Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Люлькиной Е.Р.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс": директор Москаленко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" (ИНН 2315026172, ОГРН 1022302388184) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 по делу N А32-14209/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" (далее - ООО "Мехавтотранс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган) с требованием признать недействительным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения NN 79985, 79992, 79995, 79997 от 31.02.2013 г. и обязать устранить допущенные нарушения прав ООО "Мехавтотранс".
Решением суда от 13.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мехавтотранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством серии 23 N 002012695; имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером: 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права Серии 23-АБ N 636750.
Инспекцией ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом 04.09.2012 уточненных налоговых декларации по земельному налогу за 1,2,3, кварталы 2010 г. и за 2010 год, по результатам которых составлены акты за N,N 46653 от 13.12.2012, 46661 от 14.12.2012, 46663 от 14.12.2012, 46665 от 14.12.2013, и установила неполную уплату земельного налога в сумме 89 580 руб.
На акты камеральных проверок обществом были поданы возражения от 11.01.2013 г. N 4 и дополнения к возражению от 24.01.2013 г. N 12.
Заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок представленных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010 г. были вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997, где предложено уплатить земельный налог за 2010 г. в общей сумме 89580 руб.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.03.2013 N 20-12-207 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения и утверждены решения инспекции.
Общество не согласился с решениями инспекции от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997 о доначислении земельного налога за 2010 г. в общей сумме 89580 руб., что и явилось основанием его обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Основанием вынесения оспариваемых решений о доначислении земельного налога послужил вывод налогового органа о неверном определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м.
Так кадастровая стоимость данного участка на 01.01.2010 составляет сумму 28 832 295 руб. согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Указанным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 23:47:01 14 003 определен в сумме 11 514,01 руб., как за земли предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Обществом же неверно в уточненных декларациях определена кадастровая стоимость в размере 6 437 146 руб. действовавшая на 01.01.2008 г. и исчислен налог на землю за 2010 г.
Обществу согласно представленных в материалы дела документальных доказательств на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
Как видно из материалов дела и судом установлено, при расчете и доначислении обществу земельного налога налоговым органом использована кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 в размере 28 832 295 руб., на основании сведений полученных из Управления Росреестра (см. т. 2 л.д.).
Из пояснений данных представителем налогового органа в судебном заседании следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 28 832 295 руб., определена на 01.01.2010 с применением кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 23:47:0114003:0003, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а затем постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0-0, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 г. N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009 г., размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 "О признании утратившим силу Распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р признано утратившим силу. 05.02.2010 Главой Администрации Краснодарского края утверждено Постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края". Данным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 Постановление от 05.02.2010 N 58 вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 18.02.2010 (опубликовано в газете "Кубанские новости" от 08.02.2010). Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края с 01.01.2007 утверждены Постановлением от 05.02.2010 N 58. Постановление от 05.02.2010 N 58 в установленном порядке не обжаловалось и не признано неподлежащим применению.
В этой связи, распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено, а поэтому не подлежит применению. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 г.
Вместе с тем постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 сформирован и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости; в государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена в государственный земельный кадастр на основании постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Расчет кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Мехавтотранс" земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 произведен, исходя из нахождения указанного участка в составе земель населенных пунктов, земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и удельного показателя кадастровой стоимости земли в соответствии с видами функционального использования в пределах кадастрового квартала N 23:47:0114003, равной 11 514,01 рублям за 1 кв. м. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009 г., в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 25.05.2012 по делу N А32-8847/2011.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Заявитель не представил суду доказательств несоответствия оспариваемого решения налогового органа действующему законодательству.
Обществом не оспаривался порядок рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки в порядке статьи 101 Кодекса и вынесения оспариваемого решения. Так согласно представленным в материалы дела документальным доказательствам рассмотрение материалов камеральных налоговых проверок состоялось в присутствии надлежащего законного представителя - директора Москаленко И.А., что подтверждается протоколами рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 31.01.2013.
При таких обстоятельствах судом правомерно установлено, что оспариваемые обществом решения соответствует нормам действующего законодательства, фактической обязанности по уплате земельного налога за 2010 год, и не нарушают права и охраняемые законом интересы индивидуального предпринимателя, как плательщика земельного налога.
Судом не приняты во внимание доводы общества, как не основанные на верном толковании норм законодательства о налогах и сборах, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не доказывающие отсутствия у заявителя обязанности по уплате соответствующего налога на землю за 2010 г. исчисленной исходя из кадастровой стоимости равной 28 832 295 руб.
Апелляционный суд считает, что при таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по г. Новороссийску об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997 ООО "Мехавтотранс" судом первой инстанции было правомерно отказано.
Доводы ООО "Мехавтотранс", приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последней в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку требования ООО "Мехавтотранс" не удовлетворены и при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, сумма государственной пошлины в размере 1 000 руб. согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с общества.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 по делу N А32-14209/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Мехавтотранс" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.01.2014 N 15АП-18200/2013 ПО ДЕЛУ N А32-14209/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2014 г. N 15АП-18200/2013
Дело N А32-14209/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Люлькиной Е.Р.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс": директор Москаленко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" (ИНН 2315026172, ОГРН 1022302388184) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 по делу N А32-14209/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мехавтотранс" (далее - ООО "Мехавтотранс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган) с требованием признать недействительным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения NN 79985, 79992, 79995, 79997 от 31.02.2013 г. и обязать устранить допущенные нарушения прав ООО "Мехавтотранс".
Решением суда от 13.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мехавтотранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством серии 23 N 002012695; имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером: 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права Серии 23-АБ N 636750.
Инспекцией ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом 04.09.2012 уточненных налоговых декларации по земельному налогу за 1,2,3, кварталы 2010 г. и за 2010 год, по результатам которых составлены акты за N,N 46653 от 13.12.2012, 46661 от 14.12.2012, 46663 от 14.12.2012, 46665 от 14.12.2013, и установила неполную уплату земельного налога в сумме 89 580 руб.
На акты камеральных проверок обществом были поданы возражения от 11.01.2013 г. N 4 и дополнения к возражению от 24.01.2013 г. N 12.
Заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок представленных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010 г. были вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997, где предложено уплатить земельный налог за 2010 г. в общей сумме 89580 руб.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.03.2013 N 20-12-207 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения и утверждены решения инспекции.
Общество не согласился с решениями инспекции от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997 о доначислении земельного налога за 2010 г. в общей сумме 89580 руб., что и явилось основанием его обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Основанием вынесения оспариваемых решений о доначислении земельного налога послужил вывод налогового органа о неверном определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м.
Так кадастровая стоимость данного участка на 01.01.2010 составляет сумму 28 832 295 руб. согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Указанным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 23:47:01 14 003 определен в сумме 11 514,01 руб., как за земли предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Обществом же неверно в уточненных декларациях определена кадастровая стоимость в размере 6 437 146 руб. действовавшая на 01.01.2008 г. и исчислен налог на землю за 2010 г.
Обществу согласно представленных в материалы дела документальных доказательств на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:47:0114003:0003, расположенный г. Новороссийск, Приморский округ, ул. Шиллеровская, уч. N 7, с категорией - земли поселений, целевое использование - для обслуживания и эксплуатации автобазы, площадью 2510 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
Как видно из материалов дела и судом установлено, при расчете и доначислении обществу земельного налога налоговым органом использована кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 в размере 28 832 295 руб., на основании сведений полученных из Управления Росреестра (см. т. 2 л.д.).
Из пояснений данных представителем налогового органа в судебном заседании следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 28 832 295 руб., определена на 01.01.2010 с применением кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 23:47:0114003:0003, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а затем постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0-0, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 г. N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009 г., размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 "О признании утратившим силу Распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р признано утратившим силу. 05.02.2010 Главой Администрации Краснодарского края утверждено Постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края". Данным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 Постановление от 05.02.2010 N 58 вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 18.02.2010 (опубликовано в газете "Кубанские новости" от 08.02.2010). Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края с 01.01.2007 утверждены Постановлением от 05.02.2010 N 58. Постановление от 05.02.2010 N 58 в установленном порядке не обжаловалось и не признано неподлежащим применению.
В этой связи, распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено, а поэтому не подлежит применению. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 г.
Вместе с тем постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 сформирован и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости; в государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена в государственный земельный кадастр на основании постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Расчет кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Мехавтотранс" земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114003:0003 произведен, исходя из нахождения указанного участка в составе земель населенных пунктов, земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и удельного показателя кадастровой стоимости земли в соответствии с видами функционального использования в пределах кадастрового квартала N 23:47:0114003, равной 11 514,01 рублям за 1 кв. м. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009 г., в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 25.05.2012 по делу N А32-8847/2011.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Заявитель не представил суду доказательств несоответствия оспариваемого решения налогового органа действующему законодательству.
Обществом не оспаривался порядок рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки в порядке статьи 101 Кодекса и вынесения оспариваемого решения. Так согласно представленным в материалы дела документальным доказательствам рассмотрение материалов камеральных налоговых проверок состоялось в присутствии надлежащего законного представителя - директора Москаленко И.А., что подтверждается протоколами рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 31.01.2013.
При таких обстоятельствах судом правомерно установлено, что оспариваемые обществом решения соответствует нормам действующего законодательства, фактической обязанности по уплате земельного налога за 2010 год, и не нарушают права и охраняемые законом интересы индивидуального предпринимателя, как плательщика земельного налога.
Судом не приняты во внимание доводы общества, как не основанные на верном толковании норм законодательства о налогах и сборах, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не доказывающие отсутствия у заявителя обязанности по уплате соответствующего налога на землю за 2010 г. исчисленной исходя из кадастровой стоимости равной 28 832 295 руб.
Апелляционный суд считает, что при таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по г. Новороссийску об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 31.01.2013 N 79985, от 31.01.2013 N 79992, от 31.01.2013 N 79995, от 31.01.2013 N 7997 ООО "Мехавтотранс" судом первой инстанции было правомерно отказано.
Доводы ООО "Мехавтотранс", приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последней в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку требования ООО "Мехавтотранс" не удовлетворены и при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, сумма государственной пошлины в размере 1 000 руб. согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с общества.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2013 по делу N А32-14209/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Мехавтотранс" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)