Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2015 N 04АП-3813/2014 ПО ДЕЛУ N А19-3919/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N А19-3919/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-3919/2014 по исковому заявлению Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Героев Труда, д. 38; ОГРН 1063817009310, ИНН 3817022790) к Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Правобережная, д. 1; ОГРН 1033800002884, ИНН 3817020095) о взыскании 189 148 рублей 76 копеек

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и

установил:

Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" (далее - Религиозная организация, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 158 085 рублей 31 копейки и пени за просрочку внесения арендной платы за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 31 063 рублей 45 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2014 года (т. 1, л.д. 156-164), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 года (т. 2, л.д. 34-44), заявленные Департаментом исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Религиозной организации взыскано 158 085,31 руб. задолженности по арендной плате и 31 063,45 руб. неустойки, всего - 189 148,76 руб.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2014 года (т. 2, л.д. 80-88) названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены на основании частей 2 и 4 статьи 288 АПК Российской Федерации, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судами не дана оценка обоснованности формулы расчета истца и правильности примененных в ней значений (с учетом категории земельного участка и его кадастровой стоимости), а также соответствие указанного размера арендной платы за земельный участок, относящийся к публичной собственности (земельный участок, государственная собственность на который не разграничена), ставкам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582). Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, суды не дали оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за земельный участок, на их соответствие Постановлению N 582.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку нормативным правовым актам соответствующих публичных образований, исследовать вопрос о том, в каком размере у ответчика возникла обязанность оплаты за пользование земельным участком и с учетом имеющихся в материалах дела платежных документов проверить наличие фактической задолженности по арендным платежам.
Вынесенным по результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных Департаментом исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, и Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденный решением Думы муниципального образования "город Усть-Илимск" от 27.10.2010 N 18/101, при расчете арендной платы за требуемый по иску период за пользование предоставленным ответчику земельным участком применению не подлежат. Применив положения Постановления N 582, с учетом представленных Религиозной организацией платежных поручений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствует задолженность по арендным платежам и пени за просрочку внесения таких платежей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В частности, Департамент отмечает, что положения Постановления N 582 о применении при расчете арендной платы 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка для лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу, не распространяются на случаи пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. По мнению истца, в рассматриваемом случае применению подлежат Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, и Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденный решением Думы муниципального образования "город Усть-Илимск" от 27.10.2010 N 18/101.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 30 апреля 2015 года Департаментом и Религиозной организацией представлены письменные пояснения от 11 июня 2015 года и 14 мая 2015 года соответственно. Кроме того, по запросу суда апелляционной инстанции Департаментом представлены письменные пояснения от 24 июня 2015 года. На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации указанные дополнительные документы приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 18 июня 2015 года был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 25 июня 2015 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200285943534 и возвращенным почтовым конвертом N 67200285943527, а также отчетом о публикации 25 марта, 1 мая и 19 июня 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного разбирательства и публичного извещения о перерыве в судебном заседании, однако явку своих представителей в судебном заседании (до и после перерыва) не обеспечили, заявив ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, изучив материалы дела, а также дополнительно представленные письменные пояснения сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Департамента от 5 декабря 2007 года N 1977 между Департаментом (арендодатель) и Религиозной организацией (арендатор) заключен договор аренды от 6 декабря 2007 года (т. 1, л.д. 15-17), по условиям которого Религиозной организации во временное владение и пользование из земель населенных пунктов передан земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:0305, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Катымовское шоссе, 1, для использования в целях размещения зданий церкви. Площадь сдаваемого в аренду земельного участка - 12700,0 кв. м, в том числе 259,0 кв. м - земли ограниченного пользования.
Пунктом 2.1 названного договора установлено, что арендные платежи начинают исчисляться с 6 декабря 2007 года.
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор обязуется вносить ежегодную арендную плату в сумме 22 695,52 рублей равными долями ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца. Ежемесячная арендная плата составляет 1 891,30 рублей.
Согласно пункту 2.4 договора пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы арендной платы - в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен по требованию арендодателя не чаще одного раза в год в случаях изменения базовых ставок арендной платы за землю, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим договором. Об изменении размера арендной платы арендодатель уведомляет арендатора в письменном виде не менее чем за 10 дней до момента внесения изменений.
В соответствии с пунктом 3.1.1.2 арендодатель имеет право индексировать размер арендной платы в одностороннем порядке по решению Городской Думы, но не чаще, чем 1 раз в год, о чем обязан уведомить арендатора за 10 дней до момента внесения изменения.
Договор аренды действует до 6 декабря 2012 года (пункт 9.1 договора).
6 декабря 2007 года названный земельный участок передан Религиозной организации по акту приема-передачи от 6 декабря 2007 года (т. 1, оборот л.д. 18).
Соглашением от 23 сентября 2013 года в связи с переоформлением земельного участка в аренду сроком на 49 лет стороны обязались расторгнуть договор аренды от 6 декабря 2007 года (т. 1, л.д. 20). Религиозная организация обязалась в течение 10 дней со дня подписания соглашения передать земельный участок по акту приема-передачи, погасить задолженность по арендной плате и пени, сложившиеся на дату расторжения.
По акту приема-передачи от 23 сентября 2013 года земельный участок передан Департаменту (т. 1, оборот л.д. 20).
Ввиду несвоевременного и не в полном объеме внесения Религиозной организацией арендной платы за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года начислением по этой причине пени за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года Департамент обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскании основного долга и пени за просрочку платежей по договору аренды, исходя из следующего.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, то есть и в спорный период) установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 11487/09, от 2 февраля 2010 года N 12404/09 и от 15 марта 2012 года N 15117/11, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, то стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:0305, предоставленный в аренду Религиозной организации с 6 декабря 2007 года, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Выполняя указания суда кассационной инстанции и применив правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17 апреля 2012 года N 15837/11, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, в связи с чем определил размер арендной платы к рассматриваемым отношениям с учетом Постановления N 582.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Федеральный законодатель, закрепив в пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- - принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- - принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- - принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- - принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- - принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Кроме того, Постановлением N 582 утверждены Правила, которые определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Однако Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как не определялся и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 582 Правила также не содержат.
Следовательно, Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Изложенный подход к толкованию приведенных правовых норм земельного законодательства соответствует правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, от 13 мая 2015 года по делу N 306-ЭС14-6558 и от 15 июня 2015 года N 310-ЭС15-1189.
Такой подход отличается от существовавшей ранее судебно-арбитражной практики, основанной на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 апреля 2012 года N 15837/11, от 17 декабря 2013 года N 10782/13 и N 9707/13, в соответствии с которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена), над ставками, установленными Постановлением N 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.
Из постановлений Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 10 марта 2015 года по делу N А58-2562/2014, от 2 апреля 2015 года по делу N А74-4216/2014 и от 30 апреля 2015 года по делу N А58-2563/2014 следует, что в настоящее время необходимо руководствоваться именно толкованием, предложенным Верховным Судом Российской Федерации.
В этой связи не может быть признан правильным вывод суда первой инстанции о необходимости в рассматриваемом случае при определении размера арендной платы на основании Постановления N 582 применять коэффициент 0,01% как в отношении земельного участка, предоставленного Религиозной организации, имеющей право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Исходя из приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, и регулирующим соответствующие земельные отношения.
Постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 главы 2 Положения арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5 и 6 этого Положения.
Вывод суда первой инстанции (и соответствующий довод ответчика) о неприменении названного Положения при расчете арендной платы, поскольку на основании пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, основан на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, то есть и в спорный период) формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2). За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3).
Таким образом, земельный налог и арендная плата являются самостоятельными платежами за землю.
Плательщиками арендной платы являются арендаторы земельных участков, тогда как согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом (статья 389 Налогового кодекса).
Статьей 395 Налогового кодекса установлены льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (в том числе религиозных организаций), но этой статьей не предусмотрено исключение каких-либо земельных участков из числа объектов налогообложения (исчерпывающий перечень таких земельных участков приведен в пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Таким образом, религиозные организации имеют льготы только по земельному налогу и только в отношении принадлежащих им на вещном праве земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения).
Однако положения пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса вовсе не означают, что религиозные организации, являющиеся арендаторами земельных участков, освобождены и от арендной платы за землю.
В рассматриваемом случае льготы по уплате арендной плате могут быть установлены исключительно соответствующим региональным или муниципальным правовым актом, однако Положение (равно как и нормативные акты города Усть-Илимска) такой льготы для религиозных организаций не предусматривает.
В силу приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации не подлежит применению и установленное Постановлением N 582 правило о том, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01% в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При определении размера арендной платы необходимо руководствоваться Положением.
Как уже отмечалось, пунктом 3 главы 2 Положения определено, что арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок.
При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп) стоимость 1 кв. м земельного участка в кадастровом квартале 38:32:020102 с разрешенным использованием - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, составляет 790,46 рублей в год (приложение N 2 "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам населенных пунктов").
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно подпункту 4 пункта 5 Решения Думы пятого созыва муниципального образования город Усть-Илимск от 25.11.2009 N 5/17 "О земельном налоге на территории муниципального образования город Усть-Илимск" налоговая ставка в отношении прочих земельных участков устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Думы муниципального образования город Усть-Илимск пятого созыва от 27.10.2010 N 18/101 утвержден Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее - Порядок N 18/101).
В соответствии с Порядком N 18/101 размер арендной платы не может быть менее налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок в отношении передаваемого в аренду земельного участка (пункт 26).
Пунктом 27 Порядка N 18/101 предусмотрено, что при расчете арендной платы применяются:
1) коэффициенты инфляции (Кинф.), которые утверждаются постановлением администрации города ежегодно на основании сведений органов статистики;
2) коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков (Кви), (приложение N 1 к Порядку N 18/101);
3) начиная с 1 января 2009 года коэффициенты инфляции от государственной кадастровой оценки земель муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп.
Согласно пункту 29 Порядка расчет арендной платы производится по формуле:
Ап = КСу x Сзн x Кви x Кинф., где:
- Ап - годовая арендная плата за землю;
- КСу - кадастровая стоимость земельного участка, определяется как произведение площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (рублей за 1 кв. м) в соответствии с видом разрешенного использования;
- Сзн - ставка земельного налога;
- Кви - коэффициент с учетом вида разрешенного использования земельного участка;
- Кинф. - произведение ежегодных коэффициентов инфляции.
В случае несвоевременного внесения арендной платы начисляется пеня, размер которой за каждый день просрочки определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы арендной платы (пункт 31 Порядка N 18/101).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка, определяется как произведение площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (рублей за 1 кв. м) в соответствии с видом разрешенного использования, то она в рассматриваемом случае составляет 10 038 842 рублей (790,46 х 12 700 кв. м).
При этом довод Религиозной организации, заявленный им в суде первой инстанции, о том, что кадастровая стоимость в размере 10 038 842 рублей не могла быть использована для расчета арендной платы за 2011-2012 годы, поскольку такая кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости только 27 января 2012 года, суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Ранее уже отмечалось, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в публичной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса и правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 марта 2012 года N 15117/11.
Постановление Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп", внесшее изменения относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (а именно 790,46 рублей за 1 кв. м), вступило в силу через десять дней после его официального опубликования.
Указанное постановление опубликовано в газете "Областная" N 133 от 17 ноября 2010 года и, следовательно, вступило в законную силу 28 ноября 2010 года.
Изложенное также подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 7 февраля 2012 года N 16-3816 (т. 1, л.д. 114), в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости (10 038 842 рублей) земельного участка с кадастровым номером 38:32:020102:305 были внесены с 28 ноября 2010 года.
В соответствии с пунктом 6.2 приложения N 1 к Порядку N 18/101 при определении размера арендной платы за землю, для земельных участков с разрешенным использованием - для объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии установлен коэффициент (Кви) в размере 1,01.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 26.10.2011 N 824 утвержден коэффициент инфляции для расчета арендной платы за земельные участки в муниципальном образовании город Усть-Илимск на 2012 год в размере 1,083.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 27.09.2012 N 737 коэффициент инфляции для расчета арендной платы за земельные участки в муниципальном образовании город Усть-Илимск на 2013 год утвержден в размере 1,053.
Установление таких коэффициентов не противоречит федеральному земельному и бюджетному законодательству.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным приведенный истцом расчет размера арендной платы за 2011-2013 годы:
- - за 2011 год размер арендной платы составил 152 088,46 рублей (790,46 х 12 700 (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (ставка земельного налога) х 1,01 (коэффициент с учетом вида разрешенного использования земельного участка);
- - за 2012 год арендная плата составила 164 711,80 рублей (790,46 х 12 700 х 1,5% х 1,01 х 1,083);
- - в 2013 году размер арендной платы равен сумме 173 441,52 рублей (790,46 х 12 700 х 1,5% х 1,01 х 1,083 х 1,053).
Следовательно, за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года арендная плата подлежала уплате ответчиком в размере 443 027,15 рублей.
Однако из представленных ответчиком платежных поручений (т. 1, л.д. 65-95) следует, что за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года Религиозной организацией уплачена арендная плата лишь в размере 282 488,17 рублей, а именно:
- - за 2011 год - 23 633,61 рублей (платежные поручения, т. 1, л.д. 65-75), при этом Департаментом учтена переплата в размере 2 453,67 рублей, включающая оплату в размере 2 148,51 рублей по платежному поручению N 40 от 28 декабря 2010 года (т. 1, л.д. 64) и 305,16 рублей переплаты за 2010 год;
- - за 2012 год - 152 088, 48 рублей (платежные поручения, т. 1, л.д. 76-88);
- - за февраль - август 2013 года - 106 766,08 рублей (платежные поручения, т. 1, л.д. 89-95).
При этом сумма в размере 28 906,92 рублей, перечисленная по платежному поручению N 54 от 3 октября 2013 года (т. 1, л.д. 96), истцом не учтена, поскольку названная сумма уплачена по иному договору аренды (в назначении платежа указано "оплата аренды земельного участка за сентябрь - октябрь 2013 года согласно договора N 5377 от 23 сентября 2013 года"), в то время как взыскиваемая по настоящему делу задолженность возникла из договора аренды от 6 декабря 2007 года.
Таким образом, сумма задолженности Религиозной организации по договору аренды от 6 декабря 2007 года за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года составила 160 538,98 рублей.
Однако истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 158 085,31 рублей. Учитывая, что арбитражный суд не вправе выходить за пределы заявленных истцом исковых требований, суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить требования Департамента и взыскать с Религиозной организации задолженность по арендной плате за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 158 085,31 рублей.
Кроме того, Департамент обратился с требованием о взыскании пени за просрочку возмещения арендной платы за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 31 063,45 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пеню), которой признается определенная законом или договором денежная сумма.
Поскольку ответчик нарушил сроки внесения арендных платежей, он обязан уплатить Департаменту пени в порядке и размере, установленным договором аренды.
В соответствии с пунктом 2.2 договора от 6 декабря 2007 года арендатор обязуется вносить ежегодную арендную плату равными долями ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы арендной платы - в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Расчет пени за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 31 063,45 рублей, представленный Департаментом, суд апелляционной инстанции также проверил и нашел соответствующим фактическим обстоятельствам и размеру ответственности, установленной договором за просрочку платежа, в связи с чем считает возможным удовлетворить исковые требования Департамента в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении искового заявления Департамента и о взыскании с Религиозной организации задолженности по арендной плате за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 158 085,31 рублей, пени за просрочку возмещения арендной платы за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 31 063,45 рублей, всего 189 148,76 рублей.
Согласно части 3 статьи 271 АПК Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании статьи 110 АПК Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3). По таким же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы (часть 5).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса ответчики в арбитражных судах признаются плательщиками государственной пошлины, только если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что Департамент на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса освобожден от уплаты государственной пошлины, а исковые требования удовлетворены судом апелляционной инстанции в полном объеме, с Религиозной организации подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций (соответственно 6 674 рубля и 3 000 рублей).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-3919/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-3919/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Правобережная, д. 1; ОГРН 1033800002884, ИНН 3817020095) в пользу Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Героев Труда, д. 38; ОГРН 1063817009310, ИНН 3817022790) задолженность по арендной плате за период с 1 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 158 085 рублей 31 копейки и пени за просрочку возмещения арендной платы за период с 11 января 2011 года по 23 сентября 2013 года в размере 31 063 рубля 45 копеек.
Взыскать с Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Правобережная, д. 1; ОГРН 1033800002884, ИНН 3817020095) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 674 рубля.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.

Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)