Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2007 ПО ДЕЛУ N А55-2781/2007

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2007 г. по делу N А55-2781/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С.,
с участием:
от заявителя - представители Шалыгина Н.О. (доверенность от 12.04.207 г.), Бутивченко К.В. (доверенность от 01.03.2007 г.)
от ответчика - представители Бекетов М.Н. (доверенность от 18.12.2006 г. N 04-08/449/01-43/18047), Пронькин С.Н. (доверенность от 28.03.2007 г. N 04-08/194/01-43/8689)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2007 года,
по делу N А55-2781/2007 (судья Медведев А.А.), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит", Самарская область, г. Самара,
к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Самарской области,
о признании незаконным решения от 19.01.2007 г. N 11-16/126/01-43/1176,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - общество, ООО "Магнит") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.01.2007 г. N 11-16/126/01-43/1176 в части отказа в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в размере 2 329 729 руб., уплаченного при приобретении товаров, используемых для осуществления экспортных операций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2007 г. заявленные требования общества были удовлетворены. При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что обществом подтверждено право на применение налогового вычета.
Межрайонная инспекция ФНС России N 18 по Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.04.2007 г. отменить, указывая на то обстоятельство, что обществом не было представлено в налоговый орган заявление об отказе от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда отменить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Представители общества просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Как усматривается из материалов дела, 20.10.2006 г. ООО "Магнит" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 г.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации налоговым органом вынесено решение от 19.01.2007 г. N 11-16/126/01-43/1176 (л.д. 14-18).
Указанным решением подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным поставкам в 2006 г., то есть подтверждается реализация товаров на экспорт в сумме 14 879 367 руб. При этом налоговым органом отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость ООО "Магнит" в размере 2329729 руб. - суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления экспортных операций.
В обоснование отказа в возмещении ООО "Магнит" из бюджета налога на добавленную стоимость налоговым органом указано на то, что в соответствии с п. п. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации лома не подлежат налогообложению на территории РФ, а заявления об отказе от освобождения таких операций от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ общество в налоговый орган не представляло.
Не согласившись с принятым решением, в части отказа в возмещении НДС, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Общества права на налоговые вычеты и незаконности оспариваемого отказа в возмещении НДС.
Данный вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Магнит" осуществляет реализацию лома и отходов черных металлов на экспорт по контракту от 31.05.2006 г. N 0262433 с Республиканским Унитарным Предприятием "Белорусский металлургический завод" Беларусь (т. 1 л.д. 28-33).
Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Пунктом 1 ст. 165 НК РФ установлен порядок подтверждения права на получение возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяемый Правительством Российской Федерации.
Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15.09.2004 г. (далее по тексту - Соглашение) термин "косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акцизы; "нулевая ставка" -подразумевает обложение налогом на добавленную стоимость по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков НДС право на вычет или возмещение из бюджета сумм НДС; "экспорт товаров" - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
Статьей 2 Соглашения установлен принцип взимания при экспорте товаров, выражающийся в том, что в данном режиме применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории государства одной Стороны и ввозимые на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством другой неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Указанное Положение, как указано в его преамбуле, устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Российской Федерации в Республику Беларусь или из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.
Раздел 2 п. 1. названного Положения устанавливает, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В оспариваемом решении налоговый орган подтвердил применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным поставкам в сентябре 2006 г. и указал, что документы, предоставленные на камеральную проверку, соответствуют требованиям Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, ратифицированного Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2004 г. N 181-ФЗ.
Вместе с контрактами и спецификациями Обществом в налоговый орган и в суд представлены счета-фактуры на поставку лома черного металла от ООО "Компания Гросс", ЗАО "Лортэк", ООО "Юнисервис", платежные поручение об оплате приобретенного товара. Налоговый орган не ссылается на необоснованность налоговых вычетов вследствие дефектов документов, факт оплаты товара, как и реальность осуществленных хозяйственных действий не оспаривается.
Налоговый орган в своем решении подтверждает, что суммовые показатели поставщиков соответствуют данным, отраженным в предоставленной налоговой декларации. Налог на добавленную стоимость исчислен поставщиками и уплачен в бюджет. Налогоплательщиком документально подтверждено приобретение товара у российских поставщиков, его оприходование и оплата, то есть фактическое несение заявителем расходов на уплату НДС. В отношении сумм НДС, уплаченных поставщикам и предъявленных к налоговому вычету, налоговый орган нарушений не установил.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Статьей 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке ноль процентов.
Положения п. 9 ст. 165 НК РФ не распространяются только на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. Исключения в отношении лиц, осуществляющих операции, не подлежащие налогообложению по ст. 149 НК РФ, статья 165НК РФ не содержит.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные в Кодексе вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставляемых продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В случае, если по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов превышают общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
Изложенное, свидетельствует о наличии у ООО "Магнит" права на применение вычета по уплаченному налогу на добавленную стоимость в размере 2 329 729 руб.
Кроме того, то обстоятельство, что налогоплательщик не воспользовался освобождением от налогообложения, само по себе не свидетельствует о неправомерном применении налоговых вычетов, учитывая, что пункт 5 ст. 149 НК РФ предоставляет налогоплательщику право отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, и использовать обычный способ исчисления НДС и налоговые вычеты.
Учитывая, что в результате исчисления НДС у общества возникли обязательства по уплате в бюджет данного налога, а также то обстоятельство, что налоговый орган не подтвердил наличия негативных последствий для бюджета от фактического отказа заявителя от налоговой льготы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недействительности оспариваемого решения налогового органа.
Доводы апелляционной жалобы являются позицией налогового органа по данному спору, данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган, но не взыскивается в связи с ее уплатой при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2007 г. по делу N А55-2781/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)