Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Кузнецова Ю.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу А07-6968/2007 (судья Р.К. Кутлин), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - Рудявко О.А. (доверенность N 5-ю от 23.04.2007),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан, выразившегося в не принятии решения о возврате или отказе в возврате обществу суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 рублей за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан произвести возврат суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 рублей за период с 01.07.2005 по 31.12.2006.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ссылается на то, что при вынесении решения арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно общество не имеет право на льготу, установленную ст. 9 Федерального закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства РФ".
По мнению налогового органа, гарантия, установленная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ, заключается в неизменности элементов налогового обязательства, распространяется на возникшие в период действия указанного закона длящиеся налоговые правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что имеет право на льготу в течение четырех лет своей деятельности с момента государственной регистрации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителя налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством ИФНС России по Калининскому району г. Уфы от 28.04.2003.
Налогоплательщик с начала своей деятельности за период с июля 2005 по декабрь 2006 исчислил и уплатил в республиканский бюджет налог на игорный бизнес по ставке 7 500 руб. за один игровой автомат, установленной главой 29 НК РФ и Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-З "О налоге на игорный бизнес" (с изменениями от 16.07.2004).
Считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 4 527 000 руб.
В связи с тем, что в срок, установленный НК РФ инспекцией решение о возврате налога на игорный бизнес либо об отказе в возврате налога не принято, 11.05.2007 ООО "Олимп" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что бездействие налогового органа действительно имело место, поскольку заявление налогоплательщика оставлено без ответа, предложения в адрес налогоплательщика о проведении сверки уплаченных сумм налога не направлялось. Гарантии, предусмотренные ст. 9 Закона N 88-ФЗ, распространяют свое действие на общество в спорном периоде.
При этом в соответствии с положениями п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 1 ст. 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и(или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счет соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате сумм налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот же бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ общество относится к субъектам малого предпринимательства.
Из материалов дела следует, что ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. В соответствии с лицензией от 19.08.2003 N 002411 общество в праве осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
В соответствии со ст. 366 НК РФ объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес являются: игровой стал, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Законом Республики Башкортостан "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" N 241-з от 30.07.2001 установлено, что ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат установлена в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.
В силу ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество зарегистрировано 28.04.2003, то есть в период действия ст. 9 ФЗ N 88-ФЗ от 14.06.1995 и на него распространяются установленные данной статьей льготы.
В связи с тем, что в момент государственной регистрации общества ставка налога была установлена в размере 1 500 рублей за один игровой автомат, общество имеет право в течение первых четырех лет своей деятельности уплачивать налог на игорный бизнес исходя из ставки равной 1 500 рублей за каждый игровой автомат.
При таких обстоятельствах выводы суда соответствуют нормам материального права.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из того, что судом первой инстанции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка имеющимся доказательствам, и выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, необходимых для правильного разрешения спорных правоотношений, у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2007 года по делу А07-6968/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 17 067,50 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2007 N 18АП-7666/2007 ПО ДЕЛУ N А07-6968/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2007 г. N 18АП-7666/2007
Дело N А07-6968/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Кузнецова Ю.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу А07-6968/2007 (судья Р.К. Кутлин), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - Рудявко О.А. (доверенность N 5-ю от 23.04.2007),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан, выразившегося в не принятии решения о возврате или отказе в возврате обществу суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 рублей за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан произвести возврат суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 рублей за период с 01.07.2005 по 31.12.2006.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ссылается на то, что при вынесении решения арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно общество не имеет право на льготу, установленную ст. 9 Федерального закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства РФ".
По мнению налогового органа, гарантия, установленная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ, заключается в неизменности элементов налогового обязательства, распространяется на возникшие в период действия указанного закона длящиеся налоговые правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что имеет право на льготу в течение четырех лет своей деятельности с момента государственной регистрации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителя налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством ИФНС России по Калининскому району г. Уфы от 28.04.2003.
Налогоплательщик с начала своей деятельности за период с июля 2005 по декабрь 2006 исчислил и уплатил в республиканский бюджет налог на игорный бизнес по ставке 7 500 руб. за один игровой автомат, установленной главой 29 НК РФ и Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-З "О налоге на игорный бизнес" (с изменениями от 16.07.2004).
Считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 4 527 000 руб.
В связи с тем, что в срок, установленный НК РФ инспекцией решение о возврате налога на игорный бизнес либо об отказе в возврате налога не принято, 11.05.2007 ООО "Олимп" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что бездействие налогового органа действительно имело место, поскольку заявление налогоплательщика оставлено без ответа, предложения в адрес налогоплательщика о проведении сверки уплаченных сумм налога не направлялось. Гарантии, предусмотренные ст. 9 Закона N 88-ФЗ, распространяют свое действие на общество в спорном периоде.
При этом в соответствии с положениями п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 1 ст. 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и(или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счет соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате сумм налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот же бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ общество относится к субъектам малого предпринимательства.
Из материалов дела следует, что ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. В соответствии с лицензией от 19.08.2003 N 002411 общество в праве осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
В соответствии со ст. 366 НК РФ объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес являются: игровой стал, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Законом Республики Башкортостан "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" N 241-з от 30.07.2001 установлено, что ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат установлена в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.
В силу ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество зарегистрировано 28.04.2003, то есть в период действия ст. 9 ФЗ N 88-ФЗ от 14.06.1995 и на него распространяются установленные данной статьей льготы.
В связи с тем, что в момент государственной регистрации общества ставка налога была установлена в размере 1 500 рублей за один игровой автомат, общество имеет право в течение первых четырех лет своей деятельности уплачивать налог на игорный бизнес исходя из ставки равной 1 500 рублей за каждый игровой автомат.
При таких обстоятельствах выводы суда соответствуют нормам материального права.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из того, что судом первой инстанции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка имеющимся доказательствам, и выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, необходимых для правильного разрешения спорных правоотношений, у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2007 года по делу А07-6968/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 17 067,50 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)