, заинтересованное лицо ссылается на соответствие выставленного требования N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008, нормам, закрепленным в ст. 69 НК РФ, и соблюдении процедуры бесспорного взыскания задолженности, числящейся за коопхозом. Также Межрайонная инспекция ссылается на то, что "В решении суда указано, что "между СХПК (коопхоз) "Новатор" и налоговым органом было заключено соглашение о реструктуризации долгов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет от 01.03.2004, составлен график погашения долгов". Указанное свидетельствует о том, что налогоплательщик данным соглашением признал наличии у него задолженности".
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание уполномоченные представители налогоплательщика и налогового органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008 (т. 1, л.д. 10-13), которым сельскохозяйственному производственному кооперативу (коопхозу) "Новатор" предписывалось в срок до 02.04.2008 уплатить недоимку в общей сумме 4.781.619 руб. 45 коп., пени в общей сумме 654.903 руб. 52 коп. и штрафы в общей сумме 2.597 руб. 26 коп., в том числе: 1. Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств по прочим недоимкам (штрафы) - 2.597 руб. 26 коп., по установленному сроку уплаты 02.10.2006; 2. Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления (пени) - 535 руб. 70 коп., по установленному сроку уплаты 15.12.2004; 3. Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления (пени) - 535 руб. 70 коп., по установленному сроку уплаты 15.12.2005; 4. Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления (недоимка) - 107.136 руб. 36 коп., по установленному сроку уплаты 02.10.2006; 5. Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления (пени) - 44.123 руб. 45 коп., по установленному сроку уплаты 02.10.2006; 6. Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет), прочие начисления (пени) - 1.017 руб. 45 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 7. Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет), прочие начисления (пени) - 1.017 руб. 45 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 8. Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет), прочие начисления (недоимка) - 203.490 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.12.2006); 9. Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет), прочие начисления (пени) - 20.814 руб. 55 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 10. Прочие налоги и сборы на товары и услуги, зачисляемые в бюджет субъектов Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 2.134 руб. 20 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004) (КБК 182 1 09 06030 02 2000 110 "Пени по прочим налогам и сборам" - информационное сообщение ФНС России от 14.01.2008); 11. Прочие налоги и сборы на товары и услуги, зачисляемые в бюджет субъектов Российской Федерации, прочие начисления (недоимка) - 426.837 руб. 80 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006) (КБК 182 1 09 06030 02 1000 110 "Прочие налоги и сборы (по отмененным региональным налогам и сборам" - информационное сообщение ФНС России от 14.01.2008); 12. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления (пени) - 2.852 руб. 10 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 13. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления (пени) - 2.852 руб. 10 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 14. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления (недоимка) - 570.420 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 15. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления (пени) - 253.573 руб. 14 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 16. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 21 руб. 25 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 17. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 21 руб. 25 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 18. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прочие начисления (недоимка) - 4.250 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 19. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 1.365 руб. 29 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 20. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 540 руб. 60 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 21. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 540 руб. 60 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 22. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (недоимка) - 108.120 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 23. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 35.085 руб. 08 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 24. Недоимка, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, прочие начисления (пени) - 729 руб. 75 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 25. Недоимка, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, прочие начисления (пени) - 729 руб. 75 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 26. Недоимка, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, прочие начисления (недоимка) - 145.950 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 27. Недоимка, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, прочие начисления (пени) - 4.456 руб. 80 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 28. Недоимка, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, прочие начисления (пени) - 0 руб. 13 коп. (по установленному сроку уплаты 01.02.2008); 29. Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 10.749 руб. 15 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 30. Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 10.749 руб. 15 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 31. Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления (недоимка) - 2.158.826 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 32. Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 65.916 руб. 09 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 33. Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 628 руб. 05 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 34. Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 628 руб. 05 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 35. Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления (недоимка) - 125.609 руб. 09 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 36. Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления (пени) - 3.835 руб. 26 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 37. Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 1.557 руб. 15 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 38. Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 1.557 руб. 15 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 39. Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (недоимка) - 311.429 руб. 29 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 40. Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления (пени) - 9.508 руб. 97 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 41. Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), прочие начисления (пени) - 3.097 руб. 75 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2004); 42. Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), прочие начисления (пени) - 3.097 руб. 75 коп. (по установленному сроку уплаты 15.12.2005); 43. Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), прочие начисления (недоимка) - 619.550 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 44. Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), прочие начисления (пени) - 150.100 руб. 00 коп. (по установленному сроку уплаты 02.10.2006); 45. Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), прочие начисления (пени) - 20.442 руб. 66 коп. (по установленному сроку уплаты 05.03.2008).
В качестве основания взимания налогов (сборов) Межрайонной инспекцией в данном требовании, указано "невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 статьи 23, п. 1 статьи 45 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 347 - 355 гл. 27 НК РФ, Закон РБ от 21.12.98 N 208-з "О налоге с продаж", ст. ст. 243, 244 НК РФ, ст. 9, 10 ФЗ "О введении в действие части II НК РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ, ст. 1, ст. 17 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Невыполнение налогоплательщиком указанного требования послужило для Межрайонной инспекции основанием для вынесения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 10.04.2008 N 63772 (т. 1, л.д. 14) (в пределах сумм, указанных в требовании N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008), а именно, налогов (сборов) - 4.781.619 руб. 45 коп., пеней - 654.903 руб. 52 коп., штрафов - 2.597 руб. 26 коп.; всего - 5.439.120 руб. 23 коп.
Также 10.04.2008 заинтересованным лицом вынесено решение N 79042 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке (т. 1, л.д. 15, 16), которым приостановлены расходные операции по расчетному счету налогоплательщика в Башкирском отделении N 8598, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008.
Межрайонной инспекцией вынесено постановление от 15.05.2008 N 6734 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (т. 1, л.д. 17), в соответствии с которым с заявителя подлежала взысканию общая сумма налогов, пеней и штрафов - 5.440.061 руб. 02 коп. (налогов (сборов) - 4.781.038 руб. 19 коп., пени - 656.425 руб. 57 коп., штрафов - 2.597 руб. 26 коп.)), - в том числе, в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа: от 10.11.2007 N 22830, от 26.11.2007 N 27059, от 24.03.2008 N 36791, от 07.04.2008 N 38455, от 17.03.2008 N 58094, и неисполненных (частично исполненных) инкассовых поручений.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика в части признания недействительными оспариваемых требования, решений и постановления, арбитражный суд первой инстанции указал на несоблюдение налоговым органом сроков для принудительного взыскания числящейся за налогоплательщиком, задолженности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
При рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в материалы дела представлены:
- - соглашение о реструктуризации долгов от 01.03.2004 (т. 1, л.д. 31, 32), заключенное между Инспекцией МНС России по г. Благовещенску и Благовещенскому району и СХПК (коопхоз) "Новатор", предметом которого являлась реструктуризация кредиторской задолженности налогоплательщика, в том числе перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в общей сумме 2.086.000 руб. 00 коп., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в общей сумме 3.389.000 руб. 00 коп., - всего на сумму 5.475.000 руб.;
- - приложение к соглашению о реструктуризации долгов - распределение сложившейся задолженности (т. 1, л.д. 73, 74);
- - соглашение о реструктуризации долгов от 01.03.2004 (т. 1, л.д. 31, 32), заключенное между Инспекцией МНС России по г. Благовещенску и Благовещенскому району и СХПК (коопхоз) "Новатор", предметом которого являлась реструктуризация кредиторской задолженности налогоплательщика, в том числе перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в общей сумме 1.627.280 руб. 00 коп., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в общей сумме 3.424.610 руб. 00 коп., - всего на сумму 5.051.890 руб.;
- - график погашения долгов (в бюджет и внебюджетные фонды по налогам и сборам) (т. 1, л.д. 84);
- - график погашения долгов (в бюджет и внебюджетные фонды по пеням и штрафам) (т. 1, л.д. 85);
- - график погашения основного долга (т. 1, л.д. 91);
- - соглашения о списании сумм пеней и штрафов от 01.03.2004 (т. 1, л.д. 90, 92, 93);
- - дополнительное соглашение о списании сумм пеней и штрафов (т. 1, л.д. 108, 109);
- - протокол заседания территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Благовещенского района от 10.03.2004 (т. 1, л.д. 98, 99);
- - уведомление о приостановлении права на реструктуризацию от 22.07.2005 N 36/01-1604 (т. 1, л.д. 75);
- - уведомление о приостановлении права на реструктуризацию, которым налогоплательщик извещался о том, что, в том случае, если в течение 90 дней со момента приостановления права на реструктуризацию коопхоз не ликвидирует задолженность по текущим платежам и пеням, начисленным за нарушение сроков уплаты текущих платежей, с 01.07.2006 СХПК "Новатор" утрачивает право на реструктуризацию (т. 1, л.д. 72);
- - уведомление об отмене права на реструктуризацию от 01.10.2006 N 5 (т. 1, л.д. 67).
В силу условий п. 1 ст. 31 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ), положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Статьей 29 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ установлено, что при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути, является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 68 НК РФ, при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 5 ст. 68 НК РФ).
Требование N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008 не позволяет установить, что данное требование включает в себя, именно, суммы по расторгнутым соглашениям о реструктуризации и о списании сумм пеней и штрафов.
Имеющиеся в материалах дела вышеупомянутые соглашения, не содержат информации о том, из каких конкретно, сумм налогов, складывается реструктурируемая задолженность, равно как, не представляется возможным установить, на какие именно, суммы реструктурированной ранее задолженности, налоговым органом были начислены пени.
Поскольку налоговым органом не доказаны сроки и основания образования у коопхоза, сумм недоимок, указанных в требовании N 58094 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.03.2008, равно как, не представлено доказательств относимости указанных в требовании сумм, к суммам ранее реструктурированной задолженности, у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции о несоблюдении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан, сроков, предусмотренных п. п. 3, 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу условий п. 1 ст. 45 НК РФ (здесь и далее соответствующие положения Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в том числе с учетом условий п. 5 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока требования об уплате налога; решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит; в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Положения статьи 46 НК РФ, согласно ее пункту 9, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса; взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положения, предусмотренные ст. 47 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 8 ст. 47 НК РФ).
При этом статья 47 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, действовавшая в периоде возникновения спорных правоотношений, не претерпела изменений в части отсутствия указания какого-либо срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, в целях принятия налоговым органом решения о взыскании налога, а также пеней (п. 9 ст. 46 НК РФ) за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента).
Между тем, следует иметь ввиду, что в статье 47 НК РФ, так же, как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), поскольку статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 Кодекса. Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества без ограничения срока.
Указанная позиция однозначно и четко сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.01.2006 N 10353/05.
Таким образом, начисление пеней на недоимку, безусловно просроченную к взысканию, является неправомерным, поскольку в данном случае, судьба пеней, тождественна судьбе недоимки.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств, правовые основания для вынесения решения от 10.04.2008 N 63772, решения от 10.04.2008 N 79042, постановления от 15.05.2008 N 6734, у заинтересованного лица, отсутствовали.
Обоснованным является также удовлетворение арбитражным судом первой инстанции ходатайства налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением, поскольку сам по себе, факт подписания руководителем коопхоза налоговых деклараций, при наличии в материалах дела документального подтверждения нахождения руководителя налогоплательщика-заявителя в командировке, не свидетельствует о том, что у коопхоза имелась возможность надлежащей подготовки указанного заявления с целью его подачи в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Кроме того, налогоплательщик, представив доказательства наличия обстоятельств, объективно способствовавших пропуску срока на обращение в арбитражный суд, не должен быть лишен права на защиту.
Апелляционная жалоба налогового органа, хотя и содержит ссылки на нарушение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения, фактически, описывает обстоятельства выставления налогоплательщику оспариваемого им, требования, и вынесения оспариваемых решений и постановления, но не указывает на то, в чем же именно, выразилось нарушение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения, и в чем выражается неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 марта 2008 года по делу N А07-19539/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Н.А.ИВАНОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)