Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казачкова С.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского областного суда от 11 марта 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Казачкова С.Л. - Ерофеевой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Казачков С.Л. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка.
Ростовским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Казачков С.Л., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Казачков С.Л. является субъектом правоотношений по установлению рыночной стоимости земельного участка, однако кадастровая стоимость участка в размере, равном его рыночной стоимости, не может быть установлена по состоянию на 1 января 2007 г., поскольку является неактуальной и не влечет правовых последствий для заявителя.
С указанным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не основан на законе и материалах дела.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 1 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 3 Закона для целей применения указанного акта под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 указанного Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Казачков С.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка от 8 июня 2010 г. N <...>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 15 февраля 2005 г., кадастровая стоимость земельного участка - <...> рубля.
Данная кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", постановление введено в действие с 1 января 2009 г., перечень объектов массовой оценки сформирован по состоянию на 1 января 2007 г.
Из указанного следует, что кадастровая стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, может быть установлена по состоянию на эту же дату, то есть на 1 января 2007 г.
Рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2007 г. в размере <...> рублей установлена на основании отчета об оценке от 16 декабря 2014 г. N 003-Ф/577, выполненного К. оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бизнесконсалт".
Указанный отчет не опровергнут участвующими в деле лицами и не поставлен судом под сомнение. Документальных данных, свидетельствующих об иной рыночной стоимости земельного участка, ни суду, ни Судебной коллегии не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, рыночная стоимость объекта недвижимости установлена в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В связи с этим суд не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного Казачковым С.Л. требования.
Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового судебного постановления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рублей.
Основаны на неправильном толковании норм материального права выводы суда о том, что результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г. являются неактуальными и не влекут правовых последствий для заявителя в связи с проведением очередной массовой оценки земель и изданием нового нормативного правового акта об утверждении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г.
Действительно, 25 ноября 2014 г. правительством Ростовской области принято постановление N 776 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области", которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г.
27 ноября 2014 г. акт опубликован на официальном интернет-портале органа власти и по истечении одного месяца со дня его публикации вступил в силу. Новая кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.
Однако установление указанных обстоятельств не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Казачков С.Л. является плательщиком земельного налога.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно абз. четвертому п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Следовательно, утвержденные постановлением правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 результаты кадастровой оценки не будут учитываться налоговым органом для исчисления земельного налога за период с 1 января по 31 декабря 2014 г. и предыдущие периоды, а подлежат применению для исчисления земельного налога начиная с 1 января 2015 г. и в последующие периоды.
В соответствии с абз. четвертым п. 1 ст. 391 НК РФ при исчислении налоговым органом земельного налога в период с 1 января по 31 декабря 2014 г. будут применяться данные о кадастровой стоимости земельных участков, оцененных по состоянию на 1 января 2007 г.
В силу абз. шестого п. 1 данной статьи НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным постановлением, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Заявление о пересмотре результатов определения государственной кадастровой оценки земель подано Казачковым С.Л. 26 декабря 2014 г. (сдано на почту).
Таким образом, заявитель обосновал свой правовой интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и уплате земельного налога в законно установленном размере, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 11 марта 2015 г. отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявление Казачкова С.Л..
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рублей по состоянию на 1 января 2007 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.07.2015 N 41-АПГ15-39
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 41-АПГ15-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казачкова С.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского областного суда от 11 марта 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Казачкова С.Л. - Ерофеевой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Казачков С.Л. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка.
Ростовским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Казачков С.Л., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Казачков С.Л. является субъектом правоотношений по установлению рыночной стоимости земельного участка, однако кадастровая стоимость участка в размере, равном его рыночной стоимости, не может быть установлена по состоянию на 1 января 2007 г., поскольку является неактуальной и не влечет правовых последствий для заявителя.
С указанным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не основан на законе и материалах дела.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 1 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 3 Закона для целей применения указанного акта под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 указанного Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Казачков С.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка от 8 июня 2010 г. N <...>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 15 февраля 2005 г., кадастровая стоимость земельного участка - <...> рубля.
Данная кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", постановление введено в действие с 1 января 2009 г., перечень объектов массовой оценки сформирован по состоянию на 1 января 2007 г.
Из указанного следует, что кадастровая стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, может быть установлена по состоянию на эту же дату, то есть на 1 января 2007 г.
Рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2007 г. в размере <...> рублей установлена на основании отчета об оценке от 16 декабря 2014 г. N 003-Ф/577, выполненного К. оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бизнесконсалт".
Указанный отчет не опровергнут участвующими в деле лицами и не поставлен судом под сомнение. Документальных данных, свидетельствующих об иной рыночной стоимости земельного участка, ни суду, ни Судебной коллегии не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, рыночная стоимость объекта недвижимости установлена в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В связи с этим суд не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного Казачковым С.Л. требования.
Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового судебного постановления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рублей.
Основаны на неправильном толковании норм материального права выводы суда о том, что результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г. являются неактуальными и не влекут правовых последствий для заявителя в связи с проведением очередной массовой оценки земель и изданием нового нормативного правового акта об утверждении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г.
Действительно, 25 ноября 2014 г. правительством Ростовской области принято постановление N 776 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области", которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г.
27 ноября 2014 г. акт опубликован на официальном интернет-портале органа власти и по истечении одного месяца со дня его публикации вступил в силу. Новая кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.
Однако установление указанных обстоятельств не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Казачков С.Л. является плательщиком земельного налога.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно абз. четвертому п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Следовательно, утвержденные постановлением правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 результаты кадастровой оценки не будут учитываться налоговым органом для исчисления земельного налога за период с 1 января по 31 декабря 2014 г. и предыдущие периоды, а подлежат применению для исчисления земельного налога начиная с 1 января 2015 г. и в последующие периоды.
В соответствии с абз. четвертым п. 1 ст. 391 НК РФ при исчислении налоговым органом земельного налога в период с 1 января по 31 декабря 2014 г. будут применяться данные о кадастровой стоимости земельных участков, оцененных по состоянию на 1 января 2007 г.
В силу абз. шестого п. 1 данной статьи НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным постановлением, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Заявление о пересмотре результатов определения государственной кадастровой оценки земель подано Казачковым С.Л. 26 декабря 2014 г. (сдано на почту).
Таким образом, заявитель обосновал свой правовой интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и уплате земельного налога в законно установленном размере, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 11 марта 2015 г. отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявление Казачкова С.Л..
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рублей по состоянию на 1 января 2007 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)