Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2009 ПО ДЕЛУ N А50-16563/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу N А50-16563/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя (ООО "Хоттей") - Масалева Н.Е., паспорт <...>, доверенность от 14.07.2008 г.,
от ответчика (Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю) -
не явился, извещен,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 декабря 2008 года
по делу N А50-16563/2008,
принятое судьей Зверевой Н.И.
по заявлению ООО "Хоттей"
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
о признании недействительным решения

установил:

ООО "Хоттей" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю N 4980 от 18.09.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены в части, оспариваемое решение признано недействительным в части налога на игорный бизнес за март 2008 г. в сумме 265 000 руб., исчисленного из размера, превышающего ставку 2 200 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Полагает, что после 18.03.2008 г. общество утратило право на использование налоговой льготы, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, поэтому за март 2008 г. должен исчислять налога на игорный бизнес исходя из ставки 7500 руб. за один игровой автомат, установленной Законом Пермского края от 13.12.2006 г. N 40-КЗ.
Общество представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому против ее доводов возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Налоговый орган, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что в силу п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Хоттей" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.2004 г., осуществляет деятельность на основании лицензии по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений N 005138 со сроком действия с 02.08.2004 г. по 02.08.2009 г.
Обществом в Межрайонную ИФНС России N 11 по Пермскому краю представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за март 2008 г., в которой налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислен в сумме 75 000 руб., исходя из налоговой ставки 1500 руб. за один игровой автомат.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом вынесено решение N 4980 от 18.09.2008 г., которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 60000 руб., налогоплательщику доначислен налог на игорный бизнес в сумме 300000 руб., пени в сумме 16 152 руб. 50 коп.
Налоговый орган в соответствии с Законом Пермского края N 40-КЗ от 13.12.2006 г. "О ставках налога на игорный бизнес на территории Пермского края" доначислил налог на игорный бизнес исходя из ставки 7500 руб. за один игровой автомат.
Полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что правомерным в соответствии с. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", Законом Пермской области от 30.08.2001 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (в редакции Закона Пермской области от 31.12.2003 г. N 1053-212) является доначисление налога на игорный бизнес исходя из ставки 2200 руб. за один игровой автомат. Исходя из положений статей 3, 5, 368 НК РФ, суд отклонил доводы инспекции о том, что применению подлежала ставка 7500 руб. за один игровой автомат, установленная Законом Пермского края от 13.12.2006 г. N 40-КЗ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Пунктом 1 ст. 370 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В силу статей 367, 368 НК РФ по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
В соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ при исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 рублей.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из анализа указанной нормы следует, что данная льгота распространяется именно на субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона, в силу абзаца второго ч. 1 ст. 9 РФ Федерации от 07.02.2002 г. N 37-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 09.07.2004 г. N 242-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 г. N 11-П).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 г. N 3597/07 изложена правовая позиция в отношении применения ст. 9 Закона, согласно которой такое обстоятельство как утрата статьей 9 Закона силы с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации. В Постановлении отмечено, что положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).
С учетом того, что ООО "Хоттей" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.2004 г., периодом, в течение которого общество имеет право на применение льготного налогообложения, является 18.03.2004 г. - 18.03.2008 г.
Законом Пермской области от 30.08.2001 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (в редакции Закона Пермской области от 31.12.2003 г. N 1053-212) с 01.01.2004 г. по 01.03.2006 г. ставка налога установлена 2200 руб. за один игровой автомат.
Доводы инспекции о том, что после 18.03.2008 г. общество утратило право на использование налоговой льготы, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, поэтому за март 2008 г. налога на игорный бизнес должен исчисляться исходя из ставки 7500 руб. за один игровой автомат, установленной Законом Пермского края от 13.12.2006 г. N 40-КЗ, судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены.
В силу ст. 368 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц.
Налоговое законодательство не регламентирует порядок использования льготы в случае, если срок ее действия истекает в середине налогового периода.
В соответствии со п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Следовательно, в любом случае до 18.03.2008 г. общество вправе было применять ставку налога, установленную в период его государственной регистрации.
Глава 29 НК РФ не содержит положений, позволяющих исчислять налог по разным ставкам в течение одного налогового периода.
Таким образом, неясность закона невозможно устранить его толкованием, следовательно, подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании указанных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при исчислении налога на игорный бизнес за март 2008 г. обществу следовало применить налоговую ставку 2200 руб. за один игровой автомат.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2008 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Р.А.БОГДАНОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Н.П.ГРИГОРЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)